Произведение «Жан Кокто. "Красавица и Чудовище". Алхимия образов.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 14
Дата:

Жан Кокто. "Красавица и Чудовище". Алхимия образов.

Записки о кино
 
 
Мистическая роскошно-костюмированная драма Жана Кокто «Красавица и Чудовище» слагается из «пышных» декораций, эксклюзивных художественных находок (движущиеся скульптуры, «оживающие» бюсты-горельефы), реминисценций на произведения искусства Яна Вермеера, Джованни Лоренцо Бернини,  Гюстава Доре.
 
 
Свет — жидкое серебро, серебряная пыль или дым — лунная эманация. Аргиропея.
 
Зазеркальный мир в стенах барочного дворца (почти точная копия дворца с иллюстраций к «Спящей красавице» Г. Доре).
 
 
Химия здесь снова превращается в алхимию, наука делается магией. Пространственно-временные характеристики бытия иррелевантны атмосфере замка, а его атмосфера, в свою очередь, чужда «геоцентрическим координатам» — и может рассматриваться как фантазм, мираж, галлюцинация…
 
 
 
Проникнутая пафосом игра Жана Маре в образе Чудовища с ледяными глазами, выспренной речью и театральными манерами. Он — полная противоположность окружению Красавицы в ее квазиреальном подлунном мире, — ее отцу, брату, «обезличенному» ухажеру (вторая роль Маре), алчным сестрам, послушным воле земных богинь, Гее, Деметре, Кибеле. При встрече с Красавицей (Белль) у Чудовища происходит «гипнотическая фасцинация» женской красотой, белоснежным женским телом (по слову Николя Фламеля — «белизна есть символ жизни»), в результате — удвоенное погружение «в лунное сияние». Однако как ни волшебен (поэтичен) мир, в котором обитает Чудовище, его бытие детерминировано, магически-устойчиво, призрачно-неподвижно; красота же, присущая ей свобода индивидуальности, призвана лишить его этой устойчивости, вернуть первозданный текучий хаос, «трансмутировать» (в одном из эпизодов по лицу Белль вместо слез «стекают» капли-алмазы).
 
 
 
Чудовище дарит Красавице перчатку — волшебный способ «перехода-изменения» (таким «переходом» служит и зеркало в комнате Белль). Белль теряет душевный покой — становясь подобием Персефоны, разрывающейся между двумя «зонами».
 
 
 
«В глубине материи скрыта эйдетическая форма (эйдолон), которую необходимо пробудить к действию. Так под влиянием скульптора в мраморе зреет статуя, так резчик освобождает деревянную ложку из дерева». Николай Кузанский. Книга простеца.
 
 
 
Украденная из Заповедного сада роза (цветок Венеры, Возрождения) пробуждает и побуждает к действию и Чудовище, и Красавицу — в сердце Чудовища зарождается надежда, способная освободить и преобразить его...
 
 
Финал загадочен и не поддается однозначному декодированию.
 
 
Земного обожателя Белль, Авенана (чьё имя намекает на персонажа древнегреческой мифологии Актеона), проникнувшего в замок Чудовища, пронзает стрела освободившейся из каменного плена богини Дианы; таким образом, совершается обряд перехода, в результате которого Авенан принимает облик колдовского Зверя.
 
В следующее мгновение преображенный Авенан (или Чудовище, присвоившее себе его красоту) предстает перед Белль (смерть рождает новую, более совершенную жизнь).
 
 
Последние слова Авенана-Чудовища: Белль, я забираю тебя! (Переход свершился)...
 
Подобно Психеи, пробужденной поцелуем Амура, светловолосая Красавица с сияющей короной на голове протягивает руки к Возлюбленному, они обнимаются, замыкая круг, и взмывают вверх, в «высокое, бесконечное, неизменное, могущественное» — в темное клубящееся небо, обитель богов и их избранников из числа людей, которые попадают туда с помощью различных ритуалов...
 
 
 
8/9/19 окт. - 11 ноябр./31 дек 2023.