Произведение « В злобе и зависти своей...» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 16
Дата:

В злобе и зависти своей...



Друзья!
Из Сети
"27 января — день рождения Архипа Ивановича Куинджи (1841 – 1910), известного художника-пейзажиста,
учителя живописи Н.К. Рериха.
*****
«Всё пребывание в Академии объединяется во мне в воспоминании о А.И. Куинджи, о его мастерской. В этом
яркий пример того, что живое дело может быть двигаемо лишь живым человеком. Куинджи был слишком живым
для академической среды, и Академия не могла дорасти до его широких взглядов на искусство. Широких —
несмотря на всю его требовательность. Эта требовательность, конечно, — не что иное, как следствие горячей
любви.
На пространстве 12 лет деятельность Куинджи была единственною яркою точкою из всей жизни Академии. Он
начал светлое дело, он верил в него, он зажигал верою своею его окружавших, и ему не пришлось довести его
начинания до конца. Ему не довелось высказаться. Никогда так широко, так светло не обсуждал Архип Иванович
художественные явления, как во время своего руководительства в Академии. Видно было, что он именно верил в
дело и временно поверил в людей».
Записные листки Н.К. Рериха. Мастерская Куинджи.
«...Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная
жизнь была необычна, уединённа, и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он
восходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались
вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих, голубей, воробьёв, ворон, галок,
ласточек… Перед нами было одно из чудес природы, мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с
воронами и те не вредили меньшим собратьям.
Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным — так, чтобы они не знали, откуда пришло
благодеяние. Куинджи, посылая денежную помощь бедным, добавлял: «Только не говорите, от кого».
Неповторяема была вся жизнь его. Простой крымский пастушок, он сделался одним из самых прославленных
наших художников исключительно благодаря своему дарованию. Излишне говорить, что, конечно, всё своё
богатство он завещал народу на художественные цели».
Н.К. Рерих. Куинджи».https://vk.com/
...Други!
"Читали о выпадах и лжеизвержениях, и, должна признаться, что, негодуя на моральную гнусность и
чудовищное невежество, проявленные некоторыми типами, все же мы много смеялись над этими
нелепыми выдумками. Подстрекателям этой гнусности, конечно, не укрыться, и мы их знаем. Одно
лишь ясно, что, как всегда, враги не умаляют. Вспоминается эпизод, когда твои товарищи-завистники
старались всячески очернить тебя в глазах мудрого Куинджи, как он, дав им возможность излить весь
яд, спокойно сказал: «В злобе и зависти своей вы сами не заметили, как сделали его вездесущим и
всемогущим». Это были великие слова. Так пусть и теперь враги стараются и делают тебя всемогущим
и вездесущим. Ведь не они ли пишут, что ты – не ты, ибо ты находишься сейчас в Европе! Именно
враги являются лучшим пьедесталом великого человека. На Востоке подставки священных фигур
изображают животных. По черноте тени можно судить о силе Света. Символ Иуды – великий
жизненный символ. Все великие люди имели своих Иуд! Потому произнесем похвалу врагам!
Источник: Рерих Е.И., Письма в 9-ти томах, т. 2, п. 137
...Что ж, и сегодня этих иуд в мире полно!Но ведь  предательство и оскорбление Иерахией Света не прощаются!
В.Н.

*******
1.ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ХУДОЖНИКА И ВЕРЫ

В 21 Архип Куинджи влюбился в девочку 9 лет и копил
деньги на свадьбу, пока она росла.
История любви и жизни этой супружеской пары для многих
была и остается загадкой. Художник Архип Куинджи,
считавшийся одним из лучших мастеров в передаче игры
света и тени, чье творчество пользовалось большой
популярностью, и его прекрасно образованная супруга Вера,
предпочитавшая жить в тени мужа, вели довольно
скромный образ жизни.
Большую часть своих средств они тратили на
благотворительность, при этом были абсолютно счастливы,
и прожили в мире и согласии 35 лет.
Начало творческого пути бедного художника

