Произведение «Необходимость целеполагания»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Темы: жизньдушадневникличный дневникцельразвитие
Сборник: Культура дневниковедения
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 873 +1
Дата:

Необходимость целеполагания

Как прожить жизнь «слепым котёнком», не зная, чего хочешь, куда идти и что делать? У каждого психически здорового индивидуума должна быть своя цель. Тот, кто отрицает это, говоря, что у него цели нет, либо нездоров, либо лукавит. Другое дело, что эти цели могут быть настолько различны, насколько разнообразны характеры и типы людей, их физические и духовные потребности, их отношение к себе подобным. Эти цели, как субъективная реальность, могут быть антагонистичны.

В этой связи следует разделить понятия «общей цели» (которая у каждого человека одна) и «цели конкретной» (которых может быть много). Понятие «общей цели» может быть определено, например, как «гармоничное развитие личности», или «служение Богу», «служение Отечеству», «стать богатым», «стать счастливым», «быть независимым» и т.д., - в зависимости от нравственных приоритетов, мировоззрения, убеждений. Цели же конкретные являются производным от этого общего понятия, его составными частями, своего рода механизмами, обеспечивающими реализацию первого. Например: получить соответствующее образование, сделать карьеру, выйти замуж за президента, заработать немного денег на рай в шалаше или виллу у моря - у кого какие материальные и духовные потребности.

В попытке проиллюстрировать сказанное, приведу в пример дневник Льва Николаевича Толстого. Здесь мы становимся свидетелями отчаянной схватки с порочным Собой, тяжёлой, изнурительной борьбы с бесом, который живёт в человеке. На протяжении многих лет, снова и снова, как размываемый ливнем замок из песка, он по песчинкам собирает этот зыбкий, такой уязвимый, подверженный всем ветрам духовный мир. И вот - как раз то, о чём мы с вами сейчас говорим:

"Я пропаду, ежели не исправлюсь. С теми данными характера, воспитанья, обстоятельств и способностей для меня нет середины, или блестящая, или жалкая будущность. Все силы моего характера на иправление. Главные пороки: бесхарактерность - неисполнение предначертаний. Средство исправления: 1) знать общую цель и 2) обдумывать и записывать будущие деяния и исполнять их, хотя бы они были дурны. Цель моя - добро ближнего и образование себя в такой степени, чтобы я был способен делать его...
...Моя главная цель в жизни есть добро ближнего, и цели условные - слава литературная, основанная на пользе, добре ближнему; богатство, основанное на трудах, полезных для ближнего, оборотах и игре, и направленное для добра; слава служебная, основанная на пользе отечества.
В дневнике буду разбирать, что я сделал каждый день для достижения сих четырёх целей и сколько раз не исполнил предназначенного".

(21 сентября 1855 г.) (выделение - В. Отш.)

Несколько сумбурно, казалось бы, и бессвязно, но эти внутренние наставления предназначались не для удовлетворения художественного вкуса празднолюбопытствующего читателя, а для внутреннего потребления. И при вдумчивом чтении понять сказанное не мудрено.

Выбор конкретной цели, планка высоты, которую мы себе устанавливаем, зависит от того, какую часть нашего идеала мы считаем доступной для себя, что будет нам «по зубам», соответствовать нашим физическим возможностям и желанию. Слишком высокая планка превращает реальную цель в несбыточную мечту. Слишком низкая - ущемляет наше самолюбие и человеческое достоинство. Поэтому, выбор Цели - всегда ответственный и тяжёлый труд. Задача №1 для того, кто вознамерился прожить свою жизнь не напрасно. Это есть Момент Истины, который должен почувствовать каждый, хотя бы однажды, чтобы определить вектор своего движения. И чем раньше мы это сделаем, тем достойнее проживём жизнь, тем более высокую планку можно ставить перед собой.

Позиционирование себя в роли кого? Борца, защитника, матери, художника, политического деятеля... В зависимости от этого человек и делает свой выбор, определяет цели: они должны отвечать, чётко и однозначно, образу «Себя». Каждый, в меру своего больного или здорового воображения, мнит себя кем-то и, оглядываясь на это, строит свои планы на будущее, видит общую Цель, поступательное движение к которой и является Смыслом Жизни.

