Произведение «Знаки Зодиака и судьба Осипа Мандельштама. Эпилог.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Читатели: 4
Дата:

Знаки Зодиака и судьба Осипа Мандельштама. Эпилог.


Человек, который родился под знаком КОЗЕРОГА, силен благодаря своему постоянству и умению долго ждать результатов. Он словно     никуда не спешит, но шаг за шагом идет к своей цели. Он добьется успеха даже там, где другие будут падать без сил. Выносливы и    амбициозны, а также обаятельны  и  дружелюбны. Это люди с мягкой, ненавязчивой манерой поведения.Это  очень  характерно  было для  Осипа  Мандельштама.    А  воспоминания  Анны Ахматовой являются    прекрасным подтверждением  этой   черты. Вот что она  пишет о Мандельштаме:

«Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самого себя и отвечал не самому себе, как сейчас делают почти все. В беседах был учтив, находчив и бесконечно разнообразен. Я никогда не слышала, чтобы он повторился или пускал заигранные пластинки. С    необычайной   легкостью О.Э.   выучивал языки. «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски. Незадолго до смерти просил Надю выучить его английскому языку, которого совсем не знал.


<...>  ЛЮБВИОБИЛЬНОСТЬ..

Осип Мандельштам, как многие творческие личности, позволял себе увлекаться другими женщинами. У Осипа Мандельштама был роман с художницей и актрисой Ольгой Гильдебранд-Арбениной.  «Арбенинский» цикл- земной, почти плотский, но стихи при этом не утрачивают высокой символичности.

Неизвестно, как его жена боролась с собственной ревностью, но однажды она не выдержала и собрала вещи, чтобы оставить его с очередным «увлечением», Ольгой Ваксель, Лютиком, как называли её близкие. Кажется, только тогда поэт осознал, что может в одно мгновение потерять дорогого человека.

<...>
Осип, как и полагалось настоящему поэту, обладал  ПЫЛКОСТЬЮ И СВОБОДОЛЮБИЕМ- он громко кричал о том, о чем все молчали, не связывал свои стихи цензурой. 


С началом мировой войны поэт стремится на фронт, но по состоянию здоровья не подлежит призыву.Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»). В послереволюционных стихах Мандельштама наряду с принятием революции в общедемократическом духе («1 января 1924») всё громче звучит личная тема «отщепенства», «больного сына века» и т. п., что приводит к постепенной социальной и  литературной    изоляции    поэта.

Впечатления  времен империалистической войны и двух русских революций легли в основу сборника «Tristia», который выходил отдельными частями в Берлине и Харькове. Не удается поступить даже санитаром Красного Креста. Октябрьская революция им была встречена с воодушевлением. Мандельштам работает в системе Наркомата просвещения, много ездит.Двигаясь в ногу со временем, Мандельштам не остался в стороне от революционных событий. Его жизнь в этот  период   похожа на езду на внедорожнике.     Понятно,    что эта машина везде  проедет, но     осторожность    в управлении не помешает.  В  этот  период  в  его поэзии и прозе    появились  значимые темы  государства, а также тяжелые отношения между личностью и властью  Это   тоже   является   характерной  чертой для    представителей этого знака.  Козероги идут к победе там, где остальные       просто «опускают      руки».

С 1925 по 1930 год поэт не писал стихов. Он сочинял      детские книги, занимался переводами, литературоведением. .Отношения с властью становились все более напряженными.  В ноябре 1933 года Мандельштам      написал    резкую эпиграмму на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны...», предопределившую дальнейшую судьбу поэта.Написанная им эпиграмма на   Сталина и его    окружение становится причиной ареста. Но    приговор неожиданно мягок – ссылка.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.

На этот шаг его, по всей вероятности, толкнуло несколько      обстоятельств:     ужасы коллективизации,    возобновившаяся     травля.

   

<...>ОТВАЖЕН, СПОСОБЕН НА САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ .


Создавая       «кремлевского     горца», Мандельштам понимал, на   что идет:      незадолго до этого он заявил Ахматовой:   «Я к смерти готов». Это было сознательное     принесение себя в    жертву.    Он читал стихотворение друзьям и знакомым. Последовал донос, и 13 мая 1934 года он был арестован. Вместе с женой его выслали в уральский город Чердынь. За поэта стали заступаться товарищи по поэтическому цеху. Сталин распорядился: «Изолировать, но сохранить». Эта формула на четыре года продлила поэту жизнь.

На тридцатые годы приходится период расцвета творчества Мандельштама. Но  печататься   ему  негде. Опала,    ссылка, короткая - всего год    свобода, и     новый приговор за антисоветскую деятельность.  Получив 5 лет лагерей, в 1938 году, поэт прожил всего два. Осенью сорокового он скончался во   Владлагпунке (Владивосток)  и был захоронен в общей могиле. Осип Мандельштам прожил 47 лет, нескольких дней не дотянув до 48. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.
Послесловие:
Великая слава, которую пророчили Мандельштаму поэты Серебряного века, пришла к Осипу Эмильевичу уже после его смерти. С середины 1980-х годов книги Мандельштама вновь начали распространяться на территории СССР. Современные филологи считают поэта одной из крупнейших фигур литературы XX столетия.
Обсуждение
Комментариев нет