Вполне адекватные высказывания некоторых мыслителей в течение нескольких тысяч лет для человека нельзя перенести на сознание как активное среди пассивного. Поэтому представленные нами ниже соображения, как нам представляется, решают некоторые проблемы, до сих пор остающиеся неразрешенными, что в свое время отметил известный американский философ Пирс.
Некоторые проблемы в виде вопросов, сформулированных Пирсом, приведены ниже.
«Имеет ли место какое-либо сугубо индивидуальное существование?
Какова, в общем и целом, внешняя реальность, которую репрезентируют чувственные качества?
Реально ли время, и если нет, какова природа реальности, которую оно репрезентирует?
Что в том же отношении может быть сказано о пространстве?
Насколько и в каких отношениях время есть нечто внешнее или имеет непосредственное внешнее содержание?
Непрерывны ли время и пространство?
Имеют ли время и пространство какой-либо предел или центр?
Является ли гилозоизм (одушевленность материи) стоящим серьезного рассмотрения учением, или же его следует признать полной бессмыслицей, и если является, то в чем его действительный смысл?
Что представляет собой сознание или ум, т. е. является ли сознание, подобно времени и пространству, единым континуумом, в котором по различным причинам могут образовываться разрывы под воздействием того, что в нем же содержится; составлено ли сознание из неких неизменных частей, или природа его абсолютно изменчива?
Имеет ли в общем истина, выражаясь языком Канта, какие-либо «материальные» характеристики, по которым она могла бы быть распознана или с той или иной степенью вероятности?
Имеется ли, к примеру, в течение событий какая-либо общего характера закономерность или развитие, протекающее в одном направлении?» [1, с. 294].
Характер этих вопросов указывает на то, что в настоящей работе есть ответы, по крайней мере, на некоторые и них.
Но прежде отметим то обстоятельство, что до сих пор сознание, которое, как это было понятно еще Платону несколько тысяч лет назад, не имеет отношения к объектам известного нам мира и не способно действовать в нем самостоятельно вне живых существ.
Тем не менее, некоторые ученые до сих пор пытаются определить сознание, как некую постоянную часть нашего мира в виде неразрушающейся информация вне тела.
В частности, объяснение того, что сознание может существовать самостоятельно попытались дать Стюарт Хамерофф из университета Аризоны в США и британский физик Роджер Пенроуз.
Они объяснили посмертный опыт с точки зрения квантовой теории сознания тем, что душа человека содержится внутри микротрубочек или микроканальцев, находящихся в нейронах [2].
Ныне ученые доказывают: микротрубочки по своей структуре лучше всего подходят для того, чтобы быть носителями квантовых свойств в мозге, поскольку они могут длительное время сохранять квантовые состояния — то есть, работать квантовыми компьютерами. «Когда сердце перестает снабжать кровью мозг, микротрубочки словно бы разряжаются, — объясняет Хамерофф. — Однако информация, накопленная в них, не разрушается, не пропадает, а уходит в космос» [2].
Носители квантовой информации и, следовательно, души, по словам профессора, сотканы из некоего материала. Они расположены в клетках мозга и когда умирающий человек начинает видеть характерные картины, это объясняется эффектом квантовой гравитации в микротрубочках, или утратой квантового состояния микротрубочек, когда душа постепенно покидает тело. Тем самым, информация, которая ранее была заключена в микротрубочках, не уничтожается, а лишь медленно покидает тело [2].
"Когда человек умирает, квантовая информация неопределенное время существует вне тела. Она и есть душа", - считает Хамерофф. По его словам, человеческие души созданы из некоего материала, "гораздо более фундаментального, чем нейроны, из самой ткани Вселенной" [там же].
"Думаю, что сознание всегда существовало во Вселенной. Возможно, со времен Большого взрыва", - говорит профессор. По его словам, когда человек умирает и тело разрушается, то квантовая информация (душа человека), содержащаяся в микротрубочках (белковые внутриклеточные структуры), не уничтожается, а распространяется в космосе. Ученый объяснил: "Когда сердце остановилось, и кровь перестает течь по сосудам, микротрубки теряют свое квантовое состояние. Но квантовая информация, которая в них содержится, не разрушается. Она не может исчезнуть, поэтому рассеивается по Вселенной. Когда пациент, попав в реанимацию, выживает, он рассказывает о "белом свете", может даже видеть, как он "выходит" из своего тела". С. Хамерофф считает, что именно поэтому люди в состоянии клинической смерти испытывают околосмертные переживания: например, видят яркий свет или ощущают, что летят по какому-то туннелю. Когда врачи возвращают их к жизни, эта квантовая информация или душа, побывшая в космосе, вновь возвращается в тело, поэтому человек и помнит этот необычный опыт. Некоторые коллеги Хамероффа критикуют его теорию, но ученый отмечает, что они до сих пор не смогли опровергнуть ее [там же].
