Произведение «Киммерийцы-варвары наши» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Загадки, тайны, неведомое
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 13
Дата:
Предисловие:
Мало кто из россиян ведает, что киммерийцы вовсе не варвары и нам они вовсе не чужие...

Киммерийцы-варвары наши



         Киммериец Конан-варвар сделал всемирной славу своего загадочного народа. Особенно тому поспособствовал кинофильм «Конан-варвар», в коем главную роль впечатляюще сыграл Арнольд Шварценеггер. Хотя и до него известность этого вымышленного героя и вполне реальных киммерийцев была немалой. На неё поработали многочисленные романы о Конане и киммерийцах.

         До того же о киммерийцах ведали лишь историки, серьёзные научные труды которых оставались мало кому известны. Большинство людей ежели и ведают о киммерийцах, то самый минимум: где-то когда-то обитали весьма нехилые киммерийцы, как Шварценеггер. И всё. Между тем россиянам следует знать о них куда больше. Хотя бы по той причине, что специалисты указывают легендарных киммерийцев в числе прочих народов, которые являлись нашими пращурами…

 

По следам древних киммерийцев

           На киммерийцев я обратил пристальное внимание несколько лет назад, когда оказался в Крыму. К моему удивлению, оказалось, что здесь являются привычными слова «Киммерия», «киммерийцы» и производные от них.

         А до того как и большинство людей я тоже пребывал в уверенности, что киммерийцы к нам никакого отношения вообще не имеют. Мог бы сказать о них, как герой известного кинофильма, что они жили «где-то высоко в горах!.. И не в нашем районе». Словом, не наш народ. И даже рядом не стоял: «Не был, не был, не был, не был! Даже рядом не стоял!..»

         В Феодосии же увидел объявление туристических туров: «Семь чудес Киммерии». Изумился: «Какая Киммерия? Где Киммерия и где мы?!.»

         Ознакомился с маршрутом. Он включал в себя посещение Коктебеля, города Старый Крым, Парка антилоп «Козья балка», гору Клементьева (плато Узун-Сырт), посёлок Курортное и другое.

         В Феодосии на улице В. Коробкова, дом 13, обнаружил Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина».

         В Коктебели оказался мотель, гостиница и гостевой дом с одним названием - «Киммерия». У всех трёх!..

         В Керче видел Киммерийское шоссе…

         В Симферополе и в посёлке Черноморском на северо-западе Крыма есть Киммерийские улицы.

      В Опукском заповеднике, на юго-восточном побережье Крыма, имеются руины городища Киммерик. Когда-то он был огорожен внушительной каменной стеной и являлся частью огромной фортификационной системы вместе с Киммерийским валом.

       Да ещё имеется вблизи Керчи такой. Киммерийский вал - эта грандиозная земляная насыпь с каменной сердцевиной и рвом протянулась от Чёрного моря к Азовскому и отделила восточную часть полуострова от остального Крыма. Длина вала около 42 километров, ширина его у основания достигала 20 метров, высота от дна рва – 7-8 метров. Сооружение вала велось почти две с половиной тысячи лет назад, в эпоху киммерийцев. Упоминания о Киммерийском вале имеются во многих исторических документах.

         Позже узнал, что в древности греки называли Керченский пролив Боспором Киммерийским, а переправы через него — киммерийскими.

           Интересно то, что имеется и другой Киммерийский вал, но уже на Таманском полуострове почти такой же длины. Знать бы, что вызвало необходимость сооружения того и другого?..

        В свете всего сказанного выше вовсе не случайно в 1960 году в Феодосии открылся Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина». Всего в него входит пять музеев, в Феодосии, Коктебеле и в Старом Крыму, их общий музейный фонд - свыше 90 тысяч единиц хранения.


 
Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле

Киммерия Максимилиана Волошина

           Оказавшись в дивном Коктебеле и посетив музей-дом Максимилиана Александровича Волошина (28.05.1877 – 11.09.1932 гг.), я по-новому поглядел на этого интеллектуала «серебряного века». Кстати, он считал Коктебель «истинной родиной своего духа».

            До того я знал его как известного поэта, художника, искусствоведа, философа, путешественника. Тут же ощутил его явное очаровании, назовём это так, загадочной Киммерией, как в древности именовались здешние места. Максимилиан Волошин много писал и говорил о том. Киммерия стала главной темой его поэзии, живописи и философии. У него родился поэтический цикл «Киммерийские сумерки» (1906-1909 гг.).

         В одном из своих стихотворений он написал:

                «Отроком строгим бродил я

               По терпким долинам

               Киммерии печальной,

               И дух мой незрячий

               Томился

              Тоскою древней земли...»

       Некоторые даже говорят о Волошинской Киммерии, которую он образно называл «землёй утерянных богов», так много души, любви и благоговения к ней он вложил в свои акварели, стихи, публичные выступления.

          Известный знаток творчества Максимилиана Волошина Сергей Пинаев справедливо считал: «Киммерия создала поэта. Поэт воссоздавал Киммерию в своем творчестве и слился с ней настолько, что даже в самой её природе запечатлел собственный образ…»

На берегу моря в Коктебеле Максимилиан Волошин построил дом, который получил название Дом Поэтов. Сам он считал его «художественной колонией для поэтов, ученых и художников». Из 22 комнат свыше 15 отводились гостям. Требование к проживающим было простое — «радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение доли в интеллектуальную жизнь дома». Гости жили бесплатно. В иные годы за лето сюда приезжало до шестисот человек. В результате к дому приходилось пристраивать терраски и сарайчики, иначе приезжающих негде было поместить.

         Гостеприимство хозяина не знало пределов, достигало поистине вселенских масштабов. Здесь веселились, чудили, флиртовали, влюблялись, творили стихи, картины и музыку.

       В числе приезжих были самые известные личности того времени – поэты, писатели, художники, актёры, философы, «властители дум» и многие иные. Назову лишь некоторых из них. Это - Н. Гумилёв, В. Брюсов, К. Бальмонт, М. Метерлинк, Н. Бердяев, А. Блок, И. Бунин, П. Пикассо, П. Флоренский, А. Модильяни, В. Суриков, Д. Ривера, А. Толстой, М. Горький, М. Булгаков, С. Дягилев, А. Грин, В. Серов, И. Грабарь, В. Вересаев, П. Кончаловский, С. Соловьев, К. Чуковский, А. Белый, В. Ходасевич, В. Поленов, А. Остроумова-Лебедева, К. Петров-Водкин, М. и Б. Кустодиевы, А. Лентулов, М. Зощенко, А. Бенуа, Е. Замятин, Марина и Анастасия Цветаевы. Всех и не перечесть, их было немыслимо много. Некоторые приезжали неоднократно.

          Киммерия получила художественное отражение в творчестве многих из них. Несомненно, по этой причине поэт Георгий Шенгели назвал дом Максимилиана Волошина «Киммерийскими Афинами».

Появилась даже «Киммерийская школа художников», которая романтически и даже идеалистически изображали местную природу, пейзажи, историю, легенды. Главными фигурами в ней стали Максимилиан Волошин, Иван Айвазовский и талантливый феодосийский художник с кипучей энергией Константин Богаевский. Были ещё выходцы из студии Н.С. Барсамова: В. Соколов, Н. Шорин, С. Мамчич, П. Столяренко. В их творчестве впечатления, чувства и воображение ценились выше, чем точная фиксация реальности. Художественность – выше правды.

           Колоритной внешности и носящий необычные одежды Максимилиан Волошин, как говорят, обладал некоторыми экстрасенсорными способностями. Однажды он отправился в горы с Николаем Гумилёвым и студенткой Елизаветой Дмитриевой, с которой тот прибыл в Коктебель. На их глазах Максимилиан Волошин простёр руки над сухой травой на склоне, и та загорелась. Впечатление было произведено сильнейшее.

          Однажды ему был задан вопрос:

          - Правда ли в том, что вы лечите наложением рук; угадываете будущее по звездам; ходите по воде, аки по суху; приручили дельфина и ежедневно доите его, как корову?

          - Конечно, правда! — ответил Максимилиан Волошин, крайне польщённый таким вопросом.

         Но было ли сие сказано для эпатажа или являлось правдой, сказать невозможно.

         Интересный факт. Одна из достопримечательностей Коктебели – гора Карадаг («Чёрная гора») является самым древним вулканом в Европе, его возраст оценивается в 140 миллионов лет. Он давно потух и ныне опасности не представляет. Карадаг изобилует причудливыми каменными образованиями, ущельями, пиками, бухтами, пещерами, зелёными рощицами. Выступы скал коктебельского Карадага образуют профиль человеческой головы. В нём находили сходство с Александром Пушкиным. Максимилиан Волошин часто говорил, что это его профиль, написав:

                «Моей мечтой с тех пор напоены

                Предгорий героические сны

                И Коктебеля каменная грива;

                Его полынь хмельна моей тоской,

                Мой стих поет в волнах его прилива,

               И на скале, замкнувшей зыбь залива,

               Судьбой и ветрами изваян профиль мой».

           Многие с этим соглашались. В том числе Марина Цветаева, гостившая в 1911 году в Коктебеле, написала: «Взлобье горы. Пишу и вижу: справа, ограничивая огромный коктебельский залив, скорее разлив, чем залив, каменный профиль, уходящий в море… Максин профиль».

[justify]         После

Обсуждение
Комментариев нет