https://www.icloud.com/iw/#pages/BAIxOE-9fWAHxkFh3NOBRBORcCUX7scBV5uE/Blank_5
Катастрофы
Стечение обстоятельств приводит, иногда, к крушению привычного и предсказуемого течения жизни. Такое крушение предъявляет нам вызовы ультимативно, требующие реагирования, паттерны которого отсутствуют в нашем предшествующем опыте. Отсутствие паттернов индивидуального или коллективного реагирования на воздействие делает нас беспомощными перед лицом сложившихся обстоятельств, что выражается в крушении привычного уклада жизни и, порой гибелью отдельных людей, социумов, государств и цивилизаций.
Паттерны человеческого поведения представлены гармонией возобновляющихся функций физических, биологических и психологических феноменов.
Возобновление реализации функций, циклические процессы жизнедеятельности отражают принцип аутокаталитических биохимических преобразований (реакция Жаботинского - Белоусова), в котором цикл функциональных преобразований ( Итерация) способен повторно инициироваться изменениями обстоятельств.
Стало быть, Жизнь и Существование зависят от гармонии ритмов циклических процессов, поддерживающий внутреннюю структуру природного феномена и от линейного воздействия обстоятельств на внешнюю границу его очертания.
Отсюда, необходимым условием для жизни и существования, самих по себе, представляется способность адекватного физио- биологического реагирования циклической структуры жизнеобеспечения на линейные воздействия обстоятельств бытия.
При этом, психологические особенности, проявляющиеся в социальной коммуникации человеческого существа накапливают модели смыслов индивидуального и коллективного поведения людей (Мемы), в качестве артефактов на физических носителях коллективной памяти человечества в ноосфере планеты Земля.
Накапливающееся в ноосфере коллективное знание людей, расширяет границы системы
“ If anybody ever tells you anything about an aeroplane which is so bloody complicated you can't understand it, take it from me: it's all balls. ”
— R. J. Mitchell, advice given about his engineering staff to test pilot Jeffrey Quill during prototype trials.[8]
бытия, научной предсказательностью и формированием паттернов осмысленного реагирования на возможное воздействие.
Гармония паттернов осмысленного поведения отграничивает существование от его обстоятельств. На этой границе возникают воздействия, инициирующие предсуществующие формы реагирования ( паттерны поведения) или несущие угрозу самому существованию природного феномена, сложность внутренней структуры которого определяет его способность к регенерации и жизнестойкости.
Тот аспект воздействия который приводит к частичному разрущению внутренней структуры феномена, не имеющей в арсенале своей памяти адекватного для такого воздействия паттерна реагирования расценивается нашим сознанием как Катастрофа и воспринимается в качестве стимула для реализации когнитивной функции, определяющей сознание как индивидуальный и коллективный разум человеческого существа.
Следовательно, Катастрофа предполагает сохранение саморегулирующей функции и специализированной на этом функциональной системы, которая представлена в бытие Коллективным человеческим Разумом, определяющим эффективность адаптации человеческого существа ко всеобщим проявлениям Эволюции природы.
Реагирование коллективного человеческого разума отражает особенности внутренней структуры индивидуального и коллективного сознания, представленных во взаимоотношениях механизмов реализации паттернов поведения накопленных на биологических и физических носителях человеческой памяти в ноосфере планеты Земля.
При этом, сами взаимоотношения механизмов регулируются посредством специализированной системы, определяющей интеграцию многообразие частных функциональных систем в единое целое. Стойкостью, возобновляемостью, сложностью связей и контактов коммуникации частей определяется совокупная жизнеспособность природного феномена.
Если, согласно "Властному закону" (Power Law), вероятность реализации функции отражает 20% всей сложности феномена, то усложнение системы ведет, с одной стороны, к росту ее уязвимости, в силу проявления многообразия вторичных связей контактов, не соответствующих основной функции системы, а с другой стороны, предохраняет эту основную функцию от внешнего воздействия, не имеющего представительства в наборе паттернов реагирования накопленных памятью системы в предшествующем опыте существования.
Полагая человеческий разум функциональной системой интеграции систем и органов человеческого организма в единое целое, саморегуляции и адаптации человеческого существа в его внутривидовой и социальной коммуникации к изменениям окружающей среды, мы имеем возможность описать его как информационную, саморегулирующуюся систему реагирования (output) на внешнее и внутреннее воздействие (input).
Катастрофы, угрожающие целостности внутренней структуре феномена, проявлению его функции и самому его существованию, отсюда, могут быть вызваны причинами как внутреннего, так и внешнего воздействия.
Катастрофы могут быть условно разделены по доминирующему фактору воздействия на:
физические; биологические и психологические.
Психологические катастрофы, в свою очередь могут быть условно классифицированы по доминированию уровня эмоционального реагирования на воздействие - уровни Основных; Культуральных и Когнитивных эмоций.
Если реагирование на внешние стимулы (и деструктивные, способные вызвать катастрофу, в том числе) основными эмоциями предполагает проявления индивидуальной личности, то реагирование культуральными и когнитивными эмоциями отражает характеристики социума и является основанием для коллективной целеустремленной деятельности людей.
При этом, социальные катастрофы на когнитивном уровне ведут к фрагментации сложившейся структуры, с последующей ее рекомбинацией, более адекватной требованиям сложившихся обстоятельств.
Социальные катастрофы на культуральном уровне предполагают Насилие, отстаивание,присущих конкретному социуму, моральных ценностей и, следовательно, ксенофобию и избиение инакомыслящих, во имя консолидации, а, стало быть и к самоизоляции общества.
Самоизоляция общества ведет к отторжению его за пределы всеобщих процессов глобализации человечества, к декомпозиции социальных институтов и, в конечном счете, к самоуничтожению.
Социальная самоорганизация человечества представляется проявлением разделения труда и формированием экономических взаимоотношений между участниками социальной коммуникации, представленными структурами Рынка.
Современный рынок широко использует метафорические символы животных как коктейль из инстинктов, эмоций и когнитивных интересов ( John Maynard Keynes) для объяснения поведения социальных групп в своем информационном пространстве. Медведи и Быки на фондовой бирже Уоллстрита, Ястребы и Голуби как противостоящие тенденциям "interest rate" и "credit rating". Насим Талеб (In 2001, Nassim Taleb published a book called The Black Swan), описал редкие катастрофические события, плохо поддающиеся прогнозированию как Черные Лебеди (Black Swan).
В последнее время кунсткамера пополнилась Монстром, проявляющем себя в еще более ужасных формах, чем Черные Лебеди.
Сорнет (Sornette) окрестил такие события Королем Драконов, подразумевая этой метафорой проявления ничем не похожие на ранее известные в природе, не подчиняющиеся "Властному закону" ( Power Law).
Если понимать "Властный закон" как формализацию отношений сложности внутренней структуры природного феномена к вероятности реализации его функции, то плохо прогнозируемые катастрафы "Черных Лебедей" отражают сложность вторичной структуры, перегруженной многообразием функций, отличных от определяющей систему функции.
Следуя этой логике, можно определять Катастрофу как событие частично дезорганизующее ритм полифонии циклических процессов жизнеобеспечения ( существования) природного феномена.
Необратимые последствия Катастрофы надо понимать как Гибель Частностей, а, в случае невозможности возобновления функции и смерть Феномена, самого по себе. При этом, непреложный условием надо признавать присутствие свидетеля события взаимодействия, способного реагировать на него трансформацией своей внутренней структуры, определяющей Память.
Чем сложнее система, тем признаки катастрофы менее предсказуемы ее характеристиками (Black Swans)
Расширяющиеся границы системы предполагают ее усложнение и уязвимость воздействиям, рецепция которых была невозможна на предшествующих этапах ее развития (Dragon King).
Рецепция воздействия на внешние параметры границы лежит в основе физики реагирования, определяющей способность системы к репарации, трансформации своей внутренней структуры и, потому, адаптации ко всеобщим процессам эволюции природы или неэффективность, несостоятельность этой способности, ведущих к разрушению внутренней структуры и элиминации функции, определяющей причинно-следственные характеристики природного феномена- его существование, самое по себе.
Катастрофа представляется событием, инициирующим процессы эволюции природы, следствием которого выстраивается порядок Мироздания в противовес тенденциям стремления Энтропии в максимуму.
Катастрофа всегда предполагает необходимость механизма оценки события, наблюдателем которого он представляется.
Катастрофа всегда стимул к изменению и поиску нового этапа Эволюции.
Катастрофа- стимул прогресса.