Нам, конечно, более понятно и симпатично другое высказывание Толстого на этот счёт, из раннего его дневника. Но здесь - чётко и однозначно определена лишь общая его цель - Цель жизни:

«…какая цель жизни человека? Какая бы ни была точка исхода моего рассуждения, что бы я ни принимал за источник оного, я прихожу всегда к одному заключению: цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего. Начну ли я рассуждать, глядя на природу, я вижу, что всё в ней постоянно развивается и что каждая составная часть её способствует бессознательно к развитию других частей; человек же, так как он есть такая же часть природы, но одарённая сознанием, должен также, как и другие части, но сознательно употребляя свои душевные способности, стремиться к развитию всего существующего. Стану ли я рассуждать, глядя на историю, я вижу, что весь род человеческий постоянно стремился к достижению этой цели. Стану ли рассуждать рационально, то есть рассматривая одни душевные способности человека, то в душе каждого человека нахожу это бессознательное стремление, которое составляет необходимую потребность его души. Стану ли рассуждать, глядя на историю философии, найду, что везде и всегда люди приходили к тому заключению, что цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества. Стану ли рассуждать, глядя на богословию, найду, что у всех почти народов признаётся существо совершенное, стремиться к достижению которого признаётся целью всех людей. И так я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего.
Я бы был несчастливейший из людей, ежели бы я не нашёл цели для моей жизни - цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдёт в существо высшее и соответствующее ей. Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельным и постоянным к этой одной цели».

(17 апреля 1847 г.) (выделение - В. Отш.)

Как видим, эта Цель заключается в слове «развитие». Кстати, у большинства Великих, да и просто образованных людей, эта Цель совпадает. Есть, наверное, над чем задуматься… У большинства простых людей Цель - Счастье. У глубоко Верующих - служение Богу.

Мы все разные. Но эта разность делится на две полярные категории людей. Одна из которых - одухотворённые личности (при этом не важно, насколько ты знаменит или образован). Другая - аморфная масса из плоти, от которой смердит (и тут - не имеет значения, какое положение в обществе занимает человек).

"Мы - духовные существа и не можем жить «просто так», мы не можем «жить, чтобы жить» (мол, «смысл жизни в самой жизни»), мы не можем жить, «чтобы выжить». Нет, мы должны нести тяжкое и прекрасное бремя нашей духовности, мы должны заботиться о духовности" (К.С. Пигров)

Больше всего меня поражает в людях, казалось бы, интеллигентных и, зачастую, преуспевающих, их мнимая чистоплотность, ханжеская педантичность и обстоятельность в уходе за своим телом. Спору нет: гигиена необходима. Но почему мы так часто не уделяем должного внимания гигиене своей Души, с лёгкостью наивной, а подчас, и циничной, допуская её распущенность?

Глубоко убеждён, что Мир стоит - на первых, потому что их подавляющее большинство, и за ними - сила! Эти люди - обеспечивают Развитие, Прогресс общества в целом. Их антиподы - работают на реЭволюцию, неощутимо имеющую место в общем процессе развития. Бороться с последним, как с имеющим место явлением, бессмысленно, потому что это - элемент естественного отбора, жестокий, но справедливый, с лёгкой руки матушки Природы.

Ибо каждому предоставлен шанс, несмотря на все неравные условия существования, право выбора жизненного пути - куда идти: к вечной жизни и духовной гармонии с окружающим миром, или - в царство тьмы и забвения, неумолимо, шаг за шагом, год за годом, день за днём, теряя способность и желание жить, приближаться к абсолютному нулю, превращаясь в ничто…

Однако, никому из нас не следует обольщаться, что всё сказанное касается кого угодно (бомжей, преступников, наркоманов), только не нас самих. Если кто-то думает так, то уподобляется страусу, который, не желая ничего знать и слышать о грозящей опасности, зарывает голову в песок. Ха, какой остроумный способ самообмана!

