Произведение «Почему на Тверском троне Шапка Мономаха» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 2009 +2
Дата:
«герб Твери»

Почему на Тверском троне Шапка Мономаха

Древние Гербы Твери и старинные тверские эмблемы содержат все собственно русские символы: Архистратига Михаила с державой и пламенеющим мечом, Св. Георгия, пронзающего сатану копьём, льва, затем медведя, двуглавого орла и, наконец, Шапку Мономаха на троне, окружённую дубовыми листьями и колосьями. Москва, как обычно это водится, всё переняла у Твери.

Можно, конечно, много и обстоятельно написать и об архангеле Михаиле, и о Георгии Победоносце, и о двуглавом Орле с сопровождающей его идеей «третьего Рима»,  принадлежащей  опять-таки Твери (см. « Слово похвальное инока Фомы » середины 15 ст.), а не Москве. Но, на наш взгляд,  важнее установить,  почему и на современном гербе Твери,  как и на гербах XVII-XIXвеков, присутствует на престоле корона или же знаменитая Шапка Мономаха – символ объединения русских княжеских земель – символ царства Византийского.

Какие же были основания у «живописных дел мастера» Станислава Лопуцкого,  золотописцев Оружейной Палаты: Григория Благушина,  Фёдора Лопова,  Матвея Андреева в 1666-1667г. и в 1675г., герольдмейстеров графа Франциска Санти в 1722г., графа Бурхарда Кристофа Миниха в 1730г., императрицы Екатерины II в 1780г.,  Бернгарда Васильевича Кене в 1856, 1859, 1882 гг.,  изображать корону и престол на гербе провинциального, выжженного и заново отстроенного петербургскими архитекторами,  разграбленного московскими чиновниками, древнерусского исторического города.  О чём герольдмейстеры хотели нам напомнить?

Неужели лишь только о том, что «русское государство состоит из бывших «венценосных» земель равных королевствам на Западе?» ( В.И.Лавренов «Герб Твери. История эмблемы и символа.» Тверь 1994г.). Но тогда почему таких же корон и  Шапок Мономаха, не знают гербы иных, более обширных губерний и исторических городов? Ответ на этот простой вопрос будет ясен, если мы, наконец, постараемся вспомнить о том, кто первым был миропомазан на древнерусское царство, на кого возложены были впервые в русской истории Шапка и Бармы Мономаха…?!
               
Не мудрено,  что мы забыли об этом. Ни церковь русская, ни императоры Романовы, ни цари московские не  хотели вспоминать, как в Успенском соборе московского Кремля в 1498 году был венчан на царство внук  княгини Марии Борисовны (Тверской) и князя Ивана III Московского  - царевич Дмитрий Иванович - первый легитимный царь объединённых тверских и московских земель, освящённый и миропомазанный.  И как говорится «Первый блин комом». Правда выразиться так о миропомазании на царство  - явное кощунство, но что  поделаешь, ежели сама православная церковь вменила ни во что свои же обряды, и «страха ради иудейска» вот уже более пяти веков хранит молчание пред беззаконной мирской властью.
             
В середине XV столетия вследствие справедливой борьбы за власть наследника престола Московского по древнерусскому родовому праву, Юрия Дмитриевича Галицкого, его  сыновей - Дмитрия Шемяки и Василия Косого с царствующим в Москве племянником - Василием II Тёмным, сыном Василия IДмитриевича, произошло ослабление Москвы. Москва не могла восстановить свои силы после Тохтамышева разорения, а затем и монгольских поборов – невиданной дотоле на Руси дани,  которую за избавление Василия Тёмного из плена казанского пришлось заплатить хану Ахмету. Тверь тогда была гораздо сильнее Москвы. Не случайно «Похвальное слово Тверскому князю инока Фомы» величает именно Тверского князя, а не Московского Господином Руси Великой,  а Тверь почитает третьим Римом, утверждая, что четвёртому не бывать.

