…А книга одна у нас уже есть!
Помню теперь уже относительно далекие 70-ые годы прошлого века, когда в нашем городе собирались толпы у книжного магазина, что находился возле площади Ленина. Собирались в ожидании, когда «выбросят» дефицитные книги. Иной раз при «выбрасывании» такая начиналась толчея и давка – просто жуть!
Помню середину 80-ых годов, когда власть вдруг озаботилась сбором макулатуры. Там, где сейчас находится на проспекте магазин «Элби плюс», только со стороны двора, макулатуру принимали в обмен на дефицитные книги. И нес усердно народ по этому адресу связки газет, журналов, картона, прочего ненужного бумажного хлама, чтобы заполучить в руки вместо многих килограммов всего лишь одну, но вожделенную книгу…
А что сейчас? Тот книжный у площади приказал долго жить. В книжном на «пятачке» книг с каждым годом все меньше, все больше другого ходового товара. А иной раз на мусорках видишь выброшенные вполне хорошие книги. Перестал читать народ! Другое сейчас в цене. И такая картина – не только в нашем городе (который по инерции до сих пор почему-то считается чуть ли интеллектуальным центром всей Астраханской области), а во всей России.
По ТВ бегущей строкой сообщали, что в сегодняшней РФ 44 процента людей не читают книг.
В СССР каждая семья выписывала три-пять, а то и более, наименований газет и журналов. За некоторыми подписными изданиями занимали очередь с двух часов ночи! Еще в 1985 г. издавалось около 2 млрд. книг в год, а вот в прошлом году выпустили около 500 млн. книг (включая маленькие брошюры, рефераты, диссертации и пр.). Падение в четыре раза.
Говорят, что книги стоят дорого, что у людей нет денег на жизнь и сейчас многим не до книг вовсе. Вроде бы так и есть. Но на большей частью пустопорожние разговоры по мобильнику наше население тратит ежегодно миллиарды!
Тратит в шесть раз больше на алкоголь, нежели на учебники, справочники, прикладные и детские книги, художественную литературу.
Какой дивный рост потребления сигарет — 201 млрд. штук в 1985 г., 413,8 млрд. в 2006 г., 628,2 млрд. в 2009 г. Прирост в три раза!
Что же с нами происходит? Почему книг издается и продается все меньше, а на водку, пиво, сигареты, развлечения тратится все больше?
Сердца очень немногих людей тянутся к познанию себя и окружающего мира, увы, это сегодня не в моде. Часть читателей, конечно, ушла на сотовые и планшетники. Но главное - это просто отсутствие потребности чтения, многим хватает одноклассников и эсэмэсок.
Отвращение к книге, падающий уровень образования, засилье на ТВ низкопробных, пошлых передач, особенно молодежных. … И что в итоге? В итоге все больше подрастает молодых юношей и девушек типа Светы из Иванова, ставшей объектом многочисленных шуток.
Достаточно посмотреть программы центральных телеканалов, чтобы увидеть, что даже уровень юмора теперь не требует никакого понимания, а не то чтобы какой-то тонкой внутренней организации человека. Повсюду мы видим работу на упрощение, на понижение уровня сознания.
Уже мало что осталось от знаменитой советской школы, закончив которую, самый последний лентяй и двоечник имел неплохой кругозор и кое-какие мыслительные способности.
В интернете последний хит — сюжет об отборе ведущих новостей на ТВ. Молодых людей спрашивают о том, что случилось с Магнитским. А еще спрашивают, куда впадает Волга и что такое честолюбие. На первый вопрос были получены такие ответы: «Находясь в прекрасном месте Камбодже, поругался с местными рыбаками». «Кислотой ему плеснули в лицо». «Он был отравлен и погиб в США». «Был недопущен к выезду из Великобритании». «Это ребенок, который был усыновлен в Америке и был заперт в грузовике по недосмотру родителей». «Он издал неверный указ, о котором свидетельствуют нынешние митинги в Москве».
По поводу того, куда впадает Волга, прозвучали такие мнения: «Волга впадает в Енисей». «В Амурский залив». «В океан». «Никуда». Единственная девушка, давшая правильный ответ – в Каспийское море, – тут же засмущалась и добавила: «Наверное, я сказала глупость». По поводу честолюбия участники отбора проявили редкое единодушие: «Человек, привыкший к порядку». «Человек, который ухаживает за собой». «Чистота и порядок по жизни во всех своих делах: на рабочем месте, в одежде, в семье». «Это надо мыть руки, умываться, чистить зубы».
Причем, отвечавшие на вопросы молодые люди имели вполне интеллигентный вид. Хотя при этом не знали элементарных вещей. Трудно не согласиться с одним из многочисленных комментариев, которые заполнили интернет-пространство: «Ладно Магнитский, это все-таки событие сегодняшнего дня, которое можно не знать по банальной причине – упустил, не обратил внимание и т.д. Но как можно не знать базовые вещи, например, куда Волга впадает? Это запредельно».
Есть и более запредельные вещи. Судя по опросу ВЦИОМ двухлетней давности, у нас около трети граждан уверено, что Солнце вращается вокруг Земли. Тут уж надо говорить о возврате средневековья!
А вот несколько «перлов» из ответов выпускников прошлого года на ЕГЭ по истории:
«Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством»;
«Петр I прорубил очко в Европу»;
«Самая известная из жен декабристов – Анна Ахматова. Она оставила воспоминания в стихах о поездке в Сибирь на каторгу в гости к мужу»;
«Большой след оставил Александр Суворов в руководстве красноармейской армией в войне с французами под Бородино»;
«До коллективизации голодали поодиночке, после коллективизации голодали все вместе";
«В 40 году по поручению Хрущева был убит Троцкий ледоколом в Мексике»;
«В СССР те, кто не отправлялся в тяжелые лагеря ГУЛАГа, отправлялись в менее тяжелые пионерские лагеря»;
«Борис Ельцин был первым президентом СССР. Он развалил страну, все распродал, все похерЯл. За развал СССР ему вручили нобелевскую премию».
Откуда берется безграмотная молодежь? Ответ давно известен: это влияние семьи, школы, социальной среды.
Разумеется, малообразованным, темным населением проще манипулировать. Чем меньше самостоятельных, творческих людей — того самого креативного класса, который хочет реальных изменений — тем проще власть предержащим управлять страной. Вот только люди, которые мало что знают, ничем не интересуются, не умеют анализировать, понимать содержание текстов длиннее, чем полстранички, находить решение разных проблем, не могут не только стать опорой модернизации, но и помочь сохранить быстро устаревающие достижения, доставшиеся в наследство от СССР.
| Помогли сайту Реклама Праздники |