Произведение «"ХОЛОД СВОБОДЫ" ГЛАВА № 8 » (страница 1 из 15)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Читатели: 21 +1
Дата:
Предисловие:
"АКТЁРЫ И ПОЛИТИКИ ГОСПОДА, ("да и судьи"-замаранное слово в дневнике князя-автор) ВСЕГДА ПРОИЗНОСЯТ НЕ СВОЙ ТЕКСТ, А БОЛЕЕ ЧУЖИЕ СЛОВА И МЫСЛИ ПРАВЯЩИХ ГОСПОД. К СОЖАЛЕНИЮ ПРИ КАЖДОМ ПРАВИТЕЛЕ, ЕСТЬ СВОЙ ШАКАЛ, ШИПЯЩИЙ И ВЕЗДЕСУЩИЙ, ИДУЩИЙ ПО СЛЕДУ ВСЯКОГО, КТО УГРОЖАЕТ ЕГО ХОЗЯИНУ. ДЛЯ НАС ЖЕ СИЕ ДУМАЮ, ОХ КАК НАМ НЕ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО. РЕШАЙТЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ В БЕССМЕРТИЕ ИЛИ НА ЭШАФОТ. ПРИ ВСЕМ ТОМ, ТОЛЬКО ЯРКОЕ И ОСЛЕПЛЯЮЩЕЕ ДЕЙСТВО РЕШИТ НАШУ ВОЛЮ И ЖЕЛАНИЯ, ЕСЛИ КОНЕЧНО БОГ СОИЗВОЛИТ ВМЕШАТЬСЯ В СЕЙ СПЕКТАКЛЬ, ТО И УЧАСТЬ..., ДУМАЮ НЕЗАВИДНУЮ ДЛЯ МНОГИХ ИЗ НАС. ВОЗМОЖНО, ЧТО ГЕРЦЕН В 1824 ГОДУ БЫЛ ПРАВ ГОВОРЯ МНЕ И ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ ЧТО НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ОБОИХ ОБЩЕСТВ-ЮЖНОГО И СЕВЕРНОГО, И ВОССОЕДИНИТСЯ В ПОЛНОЙ МЕРЕ В ОДНО ЦЕЛОЕ ЕДИНОЕ И МОЩНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДВОРЯН. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВКИ МУРАВЬЁВА БЫЛИ ИМ ПО ДОСТОИНСТВУ ОЦЕНЕНЫ,  И В ОБЩИХ ЧЕРТАХ ВПОЛНЕ ВОСПРИНЯТЫ И СЕРЬЁЗНО ОТРЕДАКТИРОВАНЫ ТОГДА. КАК ОН ПРОИЗНЁС:     " - РОССИЯ, КАК ИЗБА, СТРОИТЬ-РУБИТЬ ЕЁ МОЖНО ТОЛЬКО ТОПОРОМ И НЕ ИНАЧЕ ГОСПОДА. ПО ДРУГОМУ НЕ ВЫЙДЕТ. ПИЛОЙ ДОМ НЕ СООРУДИШЬ, А ЕСЛИ ЧТО И СЛЯПАЕШЬ ТО НЕНАДОЛГО, ГНИТЬ БУДЕТ, ИБО ВОЛОКНА БРЁВЕН НЕ ВЫДЕРЖАТ ТАКОГО НАДРУГАТЕЛЬСТВА НАД НИМИ И ЗАБОЛЕЮТ ГОРЯЧКОЙ СМЕРТНОЮ... И ПОТОМ, КАК МНЕ ВИДИТСЯ ГОСПОДА, В СЕМ ПРОИЗВЕДЕНИИ МНОГОЕ ВЗЯТО ИЗ КОНСТИТУЦИЙ СОЕДИНЁННЫХ - 23-Х ШТАТОВ АМЕРИКИ. К ЧЕМУ НАМ СИИ ВЫБОРОЧНЫЕ ОПИСКИ ЗАКОНОВ? РЕАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИКИ, ЭТО НЕ ИЛЛЮЗИИ ДЕМОКРАТИИ,  А  ЕЁ БЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ ЛИБЕРАЛИЗМА ИМПЕРСКИХ ЧИНОВНИКОВ И ИМПЕРАТОРА... ОПАСНЫ НЫНЕ" 

КАК-ТО ТАК ГОСПОДА ПРИВЕРЖЕНЦЫ СВОБОД. ТАК ЧТО ОСЯЗАЙТЕ ВКУС ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ПОСПЕШНЫХ РЕШЕНИЙ. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ СПЕКТАКЛЬ СЕЙ ДУМАЕТСЯ НЕЗАВИДНЫЙ И КРАЙНЕ СКУЧНЫЙ ДЛЯ НАС ПРИ ПЛОХОМ ДРАМАТУРГЕ И РЕЖИССЁРЕ..."  интересно то, что многое князем перечёркнуто, очевидно из-за боязни какого либо инцидента и прочитки сего посторонними лицами, И БЕЗЖАЛОСТНО, - им же вымарано, например слова Петра Каховского:
 "...НЕ ПРЕВРАТИТЬ-БЫ НАМ ГОСПОДА СИЕ БЛАГОРОДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ДВОРЦОВЫЙ ВОДЕВИЛЬ. ПОДУМАВ ГОСПОДА, Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗЫВАЮСЬ ОТ РОЛИ ПАЛАЧА В НЁМ..."
                                          - Пётр Каховский.- 1825 г.

"ХОЛОД СВОБОДЫ" ГЛАВА № 8

200 лет со дня восстания в имперской столице

14 декабря 1825 - 14 декабря 2025 г.г.
РУССКОЙ ГВАРДИИ-ДЕКАБРИСТАМ, их СЕМЬЯМ  - ПОСВЯЩАЮ

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

семейная хроника

                                                        Глава восьмая -

                                              -  ВОССТАНИЕ - 14 декабря 1825 г.-

Мы все дворяне от сохи,
Господь нам дал любовь и совесть,
Мы все Отчизну берегли,
От злобы царской и неволи...
Курган.1856.10.10.




Предисловие:

Поэтов мало в этом мире
Их убивают …как врагов
И в этой горестной пустыне
Я, друг с тобою одинок

Звон колокольцев в поднебесье
Морозный воздух сух и тих
И мы! Поэты в круговерфи
От Бога, огненной судьбы...

Кн. Щепин-Ростовский Д.А.
1856 год. Курган.
Как мало жизни для поэта...

"- В России, лучше быти дерзким дворянином, ругающимся как извозчик, чем тихой безмолвной тварью господа... И добавлял подумав с минуту:- В ПРОШЛОМ ДРУГИ, А НЕ В ПОТОМКАХ НАШЕ БЕССМЕРТИЕ. ПОПОМНИТЕ ЕСЛИ ВЫЖИВИТЕ КОНЕЧНО "

П. П. тюрьма, ответ Петра Каховского Князю Щепину-Ростовскому в переданной им записке. март-апрель 1826 года.

"... - Ну что вы князь, мы же не шведы и не король Карл XII, сбежавший после Полтавского сражения в Турцию. Мы русские, и не почитаем никои страхи пред любым врагом...даже, если в дали белеет призраком помост эшафота. Что есть омерзительнее имперского суда для нас господа. А удача...? Это более для дам, для нас главное Отечество, и как дар божий отдать свои жизни за него. И потом...за нами Россия!"

                                                                    - 1825 год.

"- Я долго живу господа и многое видел в мире. Нас многие почитают безумцами и тенями прошлого. Тенью Истории и обстоятельств неких событий, в тех промежутках мира между войнами и трагическими событиями,которые правят человечеством. Слепок подвигов предков и гвардии, это и есть Россия ныне... Мы не в услужении, а в служении народу. Свои мысли и понятия долга, мы переносим на власть, и это роковая ошибка дворян. Нелегко будет нашим потомкам выбивать правду истин из грязного ковра истории ..."


                                                                          Кн. Щепин-Ростовский А.И. 1789
Мы все дворяне от сохи,
Господь нам дал любовь и совесть,
Мы все Отчизну берегли,
От злобы царской и неволи...
Курган.1856.10.10.
                                         = СВОБОДА на ЗАКАТЕ =
                                                   * быль *


... Всю ночь князь мучительно ворочаясь на диване, дремал, сон никак не шёл и он никак не мог осознать по какой причине. Настроение даже в полудрёме было скверным и мучительно терпким от привкуса табака. Как же эта чёртова дрянь надоела, подумалось ему, и ведь пристрастился с юности, ещё будучи курсантом морского кадетского корпуса. Эх грехи, грехи младого недоросля.

Матушка всегда отчаянно ругала его за вредную привычку курить. Вот и сейчас ему привиделась мать, и как то  она там в усадьбе одна-одинёшенька справляется с хозяйством и челядью. Князь тяжело вздохнул от нахлынувших вдруг на него воспоминаний. Когда у него умер отец, ему было совсем ничего. и ныне он представил себе, как трудно матери одной. Челядь в усадьбе и та стала наглеть поначалу, но твёрдый и жёсткий характер княгини быстро справился с начавшимся было произволом в доме и на хозяйстве. Матушка княгиня, добрая к своим, слуг и дворовых девок держала в строгости и под жёсткой опекой. Даже на домашние дела и свадебные хлопоты жениться в селе, крестьяне приходили к ней за советом и помощью. И сама княгиня охотно помогала тем, кто из крепостных мужиков не пил и не шабашил тайком от неё у соседских помещиков. Нет, какие либо подработки она разрешала, но сперва испроси разрешение у хозяйки, а уж потом шабашь и то в меру, ибо о княжеском хозяйстве тоже нельзя забывать. А в это зимнее утро в усадьбе княгиня сидя на кровати думала о сыне и тоже не спала всю ночь...

Княгиня Ольга Миронова (Щепина-Ростовская), озябшая от щемящего руки и плечи ночного зимнего холода, лишь выйдя в коридор, накинула на плечи тёплый шерстяной плед и когда прошла в соседний со спальней зал увидела причину такого неожиданного ночного "похолодания". Вся ночная зимняя  кутерьма была от оконной неприкрытой форточки. Ну Машка, пронеслось машинально в голове хозяйки,сегодня получишь по полной,холодить дом в такой холод! Мерзавка! Княгиня, так и не привыкшая к ночным посиделкам у кого и где ни было, любило тепло и домашний уют, и у себя не  позволяла никому расслабиться и лениться. Сейчас княгиня сильно нервничала, её трясло от холода, и что было совершенно непривычно для неё, она сильно  волновалась за судьбу своего Димитрия. Своими жестами рук и кивком головы, стремясь дать понять своей  приблизившейся к залу служанки, которая услышав вдруг громкий голос хозяйки вскочила и выбежав из подсобки, услужливо остановившись в дверях и ждала распоряжений взволнованной от беспорядка в доме хозяйки.Завтра приедут гости. а вы любезные дамы так и не навели должный порядок в доме. Её семьи и так хватало хлопот и забот, а тут ещё никак с мелочами не справятся домашние. Своей подруге Ольге Александровне Зубовой, она ещё два дня назад сообщила что ждёт её прибытия у себя. При том сообщив, что в этот раз будут гости и из самой столицы и наверное пора-бы на сегодня прекращать политические разговоры чтобы не смущать их своей "шуршащей темой о скандалах двора и сплетен. И при том, надобно всем приобщаться к искусству музыки и балета...

Была конечно и другая  правда и ещё одна причина такой не любви к политическим посиделкам в гостях, это особое такому случаю внимание к ней незнакомых ей мужчин имперского дворцового склада ума, слащавых и порою слишком навязчивых в любезностях, но более докучающих её политическими беседами и часто даже откровенными спорами о политики императора и престолонаследии в Европе и России, иногда доходящие до ругани...Сие ныне крайне опасно и тревожно в таком суетном положении общества столицы. Слухи о волнениях в Гвардии волновали не только помещиков и чиновников, но и самих Зубовых. именно поэтому и надо отвлечь гостей от суетной обстановке столичного люда. А тут ещё из Таганрога смутные слухи о состоянии здоровья императора Александра Павловича...Отправив прислугу работать и исправлять случившиеся недочёты, княгиня остановилась в задумчивости  у окна и смотря на искрящийся во дворе усадьбы снег, задумалась о жизни  и службе сына. Бог ведь привечает господа того,вспомнились ей слова супруга, кто может выдавить из себя дух зависти и злобы к родным, к ближнему, даже государю и неверия в любовь.

Может и правда надо, как советовал покойный Александр Иванович, а он истинный политик и советник в таких блудливых хитросплетениях дворцовых интриг, изгнать из общения семейство Зубовых, во имя спокойствия души сына?