Если мы не будем каждодневно, ежечасно сверять с нами же выбранным эталоном свой вектор движения, не контролируя себя, не заботясь о собственной Душе, то очень скоро потеряем ориентир, подвергнувшись страшной опасности обратного движения. Любое наше желание должно быть закреплено в готовности к его исполнению.

«О, бесплодные порывы, бесплодные и жалкие интриги, бесплодные споры с семьёй, бесплодные вечера, проведённые в разговорах о том, чего бы мне хотелось, причём не делается ни единого шага, чтобы достигнуть цели!»
(М. Башкирцева. Дневник. 20 января 1880 г.)

Движение к Цели - необходимый элемент жизнедеятельности. Это инстинкт, заложенный в нас Природой, обеспечивающий продолжение жизни. Рыба идёт на нерест против течения (в определённое место, с определённой целью), и если попадаются особи, которые отказываются от этой борьбы, то у них нет будущего. Утрата этого инстинкта для человека - самая большая потеря - хуже физического уродства.

Б. Колумбаев (монография "Третий человек") пишет: "У каждого человека есть своя звезда, а если её нет, то и человека нет, есть лишь передвигающееся по земле полуживотное, ограниченное сиюминутными потребностями. И путь к своей звезде каждый должен проделать сам".

Постановка и постоянное видение Цели помогает человеку жить, делает его жизнь осмысленной, яркой и интересной, придаёт силу и энергию, вселяет оптимизм, укрепляет Веру в Себя, в свою Значимость и неограниченные возможности самореализации. Каким образом выполнить эту нелёгкую задачу: правильный выбор Цели и её постоянное видение? Есть ли универсальный, эффективный способ слежения? Ведь не секрет, что свойственно человеку забывать обо всём всуе, отдаваясь на откуп слабостям, безнравственному малодушию и страстям. И только в редкие мгновенья озарения, заглядывая в себя, стыдливо общаясь со своей Душой, мы с сожалением отмечаем, что от нас навязчиво ускользает что-то бесценное, вечное, главное…
Послесловие:
Существует ли нечто, что могло бы внедрить в твою реальную жизнь такую жизнеспособную систему самосовершенствования, самореализации и достижения Цели, которая не давала бы сбоев и позволяла бы тебе всегда оставаться на пульсе своей Души? И если кто-то спросит меня, знаю ли я эту скрытую «за семью печатями» тайну, то со всей ответственностью скажу: Это - Твой Личный Дневник!

2009 г.
Реклама
Обсуждение
     22:58 09.02.2020 (1)
1
Вы философ...........
Если мы не будем каждодневно, ежечасно сверять с нами же выбранным эталоном свой вектор движения, не контролируя себя, не заботясь о собственной Душе, то очень скоро потеряем ориентир, подвергнувшись страшной опасности обратного движения. Любое наше желание должно быть закреплено в готовности к его исполнению.

Я так и живу...
и детям, и внукам внушила...
что задуманное должно исполняться... даже если не хочется... даже если это трудно....
Победа над собою...
есть одно из величайших наслаждений для души...
Удачи!
     00:07 10.02.2020
Спасибо Вам, Нина, за такой содержательный комментарий! Полностью с Вами согласен! Всего Вам доброго!
     19:32 08.01.2014 (1)
.Здравствуйте, в общем бы все хорошо и сейчас я буду говорить на одной с вами волне, но некоторые моменты вызывают у меня несогласие, но... давайте по порядку:
Как видим, эта Цель заключается в слове «развитие». Кстати, у большинства Великих, да и просто образованных людей, эта Цель совпадает. Есть, наверное, над чем задуматься… У большинства простых людей Цель - Счастье. У глубоко Верующих - служение Богу.


У всех людей одна общая цель - достижение счастья, суть гармонии с собой и с окружающим миром(самодостаточность и самореализованость). Вы раздробили это понятие и... это на мой взгляд ваша главная ошибка.

Мы все разные. Но эта разность делится на две полярные категории людей. Одна из которых - одухотворённые личности (при этом не важно, насколько ты знаменит или образован). Другая - аморфная масса из плоти, от которой смердит (и тут - не имеет значения, какое положение в обществе занимает человек)


По второму абзацу - тоже самое... Вы поделили, но... не объяснили почему, у большинства людей существует перекос в какую либо из двух  ипостасей гармонии либо чересчур самодостаточен либо чересчур самореализован. Приведу Вами же описанный пример:

Больше всего меня поражает в людях, казалось бы, интеллигентных и, зачастую, преуспевающих, их мнимая чистоплотность, ханжеская педантичность и обстоятельность в уходе за своим телом. Спору нет: гигиена необходима. Но почему мы так часто не уделяем должного внимания гигиене своей Души, с лёгкостью наивной, а подчас, и циничной, допуская её распущенность?


Вот явный пример человека максимально самореализованого но минимально самодостаточного, а значит пусть и счастливого, НО НЕ ГАРМОНИЧНОГО!

ЧЕЛОВЕК ЖЕ ГАРМОНИЧНЫЙ (ОН ЖЕ ОДУХОТВОРЕННЫЙ) САМОДОСТАТОЧЕН И САМОРЕАЛИЗОВАН В РАВНОЙ МЕРЕ.

А дальше вы предлагаете ВЕСТИ ДНЕВНИК, я предлагаю делать то же самое, но для того, чтобы не допустить этого перекоса...

Правда все просто?

Тепла Вам.
     22:25 08.01.2014 (1)
Миша, огромное спасибо Вам за столь подробный "разбор полётов".
Проблема, вероятно, в формулировках и определениях, которые могут казаться по разному точными или нет. В любом случае, я постараюсь (в перспективе) понять суть Ваших замечаний и не исключено, что в итоге с чем-то соглашусь, а с чем-то, может быть, и нет.
Что касается:
У всех людей одна общая цель - достижение счастья

Не рискну оспаривать этого утверждения, но согласитесь, она (цель) формулируется каждым человеком (для себя, по крайней мере) по разному, так же, как все мы по разному определяем для себя, что такое счастье.
Я, в свою очередь, соглашусь с Вами, что тема, скорее всего, содержит в себе много риторических вопросов, объективно  и полно ответить на которые очень сложно, но отнюдь не предосудительно пытаться это делать, рассчитывая, скорее, на субъективное понимание и заинтересованность читателя, нежели на полное совпадение взглядов. Не так ли?
Я очень рад, что смог заинтересовать Вас.
     11:00 09.01.2014 (1)
Заинтересовали, поэтому продолжу свои наблюдения, снова вернусь к вашему тексту:

Как видим, эта Цель заключается в слове «развитие». Кстати, у большинства Великих, да и просто образованных людей, эта Цель совпадает. Есть, наверное, над чем задуматься… У большинства простых людей Цель - Счастье. У глубоко Верующих - служение Богу.


Вы путаете цель и средства достижения цели! Цель у каждого человека, повторюсь, достижение счастья, а вот средства как раз нужно выбирать... Приведу один Радикальный пример для понимания - религиозный фанатик-убийца. Он сужит Богу, но средством реализации своего служения выбирает убийства. Он умрет с улыбкой и будет счастлив от того, что сделал благое дело, совершил убийства многих неверных ЕГО БОГУ! Пример перекоса в другую сторону гармонии - полная самодостаточность но однобокая самореализованость(он - фанатик считает, что он в гармонии с богом и миром, а вот мир так почему то не считает...)

И "развитие" и "служение Богу" и "служение Государству" и... все это средства достижения цели собственно говоря счастья и гармонии с собой и окружающим миром.

Не рискну оспаривать этого утверждения, но согласитесь, она (цель) формулируется каждым человеком (для себя, по крайней мере) по разному, так же, как все мы по разному определяем для себя, что такое счастье.


Никто себе не формулирует цели как таковой - цель одна, формулируют только средства какими эта одна цель (я говорю про смысл жизни или общую цель) будет достигнута.
     18:41 09.01.2014 (1)
Ваши рассуждения, Миша, достойны серьёзного анализа, что, безусловно, я буду продолжать делать. Но сейчас я пока не готов согласиться с этим:
Вы путаете цель и средства достижения цели! Цель у каждого человека, повторюсь, достижение счастья, а вот средства как раз нужно выбирать...
...И "развитие" и "служение Богу" и "служение Государству" и... все это средства достижения цели...

