Мне часто случается наблюдать, как люди употребляют термины «православие» и «православный». Если прислушаться, то легко заметить что этими словами они выражают совершенно разные понятия. От несогласованности в терминологии возникают непонимания и конфликты. Цель моей статьи вовсе не объяснить, что является православным, а что нет, или что можно называть православным, а что нельзя. Я только пытаюсь проанализировать, что разные люди в разных ситуациях называют упомянутыми терминами, какие из этого вытекают проблемы и как с ними бороться.
Термин «православный» и производные от него сейчас можно услышать в самых разных местах, от самых разных людей и в самых удивительных словосочетаниях. Всего несколько десятков лет назад такого не было. Этот термин применялся исключительно к христианской религиозной конфессии и связанными с ней понятиям: православный священник, православный храм, православная вера. Сейчас уже ни кого не смущают словосочетания: православная культура, православная политическая партия, православный клуб, православное брачное агентство, православный автор-исполнитель, православное кино, православная ярмарка, православное агентство недвижимости и даже православное такси. Встречаются даже поистине абсурдные выражения: православный атеист (в Бога не верит, но религиозные обряды соблюдает), православный мусульманин (по национальности), православный целитель (экстрасенс, использующий православные иконы и молитвы). Очевидно, значение термина «православный» вышло далеко за рамки религии. В русском языке есть слова омонимы, т.е. звучат и пишутся одинаково, но в зависимости от контекста обозначают разные предметы и понятия. Например, мышь может быть полевая, а может быть компьютерная. Так и православие может быть религиозное, а может быть, и нет! Но если не религия, то, что же? В грубом приближении я выделил 7 основных направлений.
1) Религиозная христианская конфессия. То есть первоначальное значение этого слова. Оно не изменилось, поскольку вероучение осталось прежним. Границы христианской конфессии четко и ясно задаются догматическим богословием. К сожалению, большинство людей в обществе не только не знают догматическое, но и не понимают что такое догматы и зачем они нужны. Из за этого возникают проблемы с вероопределением. То есть человек искренне счиатет, что он исповедует православное христианство, а на деле его мировоззрение является язычеством или неоязычеством.
2) Лубочное православие. Некое примитивное, упрощенное народное понимание православной религии. Термин впервые употребил игумен Петр (Мещеринов) в статье «о лубочном христианстве». Христианство имеет определенную иерархию ценностей, и главное в нем — Сам Христос, Его божественная Личность. В лубочном православии главное это крещение-венчание-отпевание, а между этим свечи, иконы и молитвы на все случаи жизни. Теоретически можно предать анафеме и объявить язычниками лубочных христиан, но практически невозможно запретить им называть себя православными, как невозможно запретить офисным работникам называть копировальный аппарат любого производителя ксероксом. К лубочному православию можно отнести разные суеверия. Книга Ивана Шмелева «Лето Господне» хорошо показывает это лубочное православие. Оно существовало с древних времен и включила в себя как христианские так и языческие обряды и суеверия.
3) Торговая марка. Из истории мы знаем, что на Руси монастырям принадлежали земли с крестьянами, монахи занимались пчеловодством и рыболовством. Миряне занимались самой разной трудовой деятельностью, но ни кто не догадался сделать название религии торговой маркой! Это – изобретение последних десятилетий. Когда появились первые православные брэнды: «православное брачное агентство», «православный клуб», «православная ярмарка», «православное агентство недвижимости». Казалось, что это предприятия, которые будут обслуживать социальный институт РПЦ. Возможно, изначально так и задумывалось, но законы рынка взяли свое. Сейчас это независимые коммерческие структуры. Использование православного брэнда ни чем не отличается от иных брэндов: атрибутика и реклама направленная на целевую аудиторию. Употребление религиозных терминов в качестве торговых марок и рекламных слоганов не ново, например в марках вин используются слова: «душа монаха», «исповедь грешницы», «монастырсокое». Современный слоган «Сделано с молитвой» активно применяется для рекламы продукции выпускаемой подчиненным монастырю хозяйством или продаваемой торговой точкой имеющей отношение к монастырю.
4) Политика. Не секрет, что религия всегда использовалась в политике. Однако у современного общества есть особенность – это отделение Церкви от государства. Раньше было проще – существовала государственная религия, которую реально, а не формально, исповедовали правители и большинство граждан. Поэтому, когда правитель или чиновник обращался к народу словами: «Православные!» это было обращение к единоверцам. У политики и религии изначально разные задачи: задача политики – угодить людям, задача религии – угодить Богу. В этой ситуации, если какая либо политическая партия называет себя православной, тогда все что входит в ее политическую программу то и православно. Например, монархисты – православная партия, следовательно, монархия это православно. Политика говорит примитивными лозунгами. Следовательно, даже самые лучшие нравственные принципы христианства в политике будут вульгаризированы настолько чтобы быть понятны толпе. Получается что то вроде «Святая Русь это монархия плюс преподавание в школе основ православной культуры». Думаю, это ни чем не лучше и не хуже чем «Коммунизм – это советская власть плюс электрофикация всей страны».
