Произведение «Честь и достоинство» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 13
Читатели: 1482 +1
Дата:

Честь и достоинство

«Ненависть – чувство, естественно возникающее по отношению к тому, кто вас в чем-то превосходит»  
Амброз БИРС

*
*
*

Мы общаемся на сайте…

Излишне говорить, какое значение имеет это общение для каждого из нас. Это значение глубоко индивидуально. Для одного это развлечение, для другого это своеобразная отдушина, для третьего это часть души, для четвёртого… Мы вступаем в отношения, позиционируем себя, и если для произведения допускается некая отвлечённость и создание образов, не связанных напрямую с самим автором, его личностными характерными чертами, то в рецензиях и замечаниях все мы – как на ладони. Со всеми нашими душевными достоинствами и недостатками.

Зачастую мы даём волю своим эмоциям, но кажется что это беда небольшая. Большая беда в том, что мы априори принижаем собеседника, считаем его глупее, хуже, с меньшим талантом… Это заметно. А между тем здесь, на сайте, собрались далеко не Достоевские, и Ваш покорный слуга не исключение. Как и вы, разумеется.

Мы выжигаем душу, а впрочем есть ли что выжигать? В ходу напористость, неприкрытое и прикрытое хамство, подавление демагогией, издевательства, унижение, менторство, поучения, насмешки, навязывание несуществующего превосходства, ложь, передёргивание…Да всего не перечислишь.
Люди, опомнитесь.
С горечью думаю о том, что есть сейчас литература русская, если люди, причисляющие себя к её авангарду, попросту невоспитанны?
Почему забыты истинные ценности души? Почему они стали в одночасье стыдливо игнорироваться, а порочные черты, напротив, с гордостью выпячиваются?

Википедия
«Благоро;дство (от благо;й и род) — изначально совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного ("благого") рода, то есть аристократу, дворянину[1], обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидуума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин "чувство собственного достоинства".
Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность. [2]
Как правило, под благоро;дством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.
Всеобщие моральные и этические принципы человечества (доброта, сострадание, стремление к справедливости и т. п.) существуют вне зависимости от конкретных религиозных учений и чаще являются продуктом коллективного жизненного опыта тех или иных обществ.»

Прошу вас, вдумайтесь в это определение. Есть ли вообще люди в наше время, отвечающие этим несложным, с первого взгляда, требованиям? Да и нужны ли они, когда всякий готов идти по головам, по трупам, поплёвывая на окружающих, даже к такой дешёвой и сомнительной славе, как здесь?
Полноте, Берг – скажет иной – что вы лезете со своими пыльными моралями?
Лезу, потому что гениальность не оправдывает подлости. Талант не оправдывает низости. Сомнительно, чтобы хам мог написать что-то такое, что содержит высокий штиль, ибо его внутренняя сущность не содержит сию эссенцию. Из ничего не может появиться что-то, никогда не может.
Но благородный человек может быть неотёсанным и грубым, может! «Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер». (Оноре де Бальзак)

Благородство – не врождённое свойство. Вот беседа старца Паисия Святогорца о путях к этому:

«- Как мне стяжать благородство, геронда?
- Веди себя смиренно, действуй с чистым рвением и усердием, любочестно. Развивай духовную восприимчивость. Мирно принимай досаждение от другого и радуйся, что досаждают тебе, а не ты. Потому что есть некоторые люди, которых не волнует, если они причиняют кому-то беспокойство, их волнует только, чтобы не беспокоили их. Есть и такие, что не хотят сами других беспокоить, но не хотят, чтобы и другие беспокоили их. Третьи говорят так: "Я человек восприимчивый, не могу стерпеть резкого слова", однако сами другим говорят резкости. Что это за восприимчивость такая? В чистой восприимчивости есть благородство.
- Если у человека есть недостатки, но он борется за стяжание благородства, он получит пользу?
- Благородство изгонит недостатки.
- Духовная свобода означает свободу от страстей?
- Духовная свобода - это благородство, о приобретении которого я вам говорю. А чтобы человек обладал благородством, в нём не должно быть низших страстей, мелочности, низости и т. д. В мелочности и низости Бога нет, потому что Бог по природе благ.
- Геронда, а чтобы полюбить страдания, тоже нужно работать над благородством?
- Ах, вы до сих пор так и не поняли, что значит благородство! В благородстве есть мужество, потому что, когда в человеке есть благородство, его сердце работает. Чтобы понять, что такое благородство, посмотрите на Христа. Что Христос взял для Себя? Ничего. Он всё отдал. Он принёс и продолжает приносить Себя в жертву за всех нас. Даёт нам Свою любовь, берёт на Себя наши грехи. А мы, наоборот, хотим получать любовь.
…»

С понятием благородства стоит рядом понятие о чести. Позволю себе процитировать определение, поскольку честь тоже не в ходу на ресурсах, где гораздо большее внимание уделяется сетевой чернухе и эротике, однако)

«Честь — комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности»

Нижеприведённый реферат с ресурса http://www.neuch.ru/referat/56430.html на мой взгляд достаточно внятно объясняет суть сего понятия, привожу его с сокращениями.

«Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.
Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.(только не такими способами, как здесь – прим. ОБ). Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, ЧУВСТВО САМОУВАЖЕНИЯ(выделено мной – ОБ, и далее), проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И ТОЛЬКО ПОТОМ, ВО-ВТОРЫХ, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.
….Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения.
Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей.
Чувство же собственного достоинства основано на признании ПРИНЦИПИАЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО РАВЕНСТВА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.
Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.
….Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.
Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.
Высшее проявление человеческого достоинства принято называть БЛАГОРОДСТВОМ. Благородство — это нравственное величие человеческой личности.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     02:52 05.10.2013 (1)
Больше всего уважаю в людях чувство собственного достоинства!
К сожалению, сейчас очень мало людей
обладают этим чувством: за бабло готовы на всё!
     07:08 05.10.2013
Совершенно с Вами согласен, сударыня.
Гость      21:16 02.04.2013 (1)
Комментарий удален
     21:36 02.04.2013 (1)
Весь этот «ряд опций» легко обойти. Например, здесь на Фабуле запрещено иметь клоны. Но ведь имеют же, и по несколько штук.
     21:43 02.04.2013 (1)
Некоторые клоны были созданы пару лет назад, до введения настоящих правил. Они действительные.
Клоны волнуют только больных людей, которые путают реал с виртуалом и бояться, что не смогут устранить  страницу, которая мешает его виртуальной процветаемости))
Лично...мне не важно, сколько клонов у кого. Если автор может на них работать, то почему бы и нет. За публикацию на клонах одних и тех же произведений админ наказывает.
Так же ...за оценки наляпанные клонами своему кумиру.или минусы- проверят по айпи)
Вообщем, страницы должны работать, как отдельные страницы, и конечно не для оскобления авторов...хотя  это трудно - можно пожаловаться тут же администрации.
     11:45 03.04.2013
Айпи можно заиметь столько, сколько захочется. Через прокси серверы.
Гость      13:15 02.04.2013 (1)
Комментарий удален
     17:12 02.04.2013 (1)
Ведь ненависть чувствуют, не так ли? Значит это всё же чувство?
     20:19 02.04.2013 (1)
1
Чувствуют страх, а ненавистью живут.
Ненависть для "жертвы" стимул жизни,
мотивация "творчества", самоутверждения.
Без ненависти таковые чувствуют себя ненужными, слабыми,
нереализованными (и стишата не пишутся - тем-то нет,
и скучно и грустно, и некому.. (с))
Мне так кажется.
     20:25 02.04.2013 (1)
Ненависть, радость, жалость, любовь, гнев, злоба – всё это чувства. Их – чувствуют.
Есть ещё эмоции – внешнее проявление чувств. Например, есть чувство обиды, и соотв. эмоция – слёзы.
     21:00 02.04.2013
1
Не спорю, смотрю глубже.
Ненависть это подсознательный страх,
но видимый мир иллюзорных кошмаров.
Зачастую о люто ненавидящих ненавидимые даже не подозревают,
или забывают, хотя первые свято верят в  исключительную значимость
своей ненависти в жизни вторых.
     07:30 02.04.2013 (1)
Мне понравилось. Хотя, считаю данный труд напрасным.
"Моральные и физические" красАвцы и красавки будут
продолжать получать удовольствие унижая и оскорбляя
других людей. Это для них своего рода наркотик.
Не реагировать на оскорбление и хамство никто не может.
Даже вспоминая неприятные эпизоды из жизни человек
вновь переживает неосознанный стресс. Так показывают
опыты . Приборы не могут обмануть даже разведчики-профессионалы.
     17:16 02.04.2013
Да, тут Вы правы.
Но пусть хотя бы знают, что есть такие понятия – честь и достоинство.
     10:47 02.04.2013 (1)
Для особо тугих почему Честь и достоинство начинается с ненависти...
     17:24 02.04.2013 (1)
Честь и достоинство не начинается с ненависти. Моя статья начинается с ненависти.
     17:36 02.04.2013 (1)
К кому?!
     18:00 02.04.2013 (1)
Я думаю ненависть это то ЧУВСТВО, которое человек испытывает к человеку который допустил такие поступки как:
1. Оскорбление
2. Унижение
3. Угнетение
При том, что СДЕЛАЛ ЭТО УМЫШЛЕННО.
     18:38 02.04.2013 (1)
Ненависть напрямую связана с понятием чести и достоинства. Это же так элементарно!
     18:42 02.04.2013
Честь=Достоинство=Месть во имя справедливости!
     19:24 01.04.2013 (1)