Василий II Васильевич Тёмный отбыл в Вологду – в имение Кобылиных-Кошкиных и благодаря Кошкиным же,  родичам Тверских князей, был принят с честью Борисом Александровичём Тверским. Если бы не жалость к ослеплённому Василию  великого князя Тверского Бориса Александровича, не видать бы ему города Москвы и сидеть бы в Новгородском заточении на Вологде…  И было это, увы, незадолго до падения Твери.

В середине XV столетия нерушимой скалой возвышалась Новгородская пятина - государство  с древнерусским вечевым родовым управлением. Казалось, что только объединившись, Тверь и Москва вместе смогут покорить Новгород. В 1446 году Москве Тверью была предоставлена военная помощь, установившая  мир на Руси.
А в 1452г. было  совершено обручение малолетнего Ивана III и малолетней Машеньки Тверской. Князь  Борис Александрович Тверской обручил свою шестилетнюю дочь Марию с семилетним Иваном III во имя единения и централизации государства, отдав её замуж за сына Василия Тёмного, коего он пригрел « яко аспида глухого и затыкающего уши свои». Именно для того чтобы разрушить Великий город, союз Твери с Москвой был скреплён династическим браком малолетних наследников…            

Спустя 19 лет, летом 1471г., была битва на реке Шелони, где победили тверские воеводы - сыновья Дмитрия Холмского, сына Юрия Всеволодовича Холмского. Причём Михаил Дмитриевич вёл в битву тверскую дружину, а Данило Дмитриевич московскую. Тогда небольшое войско Твери и Москвы победило 40-тысячную новгородскую рать. Это сражение предопределило падение как Новгорода Великого,  так и Твери.

Столетиями позже Москва предпочитала не вспоминать и о взятии Казани в 1487 году кн. Данилой Дмитриевичем Холмским «болшим боярином Московским», коего убоялись монголы и татары на реке Угре, так и не решившиеся, зная о том кто командует объединёнными русскими войсками, дать сражение в 1480 году. Учитывая что в составе русичей была тверская дружина, насчитывающая по словам Н.М.Карамзина 40000 конного войска, не следовало бы и эту победу как и всё прочее безоговорочно приписывать Москве…

Вероломная Москва  умело воспользовалась разногласиями между Микулинскими Великими Тверскими и Холмскими князьями. Для начала Иван III отправил свою молодую, законную пред людьми и Богом супругу, Тверскую (Микулинскую) княжну Марию Борисовну  в монастырь. Там в 1467 году 25(21?)-летняя Мария   Борисовна была отравлена.  Узнав о смерти жены, Иван III, даже  не пожелал с ней проститься.  А затем, заручившись поддержкой Холмских князей, согнал с Великого Тверского княжения её родного младшего брата Михаила. Так коварная Москва переняла Тверскую доблесть и славу..


В 1483 году 10 октября московский Посол Ивана III В.Гусев привёз в Тверь известие о рождении внука - Дмитрия Ивановича, сына Ивана Ивановича Молодого и правнука Бориса Александровича Тверского. Иван Иванович приходился Михаилу Борисовичу Тверскому племянником,  а жена князя Ивана Ивановича - княгиня Елена Волошанка была племянницей супруги Михаила Борисовича, дочери Михаила Олельковича.

Несмотря на столь близкие родственные связи московский посол был демонстративно выслан  из Твери. Это означало фактический разрыв отношений с Москвой. Тем самым Тверской князь Михаил практически пошёл против державной Воли своего отца Бориса Александровича,  потому-то  и ушли от него, и «предали» его тверские бояре.

В 1485 году, после падения Твери, Иван III поставил на «великом княжении на Тверском» своего сына Ивана Ивановича. Наместником при Иване Молодом оставлен был боярин В.Ф. Образец-Добрынский.  Через пять лет в Москве 7 марта 1490 г. Иван Иванович Молодой умирает от странной болезни: после усиленного лечения мистом Леоном у него сначала отнялись ноги, затем  последовала смерть. Как и его мать Мария Тверская он был отравлен…    В живых остаётся князь Дмитрий Иванович  в равной степени имеющий права как на Московское  так и на Тверское княжение.