Тот, будучи в прошлом году в усадьбе с Каховским, до ночи спорили о судьбе России и имперства, а тот никак не хотел прекращать беседу с товарищем о  судьбе нашего  Отечества и чуть ли не в крике говорил тому, словно политик Французского революционного наклона, о справедливости и праве народа исключить крепостничество из обихода жизни Отечества. В тот раз, не выдержав споров сына, она в крике им сообщила что они дети, школяры в политике и им надобно остудиться в мыслях и замолчать!

- Знаете ли Вы уважаемый Пётр, что один утренний бокал ненавистной любви, заменяет два вечерних... конечно, если вы трезвы от предубеждений совести. Думаю господа Вы все поняли мой намёк. Мы господа знаем слишком много о тех людях, с которыми нас связала история. Знаем слишком многое, именно поэтому меня предупредили Князья Бычковы-Ростовские о возможных для всех нас последствиях. От любви мои дети, до ненависти к власти, всего один шаг... и никому ныне не возбраняется покинуть наше общество спокойно и без сор. А вас Пётр, я не желаю более принимать у себя, ибо Вы опасны в своих действиях и наклонностях быть героем...на плахе. В наше столь волнительное время перемен, почитания и изучения всяким наукам, любой дворянин может стать учителем и воспитателем всякого, только вот не Вам учить моего сына Пётр. Не всякий может стать дворянином. Вы конечно извините меня за строгий тон, но для меня сын всё что у меня есть и я же желаю спорить об этом с кем либо. Извините меня, если что не так, но я прекрасно понимаю что все устали и пора расходиться. Философия и божественные беседы о благе Общества России, я думаю не  для Вас господа спорщики. Само политическое мышление есть  у студентов, но сие намеренно укорачивает родителям и воспитателям жизнь...


[justify]… Наступающее утро, 14 декабря 1825 года, просыпалось тяжело, медленно и тяжко, словно дыхание усталого страждущего тепла путника, готовившегося к  видению чудес. Полумгла, будто нехотя, с трудом высвечивала дома и улочки пробуждающейся  столицы. Снег  небесным пухом  падал на землю. Город, после промозглой, сырой и холодной  ветреной ночи просыпался окончательно. В окнах горожан всё больше появлялись огни и  сквозь неприкрытые занавески виднелись заспанные словно "помятые " лики проснувшихся хозяек, торопливо и будто в спешке готовивших домашних к работе, а лица выглядели нервными и  озабоченными. Из одного дальнего приоткрытого окна соседнего дома, слышалась, как песня про бездомного мальчиша, а потом и повторяемая множества раз первая строка древнего гимна еврейской литургии; "- Леха доди ликрат кала..." ( выйди возлюбленный, встретить невесту-автор.) Князя удивила она, зная питерцев, ибо у этого  народа она исполняется по пятницам с приходом сумерек, и не иначе, как ему думалось, только в синагоге перед началом вечернего богослужения. Впрочем, он об этом тут-же забыл... Всё было как обычно, как в любом городе  великой России.  Белёсо-чернеющий дым от печей, с начало тонкими струйками,а потом и густыми клубами, словно тучи закружился над крышами домов и дворцов столицы Российской империи. Дворники, уже по всем улицам  мели мётлами снег, ещё лёгкий и пушистый, как сахар, синий в рассветной мгле. Звук шаркающих мётел и лопат, убиравших  тротуары усердных блюстителей чистоты, будоражили проснувшихся горожан. А их помощники, мальцы, очевидно их дети, сразу метали на землю песок из небольших тележек, не дай бог, кто из господ  может поскользнуться и упадёт… будет  трагедия. Извозчики-курьеры с гиканьем, чтобы  оберечь зазевавшихся прохожих от беды, молнией  проносились мимо его жилища, оставляя за собою вихри и клубы снега. Князь вернулся в квартиру. Время ещё было вполне предостаточно, и князь успел переписать завещание на случай своей смерти, а также письмо с извинениями  к матушке, княгине Ольге Мироновны и целое послание своей не состоявшейся невесте Оленьке Корф. Вещи были им тщательно подобраны и аккуратно уложены в саквояж отца, и в случае чего не надо матушке искать документы, и его личные вещи, как-то самое для него дорогое: медаль, иконку, копии и три оригинала писем Вольтера его деду, семейную реликвию "бунтовщика", родовой крест ( медный позолоченый - автор. С тех пор так и хранится в семье)

Обсуждение
Комментариев нет