Странная история с диктантом
Вот уже две недели Андрей - семиклассник. Новые предметы: физика, химия. Он еще не понял, понравились они ему или нет. Его любимый предмет -алгебра. Да еще русский язык ему нравится, хоть и трудный (конечно, можно ли выучить правописание за один час в неделю, когда все остальные предметы на украинском языке?)
Андрюша - спокойный, дисциплинированный ученик. Так считают учителя *разговорного жанра*, то есть устных предметов. Он не разговаривает с другими учениками, не балуется на уроках -спокойно сидит и глаз не сводит с учителя.
Удобный ученик.
Но ни один из них не знает, что этот ученик, внимательно слушающий преподавателя, думает о своем и ничего не слышит.
Вот сейчас ему в голову пришла мысль о том,что быстро прошло лето и до следующих летних каникул далеко. Однако есть еще осенние, зимние, весенние. Кроме того, каждый год карантин недели две-три. И сокращенные уроки перед всеми праздниками и в конце четверти. Так что если все эти дни сложить, то не очень и долго ждать мая
Мысли об этом закончились, и он почему-то вспомнил вчерашний урок русского языка, именно тот момент, когда Лилия Ивановна рассказала интересную историю из жизни Корнея Ивановича Чуковского. У них тема - повторение знаков препинания в простом предложении. Вот этот рассказ по теме.
А дело было так. Чуковский очень хорошо учился. Особенно ему давались гуманитарные предметы, в том числе русский язык. Однажды его приятели узнали, что будет контрольный диктант, важный-важный. На пунктуацию. Один из ребят придумал, как всем написать его успешно. Нужно привязать к ногам и рукам Чуковского ниточки и протянуть их к каждому из учеников.
Условились, что если ,например, точка, то Чуковский дергает правой ногой, запятая - левой. И так далее.
Сделали. Учитель близорукий. Ничего , конечно, не заметил. Написали и все, очень довольные, сдали. Самопроверка не разрешалась.
Утром следующего дня на урок русской словесности вместо учителя пришел директор с грозным выражением лица. Он сообщил, что их учитель серьезно заболел после того, как ему сделал внушение за плохую работу с учениками
сам смотритель училищ. То есть за диктант получил Отлично только Чуковский, остальные -самые низкие баллы. Больше директор ничего не объяснил и вышел из аудитории.
Мальчики недоумевали: Почему? А учитель, проболев две недели, пришел на работу грустным, обиженным даже. Казалось, он не мог говорить , был расстроен.
-За мою многолетнюю практику встречалось много неграмотных детей, но не настолько,-наконец слабым голосом сказал он.- Как можно было так странно расставить знаки препинания!
В середине слова - точку, запятую или даже знаки вопроса, восклицания?.. Или все решили так жестоко пошутить?
Чем закончилась эта история, учительница не рассказала, но попросила ребят подумать, почему так получилось.
И вот теперь Андрей сидел и размышлял о причине странной неграмотности товарищей Чуковского.
Уж он-то, Андрей то есть, такой глупости бы не сделал.
Он настолько углубился в свои мысли, что, когда учитель экологии назвал его фамилию, Андрюша вскочил и по инерции от своих раздумий выпалил: -Я не знаю, почему они так написали, надо еще подумать.
Учитель недоуменно смотрел на него: вопрос еще задан.
Реакция класса была адекватной: конечно, дружный смех.
Спас положение , как это часто бывает, звонок с урока, друг всех учеников, попавших впросак.
Вот вам загадка, уважаемые читатели. В чем причина эпидемии неграмотности, о которой рассказал друг Чуковского, писатель Борис Житков.
Послесловие:
Настоящие фамилия, имя, отчество Чуковского -
Николай Васильевич Корнейчуков
|