Произведение «Петушок мудреца» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 12
Дата:
Предисловие:
В статье отражена методика расшифровки тайного смысла сказки Пушкина о золотом петушке. В закрытом от царской цензуры тексте обнаружены  оценки поэта драматических событий в истории России: убийство императора Павла I и восстания декабристов. Показано   значение символических чисел в её содержании.

Петушок мудреца




                 
«А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом…»

И.А. Крылов

 
Сказка Пушкина о «золотом петушке» является самой загадочной из всех его сказок. Она была написана в 1834 году.  В основе сюжета Пушкин частично использовал содержание новеллы американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте». Он создал свой вариант сказки в более простом и доступном её понимании. Написанная в стихотворной форме, она стала более близкой по духу и восприятию для народа России. Поэт имел возможность менять и дополнять её сюжет по собственному усмотрению и это позволило ему скрыть в тексте запрещённые цензурой идеи. Сказка явно не предназначалась для детей. Одну из ключевых ролей в ней занимает петушок мудреца. В народных традициях России он символизировал черты защитника и был представителем светлых сил в противоборстве злу.
Многие литературные критики и толкователи стали искать в ней политические мотивы и связь с историческими фактами. Ничего подобного, в открытом виде, в сказке не просматривается. То, что они искали, в ней действительно имеется, но в зашифрованном виде. Содержание открытого текста нельзя привязать к конкретному географическому месту, или найти в нём какие-либо намёки на исторические события, связанные с Россией. Пушкин позаботился об этом с оглядкой на цензуру.
Например, Анна Ахматова пыталась увязать содержание сказки с личными натянутыми отношениями Николая I и поэта. На самом деле император больше опекал поэта, чем его преследовал.  После гибели Пушкина на дуэли царь погасил все его огромные долги и материально поддержал его семью. Неофициально Пушкин и Николай I несколько зависели друг от друга. Поэт нуждался в деньгах и ему была нужна хорошо оплачиваемая работа в Коллегии иностранных дел России. Гонорары за литературные произведения не могли покрыть его расходы на светские мероприятия. Со своей стороны, Николай I был заинтересован в написании Пушкиным труда по истории Петра Великого. Для этого он предоставил поэту царские архивы. Вот почему Пушкин мог знать о некоторых скрываемых тайнах императорского двора.
Николай I знал о либеральных взглядах поэта и не стал его за это открыто преследовать. Он поступил мудро: лучший способ бороться с инакомыслием поэта, это возглавить его творческую деятельность. Император объявил себя его личным цензором. Таким образом, Пушкина держала под надзором двойная цензура. Она особенно ужесточилась после восстания декабристов. У поэта была неудачная попытка выразить свои взгляды об этом движении в романе Евгений Онегин. Но рогатки царской цензуры оказались сильнее и поэту пришлось сжечь десятую главу романа. Но ему всё же удалось обойти препятствия в царской цензуре. Поэт нашёл эффективный способ избавиться от неё с помощью сказок.
 
Они оказались надёжным тайником хранения радикальных идей поэта. Пушкин не был сторонником свержения российской монархии.
 В интересах народа он хотел очистить её от пороков и недостатков. Особенно его раздражала царская бюрократия и её крепостное барское уродство. Свои радикальные взгляды на государственное устройство он мастерски научился прятать в своих сказках и многочисленных рисунках. Поэт усвоил в совершенстве их кодирование в литературных текстах. Возможность для шифрования своих радикальных взглядов на исторические события он нашёл и в «Сказке о золотом петушке».
 Царская цензура «просветила» её вдоль и поперёк и не нашла ничего крамольного. Главным смыслом его сказки является безопасность государства: внешняя и внутри страны. Внутренний враг по замыслу Пушкина был показан трагичнее и опаснее внешнего.
 
Помощь мудреца царю Дадону понадобилась для определения угроз от внешних врагов, то есть для выполнения функции разведки. Только она была предложена со стороны внешнего благодетеля, на определённых ответных обязательствах со стороны царя. Петушок мудреца выполнял функцию бдительного стражника на угрозы от внешних врагов. Но опасность может возникнуть и внутри страны. В сказке она показана в образе Шамаханской царицы, которая представляла собой внешнюю силу искушения и разрушения. Царица внезапно появилась из шатра и после сотворённого ею зла внезапно исчезла, как нечистая сила. Приведённый в сказке пример является для России совершенно не типичным. Это была тупиковая «наживка» для цензуры. Пушкин с её помощью предупреждает, что внутренняя опасность для страны может появится совершенно в другой форме, и без чар неизвестной царицы.  
 
Поэт закончил сюжет сказки с горой трупов: с гибелью трёх ратей, царя, его сыновей и мудреца. В реальности подобные трагедии могли быть только после дворцового переворота или предательства, которых в истории России было        немало. В нашей истории имел место случай, когда царь Лжедмитрий I получил власть в России, опираясь на помощь польских магнатов и изменников среди русских бояр. Во время смуты Россия, как государство, перестала существовать. А сам Лжедмитрий был растерзан толпой, которая проявила себя защитницей православной религии и национальных ценностей. С помощью образа Шамаханской царицы Пушкин, возможно, хотел показать коварство и враждебность к России ряда европейских стран, особенно Англии. Монархия в России в своей истории иногда попадала под влияние обманчивых «чар» Европы и стремилась найти в ней своих союзников. Эти иллюзии и увлечения дорого обходились России. Она часто получала от своих мнимых европейских «друзей» удар в спину. Во времена Пушкина Европа была центром ведущих политических сил в мире и могла очаровать кого угодно.
 
