Произведение «Белый конверт.»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 6
Дата:

Белый конверт.


Он лежал в ящике комода, под стопкой выглаженных простыней, пахнущих свежестью и старостью. Белый, шершавый, с дубовыми ветвями, оттиснутыми золотом по углам. Каждый раз, засовывая руку под белье, я вздрагивал, натыкаясь на его ребристый угол. Он жёг пальцы, этот конверт. В нём лежали деньги. Для бабушки — «грязные бумажки», знак нашего семейного позора. Для меня, в шестнадцать, — молчаливое, давящее бремя, от которого не было спасения.

«Ты не виноват, Коля, — говорила мама, заваривая чай на кухне с часами-кукушкой. — Он просто помогает». Кукушка беззвучно открывала дверцу дважды в день, но голос её давно охрип и замолк. Как и мамин, когда она пыталась спорить с бабушкой. — Он твой отец».

Но для бабушки Антонины Петровны отец перестал им быть в тот день, когда ушёл к другой женщине, оставив нас в этой хрущёвке с кактусами на подоконнике, которые она фанатично поливала раз в месяц. Кактусы цвели ядовито-алыми цветами, похожими на пролитую кровь. Бабушка ненавидела эти цветы, но не выкидывала их. Как не выкидывала и конверты.

Раз в месяц, в одно и то же число, раздавался звонок в дверь. Я открывал. На пороге стоял он — невысокий, седеющий, с тем же самым белым конвертом в руках. Пахло от него не родным отцовским запахом табака и кожи, а чужим, терпким одеколоном.

— Здравствуй, сын.
— Здравствуйте.

Диалог исчерпывался этими двумя словами. Он протягивал конверт. Я брал. Пальцы чуть дрожали. Потом он поворачивался и уходил, а я закрывал дверь, прислонившись к косяку лбом, слушая, как за спиной в кухне свистит мамин чайник — долго, безнадёжно, будто сигнал тонущего корабля.

Однажды я не выдержал. После его ухода я влетел в кухню, швырнул конверт на стол, заставленный тарелками с недоеденным ужином.

— Я больше не буду! Это унизительно! Он откупается! Ты не видишь?

Бабушка сидела, выпрямив спину, её руки с узловатыми суставами лежали на столе, будто вырезанные из дерева.

— Вижу, — сказала она тихо. — Я всегда видела. Эти деньги… они пахнут чужими духами. Чужой жизнью.

— Так почему мы их берём? — голос мой срывался. — Почему ты заставляешь меня их брать?

Мама потупила взгляд, проводя пальцем по трещинке в пластиковой скатерти. А бабушка посмотрела на меня так, будто я был не её внуком, а случайным свидетелем.

— Потому что это всё, что от него осталось. И ты должен помнить, Колька, какую боль могут причинить деньги. Они не пахнут, сынок. Они воняют. Воняют предательством.

В тот вечер я впервые увидел не гневную старуху, а сломленную женщину, которая тридцать лет носила в сердце осколок той самой бомбы, что разорвалась в нашей семье. Её мораль была выстроена на руинах, и прощение не значилось в её чертеже.

Но годы шли. Я окончил школу, поступил в институт, привёл в дом девушку, потом жену. Белые конверты всё так же приходили, и я, уже без дрожи, клал их в ящик комода. Они копились. Я не тратил ни копейки. Для меня это была не возможность, а мумия прошлого, завёрнутая в купюры.

Всё изменилось в один вечер. Бабушка слегла. Врач, выйдя из комнаты, развёл руками: «Возраст, сердце износилось». Она лежала бледная, прозрачная, и смотрела в окно на свои кактусы.

— Коля, — позвала она меня слабым голосом. — Принеси… ящик.

Я принёс. Она медленно, костлявыми пальцами, перебрала простыни и вытащила пачку белых конвертов, перевязанную бечёвкой. Их было много. Целая жизнь.

— Возьми, — сказала она. — Это тебе.
— Бабушка, я не могу…
— Молчи, — отрезала она, и в её глазах мелькнула прежняя сталь. — Я не для того копила эту падаль, чтобы она сгнила вместе со мной. Я копила её, чтобы ты… чтобы ты посмотрел на неё и понял. Деньги — они как вода. Могут отравить, а могут и жизнь дать. Я отравлялась ими тридцать лет. Не повторяй мою ошибку.

Она умерла той же ночью. Я сидел на кухне с пачкой конвертов в руках. Они были тяжёлые, будто налитые свинцом. Я развязал бечёвку. Пахло не чужими духами. Пахло нафталином, лавандой и временем.

Прошло пять лет. У меня родилась дочь. Мы купили просторную квартиру, и переезжая, я наткнулся на ту самую пачку в глубине шкафа. Я долго смотрел на неё, а потом взял и поехал по старому адресу.

Он открыл дверь. Постаревший, сгорбленный. Глаза, такие же, как у меня, удивлённо расширились.

— Сын?..
— Можно я войду?

Мы сидели в его маленькой гостиной. Пили чай. Молчали. Потом я положил на стол толстый белый конверт, тот самый, с дубовыми ветвями.

— Это что? — спросил он тихо.
— Это всё, что ты присылал. Все эти годы. Бабушка не тратила. И я — нет.

Он отвёл взгляд. Его руки дрожали.

— Я хотел помочь. Я не знал, как иначе… просить прощения было позорно. А платить — казалось единственно правильным.
— Я знаю, — сказал я. — Но прощение нельзя купить. Его можно только заслужить.

Я встал, чтобы уйти. Он поднял на меня глаза, и в них я увидел не чужого человека в терпком одеколоне, а уставшего, одинокого старика, моего отца.

— Останешься? — дрогнувшим голосом спросил он. — Чай ещё горячий.

Я посмотрел на него, на этот конверт, который больше не жёг руки, а был просто бумагой. Круг замкнулся. Тот, кто когда-то чувствовал лишь стыд и горечь, теперь держал в руках не «грязные бумажки», а ключ. Ключ к тому, чтобы разорвать цепь старой боли.

— Останусь, — сказал я, возвращаясь к столу. — Папа.
Обсуждение
Комментариев нет