Произведение «Аромат опубликованного слова»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: ПелевинНаличКравчукноосфераЛукьяненко
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 17
Читатели: 688 +1
Дата:
Предисловие:
Наблюдательные и острые на язычок журналисты с лёгкостью отыскивают любопытные факты или явления нашей жизни и тут же, незамедлительно, дают им характеристики. Вот и XXI век не стал исключением –  его позиционируют как «век минуты славы для каждого желающего её получить». Да, наметилась такая тенденция в нашем обществе: не скрывать свои таланты, не сидеть скромно в сторонке, когда у тебя есть что сказать миру.

Аромат опубликованного слова

«Большое видится...»
Начало века было ознаменовано появлением нескольких похожих, взятых «напрокат» на Западе, шоу.

«Фабрика звёзд» является российской версией успешного телевизионного проекта телекомпании «Эндемол» (англ. Endemol) «Академия звёзд» (англ. Star Academy). Идея проекта принадлежит испанской компании «Джестмьюзик» (англ. Gestmusic), являющейся филиалом компании «Эндемол». Однако, первой страной, начавшей трансляцию проекта 20 октября 2001 года, стала Франция. Через два дня после выхода программы во Франции, шоу под названием «Операция триумф» (исп. Operaciуn Triunfo) вышло в эфир в Испании.
С этого момента шоу стало распространяться по всему свету, в том числе оно вышло и в России в 2002 году. В настоящее время «Академия звёзд» занимает второе место по популярности после шоу «Большой Брат» (англ. Big Brother), проект завоевал признание на рынках не только Европы, но и Индии, арабских стран и Соединённых Штатов.


В сентябре 2003 года в России стартовал проект «Народный артист», цель которого звучала весьма претенциозно - «найти звезду национального масштаба». Одна такая «звезда» – Алексей Воробьёв – участвовал в конкурсе «Евровидение-2011».
Начиная от подзабытого «За стеклом» и ругаемого «Дома-2» и заканчивая «Минутой славы», – шоу на первом канале Российского телевидения, – все эти проекты были и остаются «заточенными» под каждого, кто желает показать свои уникальные способности и продемонстрировать таланты.

Люди старшего поколения, возможно, вспомнят всесоюзные конкурсы «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!», КВН, детский конкурс «Утренняя звезда»... Но, согласитесь, масштаб не тот! А всё почему? А потому что... Интернет!!!
Вот один из примеров, ставших хрестоматийным:
Творчество Петра Налича приобрело известность после того, как он опубликовал на YouTubе самостоятельно сделанный клип на собственную песню «Гитар». Клип был выложен весной 2007 года. А осенью, в течение одного месяца, клип посмотрело 70 000 человек. Ссылку на ролик пересылали друг другу пользователи Livejournal, число просмотров прирастало в день на тысячу. Затем в нескольких печатных изданиях появились интервью с Петром и статьи о нём. Публика потребовала явления артиста. 7 марта 2010 года «Музыкальный коллектив Петра Налича» выбран в качестве участника от России на конкурс «Евровидение» с песней «Lost and Forgotten».


Лучшее – враг хорошего?
Литературные способности, случается такое, «просыпаются» сразу и вдруг. Жил-поживал на Земле обычный человек, был, образно говоря, простым работником метлы и топора, а потом взял ручку и начал творить... За примерами далеко ходить не надо.
Виктор Пелевин родился 22 ноября 1962 года. В 1979 году окончил московскую  школу № 31. В 1985 году окончил Московский энергетический институт по специальности «электромеханик», учился в Литинституте, но не окончил. Был сотрудником журнала «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. А между тем книги Пелевина переведены на все главные мировые языки. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. French Magazine включил Виктора Пелевина в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры (Россия в этом списке, кроме Пелевина, представлена также кинорежиссером Сокуровым).

Сергей Лукьяненкорусский писатель-фантаст (родился в Казахстане, профессия - врач-психиатр), первые книги которого вышли на рубеже 80-90 годов. Начав с вещей, в которых сильно чувствовалось подражание Крапивину (из наших), Хайнлайну (из зарубежных) достаточно быстро перешел к творчеству в собственном оригинальном стиле. Известность писателю принесли повести "Рыцари сорока островов", и "Атомный сон". Первая НФ публикация - "За лесом, где подлый враг" ("Уральский Следопыт", 1988).
Помимо большого числа других литературных премий, в 1999 году Сергей Лукьяненко стал самым молодым на нынешний день лауреатом "Аэлиты" - старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики.

Разные источники указывают: на заре 2000-х годов писатель Сергей Лукьяненко распространял свои книги свободно, утверждая, что их можно использовать как угодно с сохранением имени автора.
А что такое «свободно»? Да через Интернет! И таких авторов сегодня весьма и весьма много.

Дмитрий Кравчук, основавший в 2000 году первые в Рунете литературные Интернет-сообщества со свободной публикацией Стихи.ру и Проза. ру, в интервью интернет-изданию TelNews о российских литературных порталах, утверждает:
Скажем, на Стихах.ру опубликовано более трех миллионов произведений. Заходит читатель, и как ему выбрать, что прочитать? Каждый автор, конечно, хочет, чтобы прочитали именно его. Для этого он использует различные виды саморекламы. Но у нас более ста тысяч авторов, и даже ознакомиться с их списком невозможно при всем желании. Вариант, при котором будут читать того, кто перекричит остальных – вряд ли правильный. Нужно как-то разложить все по полочкам. Каким образом? По уровню литературного мастерства? Это область, в которой достаточно высокую роль играют субъективные предпочтения, и сколько есть профессиональных литераторов, нет единого мнения, даже друг друга они не признают. До последнего времени эта проблема никак не решалась. Существует небольшая прослойка раскрученных и читаемых авторов и огромный пласт всех остальных, причем не факт, что худшего качества – просто их не заметили. И только в этом году где-то в далекой перспективе замаячил способ решения проблемы. Возможный ключ решения – так называемая «коллаборативная фильтация», научный метод, основанный на разработках американских экономистов, получивших нобелевскую премию. В качестве ноу-хау метод был презентован на РИФе, в России его продвигает профессор Долгин. Если кратко, то суть заключается в следующем: все читатели разбиваются на кластеры по интересам и интеллектуальному уровню на основе близости оценок уже прочитанных произведений, и в дальнейшем, если несколько человек из кластера положительно оценили новое произведение, то его можно рекомендовать и остальным членам кластера. Таким образом за счет группового опыта экономится время на составление мнение каждым участником в отдельности. Там есть математическая теория, измеряются углы между векторами предпочтений, сложные формулы для расчетов. На выходе – рекомендация для каждого конкретного читателя, что из всего многообразия представляет наибольший интерес именно для него.

Немного IMHO в ноосфере
Как-то, еще в институте, меня удивило до крайности мнение нашего преподавателя – психолога и музыкального теоретика. Она, проверяя представленные нами творческие работы (а нужно было сочинить мелодию на каверзные, в смысле ритма, стихотворные строки М. Цветаевой), выставила всей группе «пятёрки». На мой вопрос: «Почему, ведь не у всех получилось одинаково хорошо?», – она ответила: «Каждый из вас был индивидуальностью и каждый сочинял!»
Много позже я поняла смысл этих «пятёрок»: мы все прошли, хочется думать, путь от человека, усваивающего знания и воспроизводящего их, к человеку творящему.

Панов А. Д., кандидат наук, работающий в НИИ ядерной физики при МГУ, является последователем идей академика Вернадского, изучает закономерности развития ноосферы как высшей  стадии развития «биосферы» и рассматривает её как единство «природы» и «культуры». Он, в частности, пишет следующее:
Объяснением гуманизации при ускорении развития, возможно, является то, что при ускорении развития увеличивается количество творческих людей. Взаимоотношения творческих людей между собой более гуманны, чем остальные. Перед творением новых идей между людьми нет иерархии на их творениие, никто не знает кто первым сотворит следующую прогрессивную идею. Иерархия власти и собственности здесь бессильна.
Роль отдельного человека возрастает, так как творение идей происходит только индивидуально.
В основе гуманизма лежит требование к человеку стать творцом ускорения развития, так он наиболее быстро увеличивает возможности продолжения рода, поднимается выше власти, собственности и действительности, творит: новые уровни, масштабы развития, новую действительность.


Казалось бы, проблемы наших авторов весьма удалены от глобальных процессов, идущих в ноосфере. Однако, есть опасение, что мы, как герой Рэя Брэдбери, можем наступить на бабочку... А потому, чтобы не пожалеть, вслед за Гёте, «как мало из свершившегося было записано, как мало из записанного сохранено», постараемся ценить, несмотря на специфичность, аромат любого опубликованного слова...
Реклама
Обсуждение
     16:50 09.04.2013
1
В тему: папаша Фильки кирко, некто Бедрос, которого и знать-то никто не знает и знать не хочет, является НАРОДНЫМ АРТИСТОМ РОССИИ. Воопрос: как после такого похабного назначения можно относиться ко всем этим НАРОДНЫМ и ЗАСЛУЖЕННЫМ?
     16:14 01.04.2013
1
Абсолютно с Вами согласна, Марта! Каждый человек - творец, и прекрасно, когда творческий потенциал раскрывается и используется. И не суть важно для личности  какой степени его творческий запас, главное - реализация. Она обогащает не только внутренний мир автора, но и ноосферу, поскольку образы творца наделены такой художественной силой и красотой, что попытки передать их на любые материальные носители искажают их сущность почти до нуля.
Слова - молекулы, и только текст для меня приобретает  свойственный ему аромат. Типографская краска букет облагораживает.
Спасибо, Марта, за интересно поданный материал!
     08:03 01.04.2013
Интересная информационная подборка к размышлению. Запах слова опубликованного... Спасибо, Марта.
 
     21:23 31.03.2013
Хорошо подмечено, Марта!
     21:40 31.03.2013
Да уж, бывают слова ароматные...:-) :-) :-)
Реклама