Мудрец в сказке представлял в месте с золотым петушком силы добра и справедливости. Он предложил царю защиту от зла и опасности в «золотой упаковке». Но поэт в сказке показывает, что любая помощь со стороны окажется бесполезной, если сама царская власть слаба, порочна и легко поддаётся злу. Из этого можно сделать вывод, что безопасность государственной власти не может быть обеспечена с помощью ценного подарка, вынутого из мешка. Последствия деятельности этой власти всегда будут непредсказуемы.  На эту тему существует мудрая русская пословица: «Больному золотая кровать не поможет».
 
Например, в России качество царской власти всегда было непредсказуемо, в виде «кота в мешке». Её слабости и пороки не зависели от народа. А попытки исправить власть с помощь мятежей, заговоров и восстаний заканчивались поражениями. Пушкин показал в сказке один из примеров гибельного курса государственной власти. В конце произведения он намекнул о наличии в тексте скрытого смысла. Я предположил, что в сказке могли быть закодированы его собственные оценки царской власти в России, её пороки и недостатки. Он не мог открыто высказать их под контролем царской цензуры.
 
 Мне известны некоторые его методы кодирования информации. Пушкин чаще использовал для этого сказки и рисунки. Он усвоил в совершенстве словесно-цифровой метод, при котором скрытый текст шифруется с помощью открытого. Для этого требуется подбор специальных слов, которые в тексте малозаметны. Обычно он использовал для кодирования только некоторые его части. Отыскать эти зашифрованные места в сказке - пустая затея. Это тоже самое, что найти наугад зарытый в земле клад. Я предположил наличие в тексте особых «указателей» для обнаружения скрытых мыслей автора.
 
Определить их сразу мне не удалось. Отыскать место скрытого смысла сказки, мне помог опыт работы с числами. Неожиданно я обнаружил в тексте число 8, обозначающее время. Оно будет повторяться в нём три раза и в итоге составит число 888. Оно не могло быть у Пушкина случайным. Это была его осознанная подсказка, в которой содержался намёк на зашифрованное послание потомкам России. Существует известная традиция: когда нужно обратить внимание на что-то важное, то обычно повторяют один и тот же сигнал три раза. Например, в ХIХ веке приглашали зрителей в зал театра с помощью сигналов колокольчика три раза. А Пушкин решил пригласить исследователей к скрытому смыслу своей сказки тремя повторяющимися восьмёрками.
Швейцарский психолог и философ Юнг считал числа «автономными существами, содержащие в себе ещё кое-что помимо количества». Пушкин являлся мастером общения через числа, открытые и закрытые. В сказках он уделял им особое значение. Он опирался на числа при кодировании своих запрещённых идей.

 Число 888 Пушкин разделил на две части: 88 и 8. По восемь дней затратили на поход ратей старший и младший сын царя. Сам Дадон через восемь дней прибыл на место битвы. Что обозначают в толковании все три числа: 888, 88 и 8?

Число их трёх восьмёрок означает вход в мир скрытого смысла или особо важной информации. Это знак перехода к действиям. Оно одно из самых мощных и значительных. Число является символом трансформации любой власти и направленной энергии на конкретные действия. Его хорошо отражает русская поговорка: «Что посеешь, то и пожнёшь». В христианской традиции оно считается числом мессии и обозначает служение народу. Это число Иисуса Христа. Оно выводится из записи его имени на греческом языке. Его имя в Новом завете употребляется 888 раз. С ним связано и много других значений.
 
Число 88 выражает объективный взгляд на происходящие события. Оно ассоциируется с внутренней силой, терпением и ответственностью. Означает необходимость движения вперёд, оставляя старые отношения. Число предупреждает об опасности и способно посылать закодированные сообщения.
 
 С древних времён число 8 ассоциируется с чудесами, магией и поиском гармонии. Является символом бесконечности, баланса между материальным и духовным. Оно отождествляется с божественным правосудием, стабильностью и порядком. В христианстве восьмёрка означает возрождение, а в Библии ассоциируется с началом новой жизни.
 
Пушкин в сказке закодировал ещё одно число, определяющее его судьбу.
Это число 37, скрытое в её словах: 3 – от слов «третья рать» 7 – от слов «неделя ровно». Это число было роковым для самого поэта. Он не раз маскировал его в своих произведениях, включая рисунки. Число относится к 1837 году, к дате его возможной гибели, о которой ему наворожила немецкая гадалка. В год написания «Сказки о золотом петушке» до этой даты оставалось менее трёх лет.
 В это время Пушкин находился в поиске своего смысла жизни. Он даже пытался подать в отставку с государственной должности в Коллегии иностранных дел, но друзья его отговорили. Возможно, по причине неопределённости своей судьбы он стремился закодировать в сказках свои критические взгляды и оценки, касающиеся монархии России. Драматизм событий от преступной деятельности царя Дадона в сказке, Пушкин перенёс в зашифрованном виде на трагические

Обсуждение
Комментариев нет