Преступив Крестное Целование, Иван IIIузурпировал власть в Москве и Твери, убив по одному своих же братьев:  Андрея Большого - князя Бежецкого и Углицкого, получившего Бежецкий Верх – удел его дочери в наследство в качестве вена от тверского кн. Михаила Дмитриевича Холмского. Андрей Большой Угличский брат царя Ивана III и просвещённый ктитор белокаменных храмов и монастырей,   в первые дни 1492 года был посажен в темницу и прикован к стене навечно. Смерть пришла к нему через два года 6 ноября 1493 года. В начале ноября 1497 года царь Иван Ш публично покаялся пред митрополитом и епископами, однако, в это же самое время в темнице томились и сыновья Андрея Большого: старший Иван умер в 1522 году, младший Дмитрий в 1540 году, поведя в заточении 49 лет. В Спасо – Прилуцком Вологодском монастыре, где их похоронили, прилуцкие иноки почитали их святыми и теплили им неугасимую лампаду. Елена Мезецкая супруга Андрея Большого умерла в московской темнице 2 апреля 1492 года.

4 февраля 1498г. Дмитрий Иванович был первым из русских царей венчан на царство в Успенском соборе московского Кремля.  В присутствии его деда Ивана III ему были вручены бармы Мономаха и возложена на главу Шапка Мономаха.   Но, именно Тверское Княжение передаётся в обход Дмитрия малолетнему Василию – сыну Ивана III от второй жены - Софии Палеолог,  уродливой и толстой Зоси, воспитанницы римского папы и ордена иезуитов, прозелитки, прибывшей в Москву с просвещённого Запада ….. с латинским крыжем (Крестом) в руках.

Однако, после того как сын Софии Палеолог Василий Иванович переписал «Тверскую землю по-московски в сохи», в сентябре 1491г. его всё же лишают Тверского княжения. И  к 1498 г. созрел и оформился заговор: предполагалось:  убить Дмитрия-внука,  Василия же перевести в Вологду вместе с государственной казной. Тем самым вынудить больного Ивана III пойти на условия, продиктованные заговорщиками. Заговор был раскрыт, заговорщики четвертованы. Колдуний, помогавших Зое Палеолог магическими ритуальными обрядами, утопили в проруби. Сына Зои посадили под стражу. Саму Зою прогнали из Кремля с глаз долой.

Но до сей поры осталось неразрешимой загадкой русского летописания, какими доводами удалось Софье убедить мужа, что её оклеветали.  Уже через год,  зимой 1499г., полетели головы преданных царской семье князей Ряполовских, укрывавших в молодые годы малолетнего Ивана III и его слепенького беспомощного отца Василия II  Тёмного от  претендента на московский престол князя Дмитрия Юрьевича Шемяки.

Утверждение в Твери московских порядков в правление Василия, конечно, не могло прийтись по вкусу сторонникам сохранения тверских вольностей. И, совершенно естественно, что они свои чаяния связывали с именем Дмитрия-внука, законного претендента на Тверское княжение  (В.Б. Финкельштейн, Летопись Твери, ТВ. 1996)
Вот потому и Дмитриевский собор (1490–е гг.) в Краснохолмском Николаевском монастыре возводился Холмскими князьями в честь Дмитрия Солунского. Потому и Иван Грозный называет своего первенца Дмитрием, и Дмитрием же  называет он свою последнюю надежду-сына от Марии Нагой. …
                               
Вплоть до 1502 года, т.е. до заключения в темницу миропомазанного на Царство князя Дмитрия Ивановича, Тверь почитала его законным наследником не только Тверского,  но и Московского престолов. Следует отметить, что это было первое Венчание на Царство Русское свершённое по церковным канонам Святейшими иерархами православными.  Но Иван III, под воздействием интриг Софии Палеолог, посмеялся над Святым Православием, усадил своего коронованного внука в тюрьму вместе с матерью Еленой. Елена Волошанка, обвинённая в «Ереси жидовствующих», в 1505г. умерла первой, не выдержав пыток.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама