Из-за традиционных пробок по пятницам рейсовый автобус из Воронежа до Рамони опоздал на сорок минут, но Олег терпеливо ожидал на остановке, дымя сигаретой.
- Приехали, кладоискатели, - проводник приветливо заулыбался, увидев друзей.
- Олег, прости: пробки, - Мишка для приличия начал объяснять причину задержки.
- Я знаю, ездил на последнем. – Олег закурил новую сигарету, - Городские господа тянутся на природу после трудовой недели. Все пошли смотреть замок.
Роман и Михаил познакомились с Олегом на «Птичьем рынке»: покупали у него банные веники. Разговорчивый Олег поведал друзьям, что веники у него не только лечебные, но и титульные, так как нарезал он их, ни много не мало, а в имении принцессы Ольденбургской! Студенты четвертого курса истфака много слышали о «архитектурной жемчужине» Центрального Черноземья, даже когда-то собирались съездить на экскурсию, но как-то не сложилась. О замке, как и о хозяйке, Евгении Максимилиановне Ольденбургской, до замужества носившей фамилию Романова, ходило множество легенд. Говорили, что колдун лечивший принцессу от неустановленной врачами хвори, влюбился в нее, и не получив взаимности проклял замок. Что сама хозяйка царских кровей была ведьма, и держала в подвалах замка провинившихся крестьян, которых скармливала потом своему любимому медведю. И конечно, какой замок, если в нем нет тайных ходов, и не зарыт клад! Окрестности замка были давно «исследованы черными копателями», но вдруг они не все посмотрели? Еще Олег, по секрету, сообщил будущим докторам исторических наук, что в самую короткую летнюю ночь, то есть в день летнего солнцестояния, над замком стоит голубое облако. Все в Рамони видели это, или их родственники видели и им рассказали. Рамонский абориген пригласил друзей в гости, обещая познакомить с дедом Данилой, в поселке говорят он правнук управляющего замка: того самого который, по легенде, выгнал зимой на улицу молодую служанку за то, что плохо помыла посуду. Девушка замерзла, и после этого в парке вокруг замка бродят между деревьев тени.
* * *
Полуразрушенный замок, построенный в староанглийском стиле: с метровыми стенами, узкими окнами бойницами, восьмигранная башня. Друзья словно попали в другую эпоху: вот сейчас послышится стук копыт, и в арку ворот заедет рыцарь, закованный в латы.
В далеком 1879 году Император Александр 2 сделал свадебный подарок своей племяннице: имение Рамонь. Через восемь лет был построен этот замок. Даже жаркое июньское солнце здесь светит по иному, или поддаешься власти легенд? Треснутые стены, опавшая штукатурка, как и на других заброшенных строениях. Почти полвека безуспешно пытаются реставрировать здание. Сюда приезжали секретари обкома, теперь ездят губернаторы, но дальше планов и обещаний дело не сдвинулось. Области, без поддержки центра, не потянуть расходы на реконструкцию, а у государства, старого и теперь нового, всегда находится множество более важных дел, чем заброшенный замок Евгении Романовой. Отсюда и новые слухи: в замке не живут даже кошки, сразу убегают. Рабочие падают в обморок, слышат шаги, голоса. Ромка и Михаил обошли все полуразрушенное здание от подвала до чердака. Ничего особенного: только запах сырости и плесени. Олег в замок не пошел, сидел во дворе на камнях разрушенного фонтана, дымил своими сигаретами.
- Что мне смотреть, я здесь каждый кирпич с детства знаю, - объяснил свой отказ проводник.
Окончили студенты осмотр, когда солнце спряталось за вершину холма за парком замка.
- Пошли к деду Даниле, - притихший Олег снова стал разговорчивым, - Он молчун, но под коньячок поговорить любит.
Любивший выпить проводник намекнул будущим историкам об обещанном ему презенте: литре коньяку. До дома «правнука управляющего» не более ста метров по склону: из его сада замок, как на ладони. Старик знал о приезде городских студентов: Олег предупредил. Вопреки сомнениям друзей встретил хозяин хорошо, даже стол накрыл с нехитрой деревенской снедью: окрошкой, яичницей, салатам из свежих огурцов и редиски. Даниле Петровичу под восемьдесят, всю жизнь прожил в Рамони. Среднего роста, слегка сутулый, с большими рабочими ладонями и узловатыми пальцами, паутина морщин на чисто выбритом, видимо к приходу гостей, лице. Сели за стол, накрытый во дворе дома под раскидистым дубом. Роман похлопал ладонью по толстому комелю дерева:
- Богатырь русский! Сколько лет ему Данила Петрович?
- Кто его знает: может сто пятьдесят, может двести. Сколько себя помню, всегда здесь рос, - равнодушно ответил хозяин, нарезая привезенную студентами колбасу.
- В заповеднике дубы есть по пятьсот лет, - Олег уже закусывал дагестанский коньяк, - Вот какими вы вениками паритесь в бане!
Совсем стемнело. Над притихшим поселком взошла полная луна, заиграли матовые блики на крыше замка. С реки потянул легкий ветерок, наполненный влагой и свежестью.
- Данила Петрович вы голубое облако видели над замком?- Мишка откусил редиску, с надеждой посмотрел на хозяина, ожидая утвердительный ответ. – Говорят, облако улетает на ту сторону реки в заповедник, к месту, где зарыт клад.
Старик лукаво улыбнулся:
- Я не видел. Придумать все можно, посмотри долго на луну: через десять минут они мигать начнет, через час засмеется. Много кладоискателей сюда приезжало, все искали с приборами.
- Ничего не нашли? – Мишка застыл с редиской во рту.
- Нет, конечно. Я только одно богатство замка знаю, утром покажу.
- Данила Петрович, правда, ваш прадед был управляющим в замке у принцессы? – молчавший Ромка не удержался от вопроса.
- Рамонь маленький поселок, а раньше вообще деревня была. Здесь все кому-то братья или кумовья на худой конец, - отшутился старик, - Немец был управляющий, я русский по паспорту, а там Бог его знает.
Студенты несколько раз бегали на угол хозяйского сада, подолгу смотрели на замок освещенный холодным лунным светом, но облако не увидели. Может не каждый год оно пускается? Часа в два ушел спать захмелевший Олег: Петрович постелил ему на диване во времянке.
- Вы и в войну здесь жили Данила Петрович? – чтобы скоротать время спросил Мишка.
- Да. Я еще пацаном был, бои здесь шли лютые, замок только не бомбили: фашисты прознали, что бывшие хозяева имеют немецкие корни. Мы в подвале прятались всей деревней, – глядя куда - то в сторону, может в прошлое, не громко рассказывал студентам старик. За разговором время летит незаметно.
Действительно самая короткая ночь! Совсем недавно стемнело и уже на востоке, над заповедным лесом, зарево нового дня! Друзья и хозяин вышли на угол сада. Внизу под склоном серебреной лентой искрилась река Воронеж. В наполненном утренней свежестью воздухе раздирающие душу трели соловьев, по всему берегу, и дальше в вековых зарослях заповедника.
- Данила Петрович, вы говорили, утром богатство замка покажите, - Мишка все еще с надеждой смотрел на хозяина.
- Богатство? Вот оно! Смотрите! Слушайте! – старик развел руками.
- Где?
- Замок! Красота природы! Люди, живущие на этой земле! Это и есть наше богатство: других я не видел на своем веку. Да и не было их, я думаю. Для принцессы наш замок как дача: заезжала наездами. Вначале правда жила, даже фабрику кондитерскую построила. Охоту любила, но потом надоела игрушка, появилась новая. Крестьяне в Рамони хозяйку любили, пол деревни своих сыновей Петрами назвали, в честь молодого барина: мой отец один из тезок принца. Потом революция и остался замок без хозяина, стоит, обрастает легендами. Хотя может я не прав, или не знаю чего, - старик замолчал.
Несколько минут молча, смотрели на поднимавшийся над лесом золотой диск солнца, дышали чистым воздухом.
- Так, что напрасно вы приехали кладоискатели, - первым нарушил молчание Петрович, - У нас так заведено на Руси: ищем сказочные сокровища, а богатство под ногами не замечаем, вот и стоят, рушатся от времени.
- Данила Петрович, - Роман обнял старика за плечи, - Спасибо вам, ни на одной лекции, так как вы не объясняют!
- Да еще когда текст с иллюстрациями, – добавил Михаил, - Мы еще к вам приедем, если можно.
Петрович счастливо заулыбался:
- Что спрашивать, конечно, приезжайте: будем смотреть богатство замка принцессы. …
| Помогли сайту Реклама Праздники |