Произведение «Занимательное языкознание»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 9
Читатели: 477 +1
Дата:

Занимательное языкознание



На первое занятие кружка "Занимательное языкознание" детей пришло немного.
Это было предсказуемо, потому что, когда я объявила о создании его, не увидела на лицах ребят заинтересованности.

Ладно, думаю, не беда. Уверена, что те, кто придет всё-таки, изменят свое мнение.
На это, первое занятие, взяла несколько тем.





1.
- Как вы думаете, почему программа по литературе предусматривает заучивание стихов наизусть?
Потому что это развивает память, учит чувствовать речь, развивает и мышление, и образность.
А те, кто пишет стихи, знают много правил стихосложения.
Вот обратите внимание.
Очень важна в стихах звукопись, например.

У Брюсова звукоподражание таково.

Сухие листья, сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром кружат, шуршат
Сухие листья, сухие листья, сухие листья
Кружась, что шепчут, что говорят?

Впечатление шелеста создаётся за счёт скопления свистящих, шипящих и других согласных.

Высокие гласные [У] и [И] создают звуковое впечатление движения воздуха, едва уловимого свиста ветра.

Гласные можно назвать *ртораскрывателями*, согласные - *ртосмыкателями*.


2.
Благозвучие и неблагозвучие в стихах

- Прочитала своё же стихотворение и поняла, что это пример того, как нельзя писать

Я сегодня так устала:
ДоМА МАме помогала...

Это же самое настоящее неблагозвучие: МА-МА.

Переделала

...МАме доМА помогала...

Теперь всё в порядке. Теперь  благозвучно, что очень важно в любой речи.



3.Немного о фонетике

- Если у вас болит горло и вы пришли к врачу-ларингологу, то, осматривая горло, какой звук он просит произнести?
- Звук А.
- Правильно.Потому что звук широкий и речевой аппарат предельно открыт. Другого такого звука нет.


- Знаете почему дошкольники порой с трудом осваивают артикуляцию шипящих и звука [Р ]?
Потому что  произношения этих звуков нужна энергичная артикуляция: язык, часть языка поднимается выше.

Звук [Р ] дрожащий, что усиливает необходимость большого напряжения при его произношении.



4. В нашей речи очень много интересного. Наука этимология изучает историю происхождения слов.

- Вам, конечно, знакомо слово Шпаргалка. Что греха таить: многие ими пользуются на экзаменах. И слово Пелёнка известно. А они родственники.
Слово Шпаргалка заимствовано в 18 веке из польского языка szpargalka  <лат.>
sparganum -пелёнка, усвоенного в свою очередь из греческого.



5. Чертыхание и божба

- Мы порой не  замечаем, как и то, и другое одновременно вставляем в свою речь

Боже мой, что за погода! Чёрт знает, какой буран!
Ни черта не видно! Ей-богу, не дойду!



6.Когда мы с вами изучали части речи, я говорила, что в русском языке по частоте употребления первое место занимают имена
существительные. На втором месте - глаголы.

Шуточный пример миниатюры с использованием глаголов

В школе

Не рассчитал, проспал, торопился - опоздал. Упрекали - оправдывался.
Вызвали, спросили - волновался, не понимал,переспрашивал, отмалчивался. Подсказали- пробовал,решал, доказывал, торжествовал: получилось!


А получилось ли у меня заинтересовать школьников, увижу на втором занятии: сколько их придёт...



Реклама
Обсуждение
     21:28 02.11.2013
Очень много интересного услышал. Да, услышал. Ведь я читал вслух!
У меня есть сказка, где Баба Яга учит мальчика языку змей. Интересно, что бы сказал бы специалист? Правда, я не знаю почему, но не выставляю ее на прочтение. Во-первых она большая (из двух частей), а во-вторых "детским" мало интересуются на Ф...е и, в основном, пишут стихи.  Я так думаю.  Если заинтересуетесь, могу прислать Вам Этот фрагмент сказки.
     11:29 17.10.2013 (1)
С удовольствием пришел бы...
     16:20 17.10.2013
Спасибо,  Иван, за мнение! А и приходите на стихи ру. Там у меня много такого интересного.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама