ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И - ?
Мало кого заинтересует подобное название статьи. Если к примеру: «Такая корова нужна самому» - броское название. Читателям открываются сокровенные и экстравагантные факты из жизни знаменитостей и малоизвестных людей, и совершенно заурядных.
Интеллигенция (от латинского intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) – словарь определяет, как общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин «интеллигенция» введен писателем П.Д. Боборыкиным (в 60-х гг. XIX в.). Интеллигенция неоднородна по своему составу и принадлежит или примыкает к различным общественным классам, интересы которых она осмысливает, обслуживает и выражает.
В конце прошлого века на фоне социалистического строя смысл интеллигенция вбирал более широкие понятия и определял не только профессиональную принадлежность, но и общность нравственного облика людей с культурой поведения и образа жизни.
Россия претерпела революционные преобразования, когда на смену стабильным канонам социалистического общества определилось постиндустриальное общество со всеми капиталистическими признаками.
Специалист культуры работает в совершенно иной сфере производства и до него, как правило, доходит только извращенное понимание культуры вместо традиционного классического или новаторского, прогрессирующего. Еще классик, русский философ Н. Берднев говорил о двух принципах в развитии культуры: консервативном и творческом. Консерватизм – это традиция. «Без традиции, без преемственности культура не возможна» (Берднев Н.А. «Философия неравенства», М., 1990). Именно традиция есть то начало, которое «сохраняет качество любой культуры», «… Политика расширения границ по схеме поликультуризма есть по сути политика размывания границ единого культурного пространства, созданного многовековой российской историей…».
«… С другой стороны, постмодернистский принцип деконструкций в условиях эканстенциально нестабильного общества приобретает прямо-таки провоцирующий характер, поскольку призывает критически отнестись к исторически сложившимся ценностям, которые интегрируют целостность и солидарность положений».
Еще в начале прошлого века «… часть русской интеллигенции после Октябрьской революции оказалась в эмиграции и, … талантливейшие молодые русские ученые и философы», как пишет историк А.В. Соболев («Начала», Религиозно-философский журнал, № 4, М., 1992). На Родине же существовала канва цензуры и политизации искусства.
Сегодня общество перетряхнулось и такой передряги давно не было. Конечно искусство для искусства, как и прежде осталось, а обыватель, как и прежде, всегда сочтет в своем «мирке» себя интеллигентным человеком. Но может ли интеллигент определяться в прежних понятиях? Что соответствует сегодняшнему его уровню?
В прессе, телевидении и радио иногда да и промелькнет открытая дискурсия о роли современного интеллигента и его место в обществе… Противоречивые суждения… Да и само слово «интеллигент» в настоящее время крайне мало употребляется. Дальнейшие размышления не приведут к определенным закономерностям, да и они не нужны. Еще в 1998 году доктор социологических наук И.А. Бутенко в книге «Качество свободного времени у богатых и бедных», исходя из социологических опросов и исследований вывел определенные закономерности интересов занятий: хобби, чтение, теле-, радиопередачи, провождение выходных и другое. За точку отсчета он принял доход на одного члена семьи: богатого - $1000, бедного - $100.
Понятие «интеллигент» – профессионально.
Некоторые возразят, что культурное наследие развивается и в искусстве, и в науке, и в политике, когда существуют различные партии, движения, просто культурные кружки по интересам. Тем не менее все сводится к финансовой «стороне медали». И если встретится опрятно одетый человек и бомж из подвала, что тогда можно сказать по поводу вопроса интеллигенции?... Вопрос открытый…
И. Летунов 02.02.2004 г.
| Помогли сайту Реклама Праздники |