Я боялась сдавать экзамены ещё со школьной скамьи. И не потому, что плохо занималась в течение учебного года. Отнюдь нет. Я, староста класса, неизменно заканчивала каждый учебный год с похвальной грамотой. Напротив, я боялась получать низкие оценки, а, точнее, оценки хуже «пятёрки». Помню, в студенческие годы для меня стало традицией перед каждым экзаменом говорить бабушке на прощание:
– Пожалуйста, не ругай меня, если я получу плохую оценку.
Она брала в руки мой конспект, и, подержав пару секунд, говорила, что теперь всё будет хорошо. И я с лёгким сердцем спешила в институт. В пединституте в течение пяти лет мне пришлось сдавать бесчисленное множество зачётов. Я уже и не помню, сколько их было. Но, количество экзаменов, которые студенты сдавали дважды в год, я помню очень хорошо. Их было семьдесят! Теперь мой потенциальный читатель может задать вопрос:
– Ну, и сколько из них ты сдала на «отлично»?
И я честно отвечу: шестьдесят-девять. Честное комсомольское! Да, я тогда была также комсоргом нашей группы. И сейчас, если попадётся дотошный или очень любопытный читатель, то он сможет задать следующий вопрос:
– По какому предмету и почему ты получила оценку «хорошо»?
Я снова отвечу, не тая: по физиологии на кафедре «Анатомии и физиологии человека». А почему – точно ответить не смогу. Хотя, у меня есть на этот счёт свои соображения... Всё происходило на последнем, пятом курсе, незадолго до выпускных экзаменов. На этом экзамене я традиционно вызвалась отвечать первой. Обычно, быстро получив свою очередную «пятёрку», я выходила из аудитории, победоносно оглядываясь по сторонам. Тогда ко мне подходили сокурсники, расспрашивали об экзаменаторах, а также задавали вопросы по предмету.
Будучи первой и единственной студенткой на «роковом» экзамене, я просидела напротив преподавателя целый час. Поверьте мне: он задавал вопросы не только по экзаменационному билету. Я, годы спустя, лишь помню, что диапазон вопросов выходил далеко за рамки нашего учебника. А отвечать мне на них приходилось даже быстрее, чем в популярной уже в то время передаче «Что? Где? Когда?» И вот, я выхожу из аудитории, сокурсники вопросительно смотрят на меня...
– Я получила «четвёрку»...
Все опешили. Не поверили своим ушам. Если мне поставили отметку «хорошо», то, что же тогда получат они?! Долго никто не отваживался заходить в аудиторию. Наконец, взбешённый преподаватель выскочил из неё и спросил, собираются ли студенты сдавать экзамен или нет...
Этот экзаменатор обучал нас на пятом курсе. Но мне пришлось с ним познакомиться ещё на третьем. Как я уже писала, я была и в школе, и в институте отличницей-активисткой. Моя фотография висела на доске почёта у входа в деканат нашего факультета наряду с фотографиями других отличников. Примерно в середине учебного года нас вызвали в деканат и сообщили, что, в плане поощрения и по обмену студентов с другими соцстранами нас отправят в турпоездку в ГДР*. В Дрезден! Я была счастлива. Я уже мысленно представляла, как буду гулять по улицам этого красивого европейского города, посещать его музеи и выставки. Рисую я с детства, поэтому перспектива посетить знаменитую Дрезденскую галерею была для меня давней мечтой. Я знала, что там хранятся шедевры живописи, и, в первую очередь, «Сикстинская Мадонна» кисти великого Рафаэля — одна из самых известных картин в мире... Подготовка к поездке шла уже полным ходом, как вдруг меня вызывают в ректорат института. Именно там я увидела того преподавателя, который мне два года спустя поставил «четвёрку»... А в тот день в ректорате, глядя на меня в упор, он словно сверлил мой череп стальным взглядом. Так мне тогда показалось. Я ещё никогда, (во всяком случае, пока ещё, слава Б-гу), не была на допросе. Но, в тот момент мне, действительно, стало страшно. И, не успев сообразить, почему меня вызвали в ректорат ВУЗа, я услышала вполне банальный вопрос. Преподаватель уточнил мои имя, отчество и фамилию. На утвердительный ответ последовала фраза, от которой мне почудилось, будто мне резали ножом уши.
– Вы в ГДР не поедете!
Естественно, я стала спрашивать его, почему, мысленно «прокручивая» варианты возможных причин, но, он как заведённая шарманка, отвечал однозначно:
– Вы в ГДР не поедете!
Понимая, что мне там больше делать нечего, я вышла из помещения со слезами на глазах. После этого я ещё несколько дней не могла прийти в себя от обиды и недоумения.
***
По моей личной просьбе сокурсники согласились НЕ помещать фото данного преподавателя в нашем выпускном альбоме.
25.12.25.
*Герма́нская Демократи́ческая Респу́блика (ГДР) (нем. Deutsche Demokratische Republik, DDR), неофициально также Восто́чная Герма́ния (нем. Ostdeutschland) — социалистическое государство, существовавшее на территории Центральной Европы в период с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года.