5) Русская национальность. Было время, когда люди одной национальности, жили на одной территории и исповедовали одну религию. Сейчас в России этого нет. Но стереотип «русский значит православный» сохранился с тех времен. Сейчас религия – личное дело каждого, следовательно, количество верований и суеверий стремится к количеству людей.
Есть еще одна проблема: а кто есть русский? У меня есть несколько вариантов, кто может называть себя русским.
а) Русский - тот кто по паспорту СССР русский
б) Русский тот кто говорит и думает на русском языке.
в) Русский Кто считает этот язык родным
г) Русский тот кто имеет российское гражданство
д) Русский тот, чья родословная ведет к жившим на территории России (или СССР)
е) Русский эмигрант из России (СССР), даже если родился не в России.
ж) Русский тот кто сам себя таковым считает на субъективных основаниях (культурных, религиозных, политических)
Таким образом, православный на основании национальной принадлежности это еще более неопределенное явление, чем православный на основе политической принадлежности. Политические убеждения человек выбирает сам, а с национальностью рождается. Из за этого возникают совершенно дикие словосочетания, например «православный мусульманин» то есть мать этнически русская, отец этнический татарин. Дети получаются православные мусульмане. Если такой ребенок вступит в религиозную общину – добавится еще один уровень нагромождения религиозных терминов.
6) Православная культура и рафинированное православие. Эти два термина довольно часто употребляются применительно к одному явлению, но придают ему разные оттенки. Термин «рафинированное православие» имеет негативную окраску и употребляется когда речь идет о секуляризации, ослабевании или искажении веры. Термин «православная культура» имеет позитивную окраску и используется в разговорах об участии Церкви в деятельности государства и общества. Но по сути оба этих термина означают одно: православную религию, из которой убрано все неудобное. Это упрощение религии с целью сделать ее понятной народным массам. Зачем? Вероятно, чтобы использовать в бизнесе и политике.
В отличие от лубочного православия рафинируют православие «сверху» политики и церковные иерархи, а народ создает свой «лубок» снизу. Рафинированный продукт – это продукт, очищенный от примесей с целью облегчить его усвоение организмом. Лубок – просто сама по себе примитивная вещь.
От каких же примесей надо очищать православную веру? Самое неудобное – это Бог. О Боге нельзя говорить в светской школе. Бог призывает к царству небесному вместо благоустройства земной жизни. Бог едет себя не толерантно по отношению к другим религиям. Собственно, если из православия убрать Бога, то останется православная культура: красивая, богатая и… бессмысленная.
7) Просто красивое слово. Древнее, красивое и модное. Его иногда могут употребить неожиданно, и без каких бы то ни было оснований. Например, могут, называет православной историческую личность или культурного деятеля, причем сами не могут разумно аргументировать свой ответ. Получается, что-то вроде: «я чувствую, что он православный».
Теперь надо разобраться, чем это может быть опасно. Сам по себе факт, что кто-то называет что-то православным, опасности не представляет. Пусть себе, называет, как ему удобно! Опасно, из-за созвучных терминов часто происходит подмена понятий. Например, религия определяет высшие цели: зачем жить и за что можно умереть. А как удобно подменить религию на политику! Цель православной религии – попасть в Царство Небесное. Цель православного политика – построить Православную Россию в соответствии со своими амбициями. Маленькая подмена понятий и получаем фанатичных людей, готовых страдать и умирать за идею. Другой пример: в религии есть аскетика, то есть труд с целью духовного совершенствования. А как удобно немного подменить понятия, чтобы вместо работы над собой люди стали работать на бизнес (например, монастырское хозяйство), да еще и бесплатно! Основатель секты «Дианетика» (саентология) - Рональд Хаббард высказал гениальную мысль, что если хочешь стать супермиллионером – создай свою религию. А, оказывается, создавать религию не надо, надо только украсить православным имиджем свой существующий бизнес.
Теперь возникает вопрос: как с этим бороться? Когда одно слово имеет разные значения, и это вводит в заблуждение лучший способ – это уточнение термина. Если проанализировать пункты 1-7 то слово «православный» может означать практически все что угодно. А это значит – ни чего конкретного. Поэтому, употребляя это слово, приходится уточнять. В философии принято сначала определиться с каждым употребляемым термином, и только потом строить умозаключения. Сейчас у слова «православный» и производных от него значений не меньше, чем у популярных философских терминов «эфир» или «атом».
Теперь, настало время сказать, как не пострадать от этих манипуляций. Рецепт здесь древний простой: знание и рассуждение. Надо знать тему: будь то религия, политика или экономика и уметь анализировать развитие ситуации. В этом случае схожесть терминов не мешает. Разумный человек сначала разберется, что там на самом деле, а потом будет принимать решение. Как быть, если слышите термин «православный»? Лучше всего прямо спросить
| Помогли сайту Реклама Праздники |