Уважаемый Александр Дронов! Спасибо за содержательный ответ. Для характеристики собственности ныне сложились устойчивые понятия, определяющие права: владеть, пользоваться, распоряжаться. Между этими понятиями существуют значимые различия. В тонкости их я влезать не стану, все это есть в Интернете.
В эпоху собирательства и рыболовства земля и вода не имели хозяина, то есть собственника, были бесхозными, ничьими, как воздух. В ранний период земледелия и скотоводства, поскольку племена вели кочевой образ жизни, отношение к этим дарам природа мало изменилось. Оседлость. В этот период могло появиться временное пользование на землю у вождя племени и его дружинников. Что-то доставалось и соплеменникам на личных или объединенных началах. Предположение о существовании первобытного коммунизма на заре человеческой истории очень и очень проблематично. Но Марксу надо было найти нечто похожее на тот проект, который он придумал для всех грядущих поколений человечества. Для чего? Для пущей убедительности: образ цикличности исторического развития лучше укладывается в сознание думающего человека; примеры ее демонстрирует нам природа.
Марксов коммунизм это политическая диктатура вождей пролетариата и их свиты (партии) на первом этапе – социализм, далее – диктатура вождей всего общества, превращенного в пролетариат, на втором этапе – коммунизм. Разумеется, диктатура искусных вождей-манипуляторов, мастерски имитирующих демократизм, выборность и даже свободу мысли и слова. Разумно предположить, что грубое политическое насилие останется неизбежным до конца, потому что от свободы – экономической, политической, культурной человек разумный не откажется никогда. И вот тут следует подумать, какой характер приобретает в этих условиях обобществленная (огосударствленная) собственность.
Власть есть нечто отчужденное, овеществленное, как и собственность. И здесь становится очевидным, что вожди и их свита, являясь политическими диктаторами, владеют всем богатством страны, но на коллективных началах, то есть на основе принятых законов; они лично пользуются этим богатством, маскируя свое пользование, придают ему видимость легитимности: у них, как, у шахтеров, свои курорты и санатории, как у детей – свои больницы, как у голодающих, – свои распределители. Как работникам вредной для здоровья профессии, им приносят дополнительную зарплату в конвертах, как очень занятым, – в их распоряжение поступает машина и шофер. Средствами производства вожди и их свита распоряжаются прежде всего в интересах укрепления своего трона и военных нужд. Так это было у нас при Советах, но по-другому и не могло быть в принципе.
Чиновники в условия диктатуры вождей и их свиты, избранные по рекомендации вождей или назначенные, в масштабе страны являются пешками, но в масштабе своего района становятся настоящими ферзями. На местах они превращаются в маленьких вождей, порой настоящих тиранов, потому что без жесткого порядка простой народ в условиях бесхозной собственности работает с большим прохладцем и все плохо охраняемое тащит к себе в дом, в свой уголок счастья. Социализм-коммунизм – общество, построенное на строгой иерархии, это значит, что хотя все и равны, но верхи (назовем их так: члены политбюро, члены ЦК, все секретари от верху донизу и другие мелкие сошки) более равны, это значит, что верхи пользоваться благами государственной собственности могут корыстно. Кто хозяин оркестра, тот и заказывает музыку. Итак, собственник (хозяин) при социализме-коммунизме, захвативший власть в государстве революционным способом и задавивший все попытки личного обогащения и свободного мышления, – коллективный. Кровное наследование власти здесь отсутствует, здесь наследуется идея. Но и здесь бывают осечки: тот же Горбачев. Суббота, 6 июня 2013 года
| Помогли сайту Реклама Праздники |