В таком случае, Толстой тоже не прав:
«…какая цель жизни человека? ...цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего.
...Цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества.

Но Толстой для меня, признаться, не икона. Цитаты из великих должны нам помочь лишь ориентироваться, но не направлять по заранее кем-то избранному пути.
И потом... Вы привели в пример религиозного фанатика-убийцу. Допустим, с очень большой натяжкой я с этим соглашусь (весьма условно). Тогда как быть с нерелигиозными фанатиками и не с фанатиками вообще, а с вполне меркантильными серийными убийцами вроде (недавний пример) Цапков или (возьмём дальше) идеологов и руководителей нацистской Германии? А хоть и с теми, кто наставляет "религиозных фанатиков" на "путь истинный"? А хоть и с самим "религиозным фанатиком", прикрывающимся высокой целью достижения счастья и оправдывающим во имя её убийство с особой жестокостью: отрезание голов и поедание ещё живых человеческих органов, как это чрезвычайно популярно сегодня в Сирии? Не хотите же Вы сказать, Михаил, как говорили фашисты: "Цель оправдывает средства!"?
Вот почему я не могу согласиться с Вами. Цель, если она имеет место, должна быть осознанной и вербально определённой для каждого человека. "Счастье" в "голом виде", замаскированное под цель - лишь оправдание для преступников и малодушных. "Счастье" не абстрактное понятие, оно субъективно. Кому-то за "счастье" моя или (простите) Ваша смерть, - а нам с Вами? Но в то же время "счастье" не аморфно, оно всегда имеет свою формулу и, как я уже сказал выше, вербально в своём определении.
Никто себе не формулирует цели как таковой - цель одна

Позвольте с Вами не согласиться. Если только Вы не подразумеваете под "целью-счастьем" абсолютную гармонию, которая недостижима, как сам Абсолют.
Моя позиция в этом смысле очень точно сформулирована в самом первом абзаце эссе.
И простите меня, если не оправдал Ваших ожиданий.  
     19:17 09.01.2014 (1)
Да вы говорите о том же, что и я... а спорим мы только в терминах... Да субъективно да гармония, и да среда порождает гармонию в большинстве индивидов, а вот если мы своей гармонией пораждаем среду, то мы становимся людьми которые согласно Толстому:

...Цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества.


Разве не так, все просто!
     19:30 09.01.2014 (1)
Разве не так, все просто!

Боюсь, для меня это несколько сложнее.
Благодарю за интересный диалог, и Удачи Вам, Миша.
     19:35 09.01.2014 (1)
Вам спасибо, все гениальное просто как сама природа. Если возникают сложности...

С теплом!
     19:48 09.01.2014 (2)
с большим интересом припадал к вашей беседе :)
господа, мне кажется, это на вас время благое так воздействуют, да праздники :)
помилуйте, какая гармония? какое счастье? какие формулирования цели да осознавания счастья?
всё проще же
если человек попроще, то всё что он хочет, это испытывать приятные ощущения и не испытывать ощущения неприятные
если человек посложнее, потоньше, то к этим ощущениям добавляются переживания несколько более тонкие
гармония? с миром? счастье? полноте, большинство людей понятия не имеет что это такое и ни разу не задумывались об этом...

о целях... пишу, пишу, больше года как сформулировалось, да никак вот не писалось, вот счас собрался с духом да осилил уже обосновательную часть, осталась малость - развить саму идею  
правда, там несколько в ином ключе - в части цели и развития общества
постараюсь таки в ближайшее время если заинтересует - заглядывайте  
     20:00 09.01.2014
и это... вы правы...
гармония? с миром? счастье? полноте, большинство людей понятия не имеет что это такое и ни разу не задумывались об этом...
     19:57 09.01.2014
1
Помните мои Оттенки... Вторая неопубликованная часть целиком посвящена теме счастья ~ 200тысяч знаков... и считаю, что тему раскрыл не полностью... мы тут так, как на тренировке лишь удары обозначаем, да реверансы друг другу отвешиваем...

Конечно и всенепременно буду рад заглянуть на приятную беседу!!! и прикоснуться к глубокой теме!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама