Произведение «СМЕРТЬ ИМПЕРАТРИЦЫ» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 1083 +2
Дата:

СМЕРТЬ ИМПЕРАТРИЦЫ

                                   СМЕРТЬ ИМПЕРАТРИЦЫ

                   (Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой атаман")                      


«На что нам сдалась - нимкеня с москалями,
Пошла б она подальше... со своими послами,
Нам лучше выбранные в Сечи атаманы,
В походах они всегда с казаками!»

Прошло еще несколько лет, однажды атаман проснулся, сел на лавку и тут заговорили «тюремные стучалки».
Атаман прикладывает кружку к стене и слушает соседа, польско-белорусского участника восстания Тадеуша Косцюшко - Иосифа Еленского.
Тот  радостно кричит ему:
- Говорят, что императрица Екатерина умерла!
Атаман отвечает ему:
- Значит, есть Бог! Та, которая посадила меня сюда ни за что, умерла!
Сосед:
- Говорят, теперь от нового императора и мы можем получить амнистию?
Атаман:
- На что она мне сдалась та амнистия!

Весть о смерти императрицы он принял спокойно, за многие годы своей жизни атаман пережил многих императриц и императоров. Пережил и повию Катерину, которая засунула его сюда в одиночную камеру Соловецкого монастыря.
Ни лютого зла, ни доброжелательности он к императрице уже не чувствовал, время стерло многое.
Посланный архимандритом монах в келью атамана, сказал ему:
- Вас зовет к себе сам архимандрит!
- Опять что-то в тундре или Белом море сдохло ? - Пошутил атаман.
- Нет! Умерла Матушка наша, императрица Екатерина Вторая!

В своей приемной архимандрит Соловецкого монастыря сообщил атаману Петру Калнышевскому это известие, сказав:
- Мы получили известие о смерти императрицы Матушки Екатерины II (она умерла 6.11 . 1796 г., период правления был долгим для России с 1762 по 1796 годы)
- Мне уже сказали об этом, Ваше Преосвященство!
- Мы ожидаем, что будет большая амнистия в связи коронацией нового императора Павла. Можете написать прошение к новому императору о своем помиловании?
- Нет! Не писал никогда и писать не буду! Мне уже все равно будет амнистия или нет, я уже вжился в эти камни, врос в них корнями и вырви меня отсюда, я погибну.
- Что ж, как говорится - вольному воля спасенному  рай! Если у вас ко мне какие-либо пожелания, атаман?
- Хорошо бы по этому случаю, по нашей доброй казачьей традиции,  пропустить бы чарку горилочку, - заметил атаман.
- Горилочки, как у вас у меня нет, а вот водочки, я вам налью.
Петру Калнышевскому налили чарку водки. Атаман, выпив чарку и выйдя от архимандрита, сказал тогда вторую историческую фразу:
- Когда бы эта кобылица так не "випендривалася», то все было бы хорошо, а так черти на том свете ей хорошенько «вздрючять»!
Архимандрит  промолчал, словно не услышал хулу в адрес императрицы,  и велел отправить атамана в камеры. Высшее духовенство было недовольно тем, что императрица своими манифестами отобрала у них богатые угодья и земли.

Поскольку восьмая всероссийская императрица Екатерина сыграла решающую роль в  жизни и судьбе атамана Петра Калнышевского, то было бы правильно хотя бы коротко, фронтально описать характерные черти и особенности её правления.

                                                    * * *
Справка.
Итак, восьмая по счету российская императрица Екатерина II или еще, как её обзывали репрессированные запорожцы -  Катерына Друга Повия Велика,  родилась в Пруссии и при рождении называлась  не Екатериной, её подлинное имя -   София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, немка по рождения и католичка по вероисповеданию.
Поэтому ни каких русских или славянских корней у неё не было, но об этом простой народ не знал, знало о её происхождении только великосветское дворянство.

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше).
Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет.
Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной теткой будущему Петру III.
Семья её  была небогатой, она  получила домашнее образование. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия.
В 1744 году по приглашению императрицы Елизаветы Петровны она вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом.
По настоянию Елизаветы и  родственников 28 июня (9 июля) 1744 г. София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.
Естественно, что здесь никакой любви между ними не существовало, а был простой сговор родителей.
21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте Екатерина была обвенчана с Петром Фёдоровичем, которому исполнилось 17 лет.
Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой,  как и она, им, и супружеских отношений между ними не существовало.
Екатерина продолжает заниматься самообразованием, изучала русский язык. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады.
Отсутствие супружеских отношений с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников.
Между тем, императрица Елизавета высказывала не раз и ни два им обеим, недовольство отсутствием детей у супругов.
Наконец, после двух неудачных беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы Петровны, называют его Павлом (будущий император Павел I) и лишают возможности воспитывать, позволяя изредка видеть.
Ряд источников, в числе которых и мемуары самой Екатерины, утверждает, что истинным отцом Павла был любовник Екатерины С. В. Салтыков.
После рождения Павла отношения с Петром и Елизаветой Петровной окончательно испортились.
Пётр звал свою супругу «запасной мадам» и открыто заводил любовниц, впрочем, не препятствуя делать это и Екатерине, у которой в этот период возникла связь со Станиславом Понятовским — будущим королём Польши, возникшая благодаря стараниям продувной бестии английского посла сэра Чарлза Хенбюри Уильямса.
9 (20) декабря 1758 года Екатерина родила дочь Анну, что вызвало сильное недовольство Петра, произнёсшего при известии о новой беременности:
«Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок и должен ли я его принимать на свой счёт».
В это время ухудшилось состояние Елизаветы Петровны. Всё это делало реальной перспективу высылки Екатерины из России или заключения её в монастырь.
Смерть Елизаветы Петровны  25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г.) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов.
Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца.
Когда Екатерина забеременела от  другого любовника - Орлова это уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как общение супругов прекратилось к тому времени совершенно. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, её преданный камердинер Василий Григорьевич Шкурин поджёг свой дом.
Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время Екатерина благополучно родила.
Так появился на свет первый на Руси граф Бобринский — основатель известной фамилии.
Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией (в то время, как русские войска взяли Берлин) и вернул ей захваченные русскими земли.
Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению, хотя это было далеко не так. Он больше всего не любил «маман» и её фаворитов, которые опасались за своё «место под солнцем».
На этом  фоне им более подходила еще не отправленная в монастырь официальная жена императора - Екатерина. Они надеялись, что с помощью этой немки, мало что понимающей в тогдашней  России, стать  фактически  управленцами России, отведя ей роль формальной императрицы.
Но как впоследствии оказалось,  немка перехитрила их всех и стала единодержавной властительницей громадной страны.
Видя такое дело, что ей грозит потеря всего достигнутого, поскольку император может упечь в монастырь, Екатерина решилась осуществить переворот с помощью  подвернувшийся ей  братьев Орловых.  
Она ловко использовала недовольство  новой политикой Петра III,  и его пренебрежительное отношения  к высокопоставленным сановникам и офицерам в высшем свете России.
Хитрая жена Петр III, Екатерина, старалась казаться русской, подчеркивала свою приверженность православию, соблюдала посты, посещала богослужения, заигрывала с русскими офицерами, стараясь привлечь их на свою сторону.
Против Петра III она составила со своим любовником графом Орловым заговор.
Братья Орловы, руководствуясь своими корыстными целями, сумели привлечь на сторону Екатерины гвардейских офицеров.
При этом известный ранее нам  Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие, и арест одного из участников заговора — поручика Пассека.
28 июля (9 июля)  1762 г. гвардейцы Измайловского и Семеновского полков, подстрекаемые братьями Орловыми, возвели на русский престол вместо императора Петра III,  императрицу Екатерину II.
Петр III вынужден был подписать акт об отречении от престола. Вскоре он был заключен под стражу, а затем убит Орловыми в Ропше.
22 сентября (3 октября) 1762 года Екатерина Алексеевна была коронована в Москве и стала императрицей всероссийской с именем Екатерина II.

Говоря о периоде правления Екатерины, то можно сказать, что он был сложным из-за постоянных внешних войн и внутренних волнений и бунтов народа, против её манифестов закабаляющих простой народ, отдавая их на откуп самодурству дворянства.  

Крепостническое законодательство ею было значительно расширено: дворянам и помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось даже подавать жалобы на помещиков.
При этом самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались при Екатерине незыблемыми.
В Жалованной грамоте её дворянству:
Подтверждались уже существующие права, дворянство освобождалось от подушной подати, от расквартирования войсковых частей и команд, от телесных наказаний, от обязательной службы, подтверждено право неограниченного распоряжения имением, право владеть домами в городах, право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей, право собственности на недра земли, право иметь свои сословные учреждения...
А что же досталось крепостному крестьянству:
Указ 1763 г. возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян.
По

Реклама
Реклама