Вернемся всё же к рассмотрению проблемы соотношения сознания и человека.
Представим нечто вне времени.
Это неявленное нечто, раз там нет времени, само по себе не существует, и, значит, о нем можно сказать, что оно не более чем ничто, не имеющее ни начала, ни конца, то есть нечто бесконечное.
С другой стороны, всё вокруг нас, включая и нас самих, находясь во времени, имеет начало и конец, а бесконечность в этом мире времени мы можем представить только как условие конечности в бесконечности.
Бесконечность более-менее строго определяется только математически. Обычный человек не в силах представить себе смысл бесконечности, особенно бесконечности бытия.
Тем не менее, имеет смысл обратиться к понятию бесконечности, которое часто ассоциируется с вечно текущим временем, хотя бы потому что оно противостоит понятию конечного, но реализуется именно в нем, не существуя само по себе. Реально, в известном нам мире не наблюдается ничего бесконечного – даже наша Вселенная конечна. Однако можно допустить, что вселенных может быть бесконечно много и что каждая из них не появляется ниоткуда и не исчезает бесследно, а как бы бесконечно колеблется во времени.
Такого рода подход вполне укладывается в понятие, так называемой, потенциальной бесконечности, известной со времен античности. Под потенциальной бесконечностью понимаются бесконечные совокупности объектов, а также процессы, которые могут идти нескончаемо, то есть без ограничений. Однако целостность бесконечных предметов и процессов не рассматривается.
Что же касается актуальной бесконечности, то под ней подразумеваются бесконечные объекты и процессы, которые могут быть едиными и целостными, но неизмеримыми. В математике к актуально бесконечным объектам относят актуально бесконечные множества и актуально бесконечномерные пространства.
Получается, что бесконечность во времени всегда «упирается» в конечность процессов и явлений, которые, как это представляется ученым, могут длиться, прерываясь, бесконечной чередой.
Однако, сами по себе они всегда имеют одно и то же начало, и один и тот же конец, не получая тем самым развития, то есть в этом представлении они являются бессодержательными.
Иначе говоря, подобному миру в некоем объективном времени конечных вещей и явлений как пассивному не хватает ни развивающей составляющей, то есть активного, ни объединяющей составляющей, то есть информации.
С другой стороны, бесконечное нечто вне времени потенциально имеет в себе всё – и активное, и пассивное, объединяя их, и в этом отношении является Единым, хотя оно само по себе ничем не проявляется, но имеет возможность бесконечно «передавать» свое содержание в конечном виде.
Как это ни покажется парадоксальным, это мы и наблюдаем вокруг. То есть без нас – без живых существ - мира вещей и явлений не может быть именно потому, что мы представляем то активное, которое способно производить, воспринимать и передавать имеющие для него смысл данные, то есть информацию, проявляя тем самым Единое при определенном условии, которое представлено голографической проекцией Единого.
Таким образом, Единое в своей безвременности, если оно есть одно, лишено всего из-за невозможности проявляться, то есть оказывается ничем, но при наличии такой возможности Единое как бесконечное может предъявить всё.
Такую возможность способна предоставить проекция Единого, совпадающая с ним, так как по балансу она равна нулю, будучи тем самым ничто, но обе ее составляющие с противоположным знаком могут нести содержание.
Поэтому она способна «проводить» через себя, например, в форме сверхвысокочастотных обновляющихся копий фрагменты тех объектов бытия, которые сознание способно идентифицировать в Едином. Эти дискретные сверхвысокочастотные волнообразные обновляющиеся фрагменты, проявляющиеся в форме вещей, явлений и живых существ, и составляя тем самым бытие, представляют прототип известного нам времени в прерывисто-сверхвысокочастотном виде. В этом темпоральном проявлении выражается противоположность проекция Единого безвременному Единому, что позволяет иметь бесконечно действующую систему дуального мироздания из Единого и его проекции.
Другими словам, сами вещи скрыты в безвременном Едином и сознание обновляет только то, что находится в его распоряжении в голографической проекции через копии распознаваемых им вещей (пассивного) из Единого.
[justify]Поэтому вещи в этом процессе обновления голографической проекции связаны с сознанием, раз оно на их основе, точнее, на основе пассивного из Единого, формирует копии