Осталися мы без коровки, а молоко носить и прислали. Ну скажи, есть совесть у государства? Вот и пойду на базар, куплю маслица топленого бутылочку... маслом ишшо принимали за молоко-то, принесу домой, отогрею, отолью хоть немножечко похлебку вам помаслить и понесу им:
- Нате, подавитеся! У меня ж нет коровы, что ж вы с меня тянете?
А приемшик вешаить это масло, считаить да ставить:
- Была-а у тебя корова в этом году, была...
- Была, да с весны нетути, кого ж я подою теперича?
- Иди в райком, там и жалуйся.
Пойду, а и там:
- У вас записана корова с начала года.
А-а, что б вас!.. Ругаюся-ругаюся, кляну-кляну, а что толку-то? Вот и носила до конца году.
Так-то и жили... настрадалися, хлебнули всякого при советской власти. Сталин*-то, когда царствовал... его и назвать не знаешь как... Ни то дракон, ни то ишшо кто. Помню, как поставили его после Ленина*, так люди сразу и заговорили: Ленин, мол, в ботинках ходил, а Сталин - в сапогах, значить напролом теперича полезить, ничего под ногами разбирать не станить. А еще он же грузин, а грузины с ножами не расстаются, спать лягуть и то саблю рядом кладуть, танцевать… тоже с ножами танцують, так что ж ты думаешь, нешто с добром такой вождь придёть? Не-ет, он и будить как что... посадить, расстрелять! Ну и правда. Сколько-то еще продержался, а потом как начал зажимать, как начал замуздывать! Мы ведь в народе жили и все его жестокости видели... аресты расстрелы*. Пойдёть муж на работу и не знаешь: вернется ль? Сколько ж людей он погубил, Боже мой! Да всё люди-то какие, что ни самый умный, так и уничтожал. Не знаю, не знаю... в жизни только две радости у меня и было... когда Карачев от немца освободили и узнала, что сын с мужем живы, и другая, когда Сталин помер... подох. Разве ж можно о нем сказать помер? И слов нету, чтоб про него рассказать, и слов нету, как назвать его и как опозорить.
Ну, после Сталина Маленков* заступил, за ним Хрущёв*. Он хоть и шухорной был, но зато Сталина разоблачил. А потом как попёр в дурь! В газетах начали трубить о торфоперегнойных горшочках, потом за кукурузу* принялся, яблони налогом обложил*, мужики сады стали выпиливать, у кого корова была – отнять*! Помню, стоять так-то на базаре мужик с бабой… коровку продають, и она так плачить, так убивается, аж свету божьего из-за слез не видить!
«Знаешь, - говорить, - если б сейчас меня похоронили, то семье легче было б, чем корову продавать. Дочка сейчас двойню родила, так что ж она теперича с детьми делать будить без коровки-то? Ведь не только мы пропадём, всю деревню обобрали!» Хрущёв же тогда в Америку съездил и дал слово её обогнать, а как обгонишь, где мясо взять? Вот и решил деревни пообчистить, а в колхозах запретил резать. Ну какой же хозяин так делал? Мало ль сколько летом скотины разведётся! Летом лишний поросеночек, лишний гусёночек, овечка не помеха, а к зиме им же кормов сколько надо! И оставляли только нужное, а Хрущёв этого не понимал, вот и начался зимой в колхозах падёж скота...
Господи, сколько ж скот этот бедный страдал при советской власти! Танька, сестра моя двоюродная, работала в колхозе и рассказывала: придёть на ферму, а кормить овец и нечем. Стоить этот скот и аж друг друга от голода шшыплить… ягнята - маток. Пойдеть она к председателю, кричить-кричить... выпишить тот полвоза сена. Привезёть его Танька на ферму, кинить овцам по шшапоточке и только потом сама поесть, а то весь день голодная и ходить. «Мне, - говорила, - и в горло ничего не лезить на этих овец глядючи». Понимаешь, какое сердце было? А весной, какая скотина живой осталася, выгнали в поле... там же рожь только-только зеленеть стала и с голодухи овцы как хватили этой зеленочки! А разве ж можно? От зелёнки сразу живот раздувается. Они и пали. Виктор мой тогда в редакции работал и как раз пошел в тот колхоз, а они лежать, как шары какие... всё поле ими усеяно! Подошел к одной... околевала та, а около нее ягненочек бегаить. Поймал он этого барашка, принес домой:
- Мам, давай выходим.
Взялася я... а знакомый Васька-ветеринар и говорить:
- И не старайся, и не трудись. Им же зимой не то что сена, а воды вволю не дают, так они друг с друга иней слизывают, в желудках шерсть комом сбивается, и их неизлечить.
А барашек этот уже веселенький стал, прыгать начал! Но потом все ж околел... Вот поэтому и до сих пор всё страдаю по скоту этому. Как началися колхозы, так и стали его мучить. И мучають до сих пор. Люди-то кой-чем, а сыты, а скот... Господи, и когда ж эти их страдания только кончуца? Так-то если увижу лошадку справную... Да это мимо нас конюх больничный ездить, и лошадь у него как качулка* кая, вода на ней не удержицца. И вот когда вижу её, так сердце моё и отойдёть, и радостно станить. Говорю ему как-то:
- Ох, и лошадка у тебя! Ухоженая, чистая.
- Ну что ж... не знаешь, чтолича?
А сам он - с Рясника, из породы кулаков*. Семью-то их разорили, в Сибирь сослали, а он мальчишкой у тётки спасся. Правда, похозяйствовать ему не пришлося, как бате, но, видать кровь крестьянская и до сих пор осталася.
*Иосиф Сталин (Джугашвили) (1878-1953) – политический, военный деятель, Генеральный секретарь ЦК ВКП, глава СССР (1924-1953).
*«Большой террор» - термин, характеризующий период наиболее массовых политических (сталинских) репрессий 1937—1938 годов.
*Владимир Ленин (1870-1924) - лидер большевистской революции, глава советского правительства (1917-1924).
*Георгий Маленков (1901-1988) – фактический руководитель Советского государства с марта 1953 по февраль 1955 года.
*Никита Хрущёв (1894-1971) - первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы.
*Компания по выращиванию рассады в горшочках и повсеместным посевам кукурузы.
*В 1956 году Хрущев выдвинул лозунг: «Догнать и перегнать Америку!». Взамен травопольной системы севооборота было рекомендовано перейти к повсеместным посевам кукурузы.
* Закон СССР от 8 августа 1953 года "О сельскохозяйственном налоге".
*20 августа 1958 г. было принято постановление бюро ЦК по РСФСР "О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках" и это означало насильственное изъятие скота и передача его в совхозы и колхозы.
*КачУлка – гладко оструганная толстая палка из дерева, на которую наматывали белье и откатывали (гладили).
*Кулак - В дореволюционной России и в СССР так называли зажиточных крестьян.
Фото: Рассказчица, Сафонова Мария Тихоновна (1903-1994).
| Помогли сайту Реклама Праздники |