Это так легко объяснимо, почему никто не стесняется выпячивать свою низость: инет.
Не страшно, что обиженный тобою враг встретит тебя на дороге, кинет тебе перчатку в лицо и вызовет на дуэль, как это было принято среди дворянства.
Так же никто не вызовет в суд, попробуй, докажи, что ты это ты, а не созданный тобою клон.
А клоны на сайте процветают, и никому под маску не заглянешь, не посмотришь в бессовестные глаза.
Не спросишь: и не стыдно тебе? А еще старенький...Вроде мужчина...Зачем же женщину оскорбляешь?
А ты, вроде женского пола, а что же ведешь себя, как пацан дворовый?
Вседозволенность развращает.
Превращает любого в то, кем он является внутри.
Ведь если не убить дракона в себе, дракон убьет тебя и займет твое место.
Но это понимает не всякий...
Легче подчиниться низким эмоциям, чем подчинить их себе.
     19:32 01.04.2013 (1)
Вы очень умная девушка)
     19:35 01.04.2013 (1)
я рассудительная женщина бальзаковского возраста. рассудительность мне к лицу.))
     19:40 01.04.2013 (1)
А в каком возрасте бывает этот бальзаковский возраст?
     19:44 01.04.2013 (1)
В том, когда ума и рассудительности в голове женщины вполне достаточно, чтобы не совершать ошибок  и жалеть об этом.))
     20:31 01.04.2013 (1)
Ясно. Я не узнаю, что хотел.
     20:35 01.04.2013 (1)
А для чего? Для меня вполне достаточно одной заметки, опубликованной на этом сайте, с фотографиями, на публикацию которых я согласия не давала, чтобы еще выносить на всеобщее любопытство частности своей личной жизни.
Все, кто умеет считать, давно уже прочли на прозе ру опубликованные мною произведения в отношении возраста и в курсе.
     21:22 01.04.2013 (1)
Это был бестактный вопрос, простите.
     21:30 01.04.2013
прощаю.
     18:30 01.04.2013 (1)
Всё правильно, всё верно , но уж так по-гелертерски это Вами подано, что поневоле скулы сводит...  
А вот представляете, Чистильщик, если бы все четыре мушкетёра были четырьмя Атосами? Все такие серьёзные-правильные  до невозможности... Умереть от тоски можно было бы с такими персонажами. Да, пожалуй, Дюма первым бы и помер.
Так и мы здесь на Фабуле: кто - такой, а кто - этакий. Хотя оскорблять собеседника - это, согласен, никуда не годится в любом случае!
     19:04 01.04.2013 (1)
Да, верно. Скучновато.  Публицистика – это вам не анекдоты))
     19:06 01.04.2013 (1)
Да в том и дело, что это и публицистика-то какая-то... ну очень сухая. "Оживили" бы Вы хоть какими-нибудь приёмами публицистического жанра, что ли.
     19:10 01.04.2013 (1)
Читайте то, что Вам по силам. Например, сказки, или беллетристику…
     19:22 01.04.2013 (1)
Да ну, Олег, право...  
А сказки, вообще говоря, очень сложный жанр литературы. Особенно - авторские. Помните "Крошку Цахеса"? Или "Чёрную курицу" Погорельского? Да вот, хоть того же любимого мною (и, судя по эпиграфу, и Вами) Бирса взять - где он с его странной жизнью (и особенно - смертью) и феерическим творчеством, и где - то ригорическое морализаторство, к коему Вы прибегли? Нет, против высказанных в Вашем эссе истин спорить нет резону, но - поданный в такой форме что Ваш текст прибавил к уже известному?
     19:36 01.04.2013 (1)
Вспомнилось, как подают свои тексты Хайдеггер и Шопенгауэр.
     19:44 01.04.2013 (1)
1
Согласен, Олег. Но это же - очень сложное, специальное чтение. Я по нескольку раз (который уж раз!) принимаюсь за "Бытие и время" (в переводе Бибихина, разумеется - поскольку по-немецки у меня, во-1-х, Хайдеггера нет, а, во-2-х, я бы вообще, полагаю, не продвинулся бы дальше первого абзаца). Вы же всё-таки не новое слово в философской науке хотите сказать, полагаю, а лишний раз напомнить авторам сайта (раз уж на этом сайте опубликовали, да?) о необходимости соблюдения общепринятых норм поведения (и общения - в том числе). Целиком поддерживая Вас в этом хорошем деле, я просто хотел высказать некоторые свои - может, и не слишком оригинальные - мысли по поводу формы этого напоминания - будучи менее "академичским" по стилю, Ваше эссе могло бы привлечь большее число читателей и тем самым эффект от его появления, думаю, был бы весомее.
     19:55 01.04.2013 (1)
Я вовсе не гонюсь за читателями. За время пребывания в сети у меня их более чем достаточно.
Но дело даже не в этом. Ибо любое произведение всегда найдёт своего читателя, даже самое бездарное.
     19:58 01.04.2013

Мы общаемся на сайте…
Излишне говорить, какое значение имеет это общение для каждого из нас.


Хотя, согласен, для общения бывает достаточно и одного человека.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама