Произведение «Кандидат.»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Сборник: Мой социон.
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 765 +1
Дата:
Предисловие:
Много лет принимая людей на работу, я, бывало, угадывала, так сказать, профпригодность кандидата почти сразу, как только он переступал порог кабинета.  Не всегда, но часто. Многие офисы  до сих пор, невзирая на кризис, укомплектованы специалистами после моего отбора. Жаль, но так было не всегда. Это позже, благодаря мастодонтам  типирования, я научилась ориентироваться даже внешне, прибегая к тестам в самых малых дозах, выбирая из них самые короткие и занятные, таким образом, что прием на работу стал более походить на игру, чем на утомительное тестирование. Жалею, что не просила писать  кандидатов об их впечатлениях. Хорошая книга отзывов пропала. Остались в памяти искренние благодарности, откровенные удивления и восхищения результатами бесед.
  А ещё в памяти накопилась череда историй о встречах с разными людьми. Давно хочу записать самые интересные из них. Конечно глазами психолога, который искренне доверяет падчерице психологии -  соционической науке. Здесь в новеллах нет мудреных названий, теоретических потуг. Всего этого хватает на умных сайтах. Это истории про людей, встречи с которыми либо слегка коснулись меня, либо, наоборот, глубоко перемешались с моей личной судьбой причудливым узором.

Кандидат.

  Он переступил порог, когда рабочий  день минут десять как кончился. Невысокий, бледное тонкое лицо, белокурые волосы. Глядя на него, легко представить героев Достоевского или Дикенса.
  Его взгляд смотрел в никуда. Вернее – в себя, мучительно разыскивая ответ на  только ему известный вопрос. Это сегодня я знала бы всё о нем  заранее. И, довольная собой, не заметила бы добрую половину его качеств. Но тогда, на моё счастье, я только училась познавать скрытые сигналы,  спрятанные под маской учтивого безразличия и защищенные с её помощью от любопытных глаз. Время на это мне было не жалко. Так и началась наша беседа, хотя часы показывали, что  рабочий день теперь начнётся только завтра.
- «Я по объявлению – сказал он – Вы набираете менеджеров?».  Так громко и не по-русски мы называли в объявлении торгового представителя.
- «Почему Вы решили попробовать себя менеджером?» - мой вопрос ни о чем, так ,  для беседы.
- «Вы, знаете, мне просто попалась эта газета, я ещё утром не знал о нашей встрече» - доверчиво пояснил он.
   Что спросила, что ответил, это не так уж важно сейчас. Постепенно  он стал как будто мягче, словно согрелся от холода, хотя за окном был теплый летний вечер. И стал тихо рассказывать о себе. А я слушала так, словно знала - придет час, и я всё повторю за ним по серебру клавиш.
  «…Я недавно в вашем городе. Ещё нет месяца. Думаю, что-то надо делать. Совсем не знаю что. Вот случайно увидел это объявление. Раньше я жил в другом городе. И вдруг все так изменилось быстро. Хотя чему удивляться.  Я все время говорил, что мир меняется моментально, стоит тебе просто сесть в трамвай, и ты уже совсем в другом мире, а вовсе не в том, в котором был на остановке.  Я часто говорил об этом своему другу. А он не слушал.»
  «…Вы знаете, у меня есть друг. Он такой… такой… . Каким я всё время хотел быть.»
   Его тонкая звенящая улыбка опять направлена в никуда и никому.
  «…Мой друг очень сильный, смелый и  бесшабашный . Он очень красивый, все девчонки сходят по нему с ума. А он менял их легко и просто. Я завидовал ему. Мне все время хотелось быть таким же, как он, но я просто смотрел, как легко  получается  у него менять мир вокруг себя. Но мир не простит, если  его меняют так бездумно.  Вы, знаете, он  много  работал. Всегда в делах, всегда занят.  А потом  вдруг мог  уехать в кабак с пестрой компанией, пить там всю ночь, поспать пару часиков после пьянки, сесть за руль, чтоб ехать далеко- далеко, в другой город.»
 «…Всякий раз, когда  я пытался остановит его, он называл меня ворчуном, мои слова  его смешили. Он, наверное, считал, что я слабак или трус.»
 «… Случилось то, что должно было случиться – серьезная авария, суд, и теперь он проведет в тюрьме три года. Три долгих года. Я не находил себе места. Как так? Ведь я всё время говорил ему об этом, предупреждал. А он только смеялся.»
 «… Ходить по городу, в котором его нет, стало выше моих сил.  И больно сознавать, что я знал всё заранее, но  ничего не смог изменить. Ничего. И вот я здесь, чем-то надо заняться. Что-то делать , чтоб не чувствовать этой пустоты вокруг себя».
 Сумерки за окном густели с каждой минутой. Меня осенило как-то внезапно. Я просто спросила – «Скажите, а Вы любите Есенина?» - «Конечно, и многое знаю наизусть».
   Лёгкая улыбка в никуда. И никому.
 «… Спасибо Вам, что выслушали. Мне надо было выговориться. Вы видите, не зря мне попалась эта газета в руки. А вы немного задержались на работе. Мир так устроен, ничего не бывает случайно.»
 «… Я не смогу заставить себя забыть всё. Мне надо быть там, где мы были вместе. Я буду ждать его. Ездить навещать. Извините, что отнял столько времени.»  И уже не улыбка, а только намёк на неё. Силы его подошли к концу. Все нахлынувшие воспоминания как будто выжали из него последние капли энергии.
  Мы распрощались очень тепло, довольные друг другом. И было видно, что вместе со своим  вопросом он теперь уносит и ответ на него.
   Я была поражена, как ненавязчиво и деликатно вовлек этот юноша меня в канву своих переживаний, как он появился ниоткуда  и  так же тихо покинул меня, словно дымок погасшей сигареты.  Вечернее время нашей беседы принесло нам обоим свои плоды, и  справедливая догадка  о моем позднем посетителе греет мою душу до сих пор.  
Послесловие:
Мой социон.
И мой первый Есенин.
Реклама
Реклама