Будущий великий художник родился в 1842 году в
Мариуполе, в бедной семье сапожника. Когда мальчику было
всего три года, его родители умерли, и опеку над ним взяли
такие же бедные родственники. С детства Архипу
приходилось зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он пас
гусей, работал помощником торговца хлебом, подрядчиком
на строительстве церкви, но в любую свободную минуту он
рисовал - на клочках бумаги, на заборах, на стенах домов.
Однажды по совету феодосийского купца юноша рискнул
бросить работу и начать учиться живописи. Преодолев
пешком путь до Феодосии, Архип постучался в дверь к
известному художнику Ивану Айвазовскому. Однако его
талант не был оценен мастером, который доверил ему всего
лишь роспись забора. Но Архипу удалось получить
несколько уроков живописи у родственника Айвазовского,
мариниста Адольфа Фесслера.
Это вдохновило юношу, в поисках удачи и хороших
наставников он отправился сначала в Одессу, затем в
Петербург. Там он в качестве вольного слушателя начал
посещать Академию художеств, а вечерами подрабатывать
ретушером в местной мастерской. В свободное время
продолжал писать картины. В Петербурге состоялось его
знакомство с художниками Виктором Васнецовым и Ильей
Репиным, которое впоследствии переросло в крепкую
дружбу.
Знакомство с дочерью купца.
Однажды Архип Куинджи решил навестить своих
родственников в Мариуполе, и чтобы заработать немного
денег, подрядился написать портрет местного обрусевшего
купца греческого происхождения Елевферия Шаповалова-
Кетчерджи.
У купца была дочь Вера, которая училась в Керчи, в
институте благородных девиц, а на каникулы приезжала
погостить к родителям. Когда они впервые встретились,
Вере было всего 9 лет, а Архипу - 21, но между ними
возникли теплые чувства, которые со временем переросли
во взаимную любовь.
Архип понимал, что богатый купец никогда не отдаст свою
дочь замуж за выходца из бедной семьи, к тому же ничего не
добившегося в жизни, и решил, пока Вера подрастет, стать
известным художником и заработать побольше денег. И у
него это получилось.
Статус известного художника и предложение Вере руки и
сердца
В возрасте 28 лет Куинджи получил статус свободного
художника и принял участие в первой художественной
выставке передвижников. Его невероятные способности в
изображении ночных пейзажей, в передаче игры света и тени
стали настоящей сенсацией в мире живописи. На выставки
Куинджи, которые проходили в затемненных залах с
единственным источником слабого света, направленного на
холст, начали выстраиваться длинные очереди.
Тогда же он познакомился с художником Иваном Крамским,
который высоко оценил талант Куинджи и стал посетителем
творческих вечеров, которые проходили у Крамского дома,
где собирались известные художники.
Вскоре две картины Куинджи были приобретены известным
коллекционером Павлом Третьяковым. Он заплатил
художнику 1,5 тысячи рублей - большие по тем временам
деньги. У художника появилась возможность бывать за
границей и показывать там свои работы, которые к тому
времени пользовались все большей популярностью.
В 1875 году, когда Куинджи было уже 33 года, а Вере - 21, он
решил, что пришло время сделать ей предложение. Будучи в
Париже, он купил фрак и цилиндр и отправился в
Мариуполь. Вера была счастлива. К тому времени она
получила прекрасное образование, и все эти годы ждала
этого момента. А ее отцу уже было не стыдно породниться со
знаменитым художником.
Свадебное путешествие на остров Валаам и скромная
семейная жизнь
После венчания в церкви молодожены отправились в
Петербург, а оттуда на остров Валаам, в Карелию. Там они
провели свой медовый месяц, а Куинджи, впечатленный
природой острова, написал свою дну из самых известных
картин «На острове Валааме», которую позже также
приобрел Третьяков для своей коллекции.
Архип и Вера Куинджи поселились в Петербурге, на
Васильевском острове. Несмотря на то что творчество
художника пользовалось большой популярностью, а
картины продавались за весьма неплохие деньги, они жили
достаточно скромно, не имели ни прислуги, ни кухарки. Вера
сама готовила незамысловатые блюда, поддерживала
порядок в доме, выращивала комнатные растения, помогала
супругу в ведении бухгалтерии, занималась его
корреспонденцией, при этом предпочитала оставаться в тени
мужа.
В доме у них стояла скромная мебель, приобретенная по
случаю, единственной ценной вещью был рояль, на котором
они играли вечерами, по очереди или дуэтом, иногда ходили
в театр, посещали выставки. Такая простая жизнь
устраивала их обоих.
До конца вместе
Они были счастливой парой и прожили вместе 35 лет. Детей
у них не было, поэтому всю любовь и заботу они отдавали
друг другу. Вера с пониманием относилась к тому, что
большую часть своих средств от проданных картин супруг
отдавал на благотворительность, помогал начинающим
художникам и просто нуждающимся людям, проводил за
свой счет выставки. Такая щедрость супруга ее нисколько
не тяготила и во многих делах она была его первой
помощницей.
Они вместе путешествовали по Крыму, по Кавказу, ездили к
себе на родину в Мариуполь, несколько раз бывали за
границей, посетили Всемирную художественную выставку в
Париже, художественные галереи в Берлине, Мюнхене и
Вене. В середине 1880-х годов Куинджи приобрел участок
земли на южном берегу Крыма, и супруги часто проводили
там летние месяцы.
Они дружили с Менделеевым и часто навещали ученого у
него дома. В Музее и архиве Менделеева хранится
мемориальная скатерть, вышитая подписями его гостей.
Имя Куинджи появляется на ней дважды: одна подпись,
практически в центре, принадлежит Архипу, другая, более
скромная и расположенная ближе к низу - Вере.
Незадолго до смерти Архип Куинджи создал Общество
художников для поддержки молодых дарований, которому
завещал практически все свое состояние. Вера согласилась с
его решением, и когда в 1910 году художника не стало, она
помогала сортировать и систематизировать наследие
художника, насчитывающее около 500 работ, которые также
были завещаны Обществу, получившему его имя. Оно
просуществовало до 1930-х годов.
Вера Куинджи пережила супруга на десять лет, став
хранительницей
но точная дата ее ухода из жизни неизвестна.
Также не сохранилось ее изображений, кроме одного
карандашного рисунка, сделанного Куинджи вскоре после их
свадьбы.
https://www.liveinternet.ru
*********

2.Н.К. Рерих. Гуру-Учитель.
Однажды в Финляндии я сидел на берегу Ладожского озера с крестьянским мальчиком. Человек среднего возраста прошел мимо нас, и мой маленький комп
с великой почтительностью снял свою шапку. Я спросил его после: «Кто был этот мужчина?». И с особой серьезностью мальчик ответил: «Это учитель». Я с
«Он твой учитель?» – «Нет, – ответил мальчик, – он учитель из соседней школы». «Ты знаешь его лично?» – настаивал я. «Нет», – ответил он с удивлением...
ты приветствовал его так почтительно?». Еще более серьезно мой маленький компаньон ответил: «Потому, что он учитель».
Почти аналогичный случай произошел со мной на берегу Рейна около Кельна. Снова с радостным изумлением я увидел,

Обсуждение
Комментариев нет