Произведение «О загадке Толстого ( продолжение 2)»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 504 +1
Дата:

О загадке Толстого ( продолжение 2)

Алданов подвергает сомнению эпиграф " Анны Карениной" " Мне отмщение , и Аз воздам"( не мсти- бог отомстит за тебя.)
В самом деле, за что отомщены Анна, Каренин, Вронский?
Разве виновата Анна в том, что в шестнадцать лет ее по сговору выдали замуж и в том, что Каренин был ФИЗИЧЕСКИ противен ей? И она отдалсь живому полнокровному естественному чувству к Вронскому?
Виновата в том, что не стала скрывать свою связь? Толстой полностью здесь на стороне своей героини, так как не терпит фальши, лицемерия и ханжества высшего света.
Виноват ли Каренин в том, что он, этот человек-машина, раздавлен живой жизнью?
Виноват ли Вронский, после смерти Анны сознательно уйдя на войну и погибнув, врубившись в турецкое каре?
Нет виноватых- и однако Аз воздам, - пишет Алданов.
Художник и моралист противоборствуют и далее.
Нигде, пожалуй, так не проявляются противоречия Толстого , как в "Крейцеровой сонате", которую сам Толстой в художественном отношении не очень ценил, но вряд ли найдется человек, не прочитавший это повествование в один присест, не отрываясь.
Но сначала это. Из очерка М. Горького" Лев Толстой".
"О женщинах он говорит охотно и много, как французский романист, но всегда с тою грубостью русского мужика, которая - раньше - неприятно подавляла меня. Сегодня в Миндальной роще он спросил Чехова:

- Вы сильно распутничали в юности?

А. П. смятенно ухмыльнулся и, подергивая бородку, сказал что-то невнятное, а Л. Н., глядя в море, признался:

- Я был неутомимый...

Он произнес это сокрушенно, употребив в конце фразы соленое мужицкое слово".
И странно нам слышать от неутомимого любовника следующие выводы. Что секс нужно ограничить только рождением детей.
Слова эти он вкладывает в уста главного героя, рассказчика истории своего брака и своего преступления - Позднышева.
Позднышев - преступник, убивший, зарезавший из ревности свою жену.
И гений писателя таков, что Позднышев из преступника, которого ждет суд, превращается в прокурора, который судит общество и его законы, превращающие святое - любовь, семью, брак- в мучение для человека.
Каким же образом это происходит?

Еще в " Анне Карениной" Толстой говорит об " уловлении " мужчин. Там это касается Кити и Левина. Не сама Кити, а окружающие ее люди сделали все- и Левин это видел- чтобы помирить, уловить Левина с Кити.
В " Крейцеровой сонате " эта мысль доведена до апогея.

"Оглядываясь на историю своей женитьбы, Позднышев говорит, что родители его невесты (не без благосклонного содействия ее самой) расставили ему «капкан»: «И мое состояние, — говорит он, — и платье хорошо, и катанье на лодках удалось. Двадцать раз не удавалось, а тут удалось. Вроде как капкан. Я не смеюсь. Ведь теперь браки так и устраиваются, как капканы... Скажите какой-нибудь матушке или самой девушке правду, что она только тем и занята, чтобы ловить жениха. Боже мой, какая обида! А ведь они все только это и делают, и больше им делать нечего. И что ведь ужасно: это видеть занятых этим иногда совершенно молоденьких бедных невинных девушек. И опять если б это открыто делалось, а то все обман. «Ах, происхождение видов, как интересно! Ах, Лили очень интересуется живописью! А вы будете на выставке? Как поучительно! А на тройках, а спектакли, а симфония? Ах, как замечательно! Моя Лили без ума от музыки. А вы почему не разделяете эти убеждения? А на лодках!..» А мысль одна: «Возьми, возьми меня! мою Лили! Нет, меня! Ну, хоть попробуй!..» О, мерзость! ложь!»
Почему же мужчины " уловляются?"
Секс. Вот именно здесь лежит причина теперешнего неприятия Толстым секса, в то время как в молодости он был неутомимый...

«Удивительное дело, — говорит Позднышев, рассказывая историю своей женитьбы, — какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».
Думается, что в " Крейцеровой сонате" сыграли свою роль не только религия Толстого, но и его семейные отношения с женой, которые не были простыми.
Нельзя, однако, полагать, что Толстой оправдывает своего героя. Позднышев словно создан для того, чтобы мучить себя и других.
И именно анализируя " Крейцерову сонату " Алданов приходит к грустному выводу о том, что гигантски разросшаяся личность Толстого мешала ему жить с людьми.
Так хорошо он знал  самое дно человеческой души, о котором Алданов говорит так.

"Толстой-догматик учил нас, что «дверь отворяется внутрь». Толстой-художник показал нам, что делается «внутри». Но, погуляв по лабиринту души человеческой с таким Вергилием, как автор «Крейцеровой сонаты», всякий попросится наружу, «nel chiaro mondo»{108}, в светлый мир "
Реклама
Реклама