ПРОТЕКАНИЕ ВТОРОЕ
(действие второе)
Марево начинает рассеиваться… Отдаленные звуки арфы, шелест крыл или ветра, пробегающего по кронам деревьев... Мы видим широкие ступени, колоны, статуи божеств. Постепенно очертания становятся отчетливей… Стоят, сидят, возлежат фигуры.
Шум крыл. Довольно громкий перелив арфы.
Художник. О, эта арфа!
Философ. О, эти крылья!
Поэт. (Тревожно) У арфы крыльев нет.
Ученый. Но звук – всегда.
Дева – 1. Какие крылья. Это – ветер.
Поэт. И ветра шум, как взмах крыла. Неплохо. Надо записать.
Записывает.
Дева – 2. (Вышивающая) Здесь ветра не бывает.
Поэт. (Удивленно) Откуда шум тогда?
Дева – 3. (Занимающаяся живописью) От крыльев.
Поэт. (Взволнованно) Но крылья-то откуда?
Дева – 1. (Вздыхает, поднимая вверх глаза) Ох-х!
Философ. (Многозначительно) Крылья сами по себе не могут быть.
Они – есть принадлежность…Чья-то.
Художник. Я бы добавил здесь белил и охры. Тогда засветится и оттенится золотистый тон.
Дева – 3. Да, да… Спасибо. Будет лучше так. Я это вижу.
Художник. Живопись, скажу я вам, – при взгляде – сразу каждому понятна.
Ученый. А если живопись абстрактна?
Художник. Любое полотно ты сразу видишь. Познание происходит – враз, мгновенно.
Философ. Мгновенно – это как сказать… Ведь мыслить должен человек. А мысль – течет во времени, то бишь – развитие имеет.
Художник. (Волнуясь) Он смотрит – мыслит. Передача в мозг идет мгновенно.
Философ. (Неожиданно) ...после нас и до нас – вечность...
Поэт. Интересно… (Читает вдохновенно)
Как время, милое, струится,
Как быстро прошлым стать спешит...
Бывало ли кому томиться
И время мыслью торопить?
Нет ничего его бесстрастней,
Неутомимей и верней.
Оно плывет в пространстве вечно
Ритмичным угасаньем дней.
И метит время неизменно
Природы неприметный бег.
Неумолимо, безвозмездно –
Теряет время человек.
Девы аплодируют.
Ученый. Вот, вот… Правильно высказал Поэт... Неумолимо, безвозмездно, его теряет человек.
Художник. Продолжим… Вы смотрите, и картина сразу говорит обо всем. К сознанию, значит мм… обращена.
Ученый. И к подсознанию даже.
Прозаик. Понятно, не к ноге.
Художник. Не смешно… Это не роман… Картина – зритель. Читается мгновенно.
Прозаик. Мгновенно и уходишь. Не то что с книгой. Длительность взаимного общенья – развивает. Ты погружаешься в среду. С героями живешь, их любишь, с ними умираешь.
Художник. И веришь в вымысел… Не жизнь, но ложь.
Прозаик. Искусства – в этом сила!
Философ. Глаза – смотреть, язык – молчать, а уши – слышать.
Пауза.
Ученый. Хм-м.
Поэт. Кхе-кхе.
Философ. Мм-м.
Дева – 1. Цветы – нежны. Их аромат – целебен.
Мелодичное переливы арфы.
Ученый. Это звук кифары.
Философ. Все равно, что – арфы.
Ученый. Кифара – инструмент для Аполлона.
Прозаик. Предтеча арфы, как я понимаю.
Ученый. Кифара золотая Аполлона, или лира. Солнечный Мусагет играл на ней чудесно. Орфею подарил он лиру золотую и тот прославился навеки.
Поэт. Какое слово: нежность. К цветам подходит, музыки, стихам.
Ученый Да, кстати, Нежность…
Все переглядываются.
Поэт. (Растерянно) Что Нежность?
Художник. Ты что не знаешь?
Поэт. Нежность я люблю.
Девы улыбаются.
Цветы, трава, деревья и ручей – все дышит нежностью.
Дева – 2. А-а-а… Он не знает.
Дева – 3. Он весь в поэзии… В стихах.
Поэт. (С любопытством) Что? Что?
Девы многозначительно улыбаются.
Дева – 1. (Уклончиво) В общем, ничего… Безделица и только.
Философ. Всем нежности на свете не хватает… Как, впрочем, и любви.
Прозаик. Любовь понятна больше мне…
Философ. Как проявленье страсти?
Прозаик. (Вскинув голову) Не только.
Ученый. Скажи, скажи… Как мыслишь о любви?
Философ. То ты не знаешь.
Ученый. Все же интересно как представитель, так сказать, словесности изящной об этом скажет.
Философ. Тогда к поэту с этим лучше. О чем он может петь как не о любви. Ну что, поэт?
Поэт. Любовь – понятие огромное. Она – во всем. Любовь – во всем разлита.
Философ. Но ты конкретней, ближе… Слишком говоришь пространно.
Поэт. (Взволнованно) Любовь… Любовь… Это такое! Это как воздух.
С утра лишь просыпаясь, мы начинаем все любить. И утро, восход и солнце, небо… И потому – живем. Но вряд ли сознаем, что каждое мгновенье любовью дышим и любовь мы пьём.
Девы тихонько зааплодировали.
Дева – 1. Красиво.
Дева – 2. Это правда. Так оно и есть.
Дева – 3. Пока мы любим – мы живем.
Поэт, удовлетворенный отходит в сторону, присаживается, записывает.
Философ. Любовь иссякла – ненависть на смену и смерть.
Прозаик. Отсюда войны, распри, терроризм: любовь иссякла...
Мы все рождаемся с инстинктом – жить! Мм-м… Выходит, ненависть, не что иное, как антипод любви и значит – отрицание её.
В широком смысле – отрицание себя, другого, целый мир.
Ненависть – есть явная ущербность и не присуща Богу.
Прозаик. Смерть – истощение любви. Мысль эта не нова, но интересна… Любовь иссякла – наступает смерть. В чистом виде, ненависть есть отрицание любви и, значит, – жизни.
Философ. И отрицание себя, а значит и другого, мир в целом… Ненависть – есть явная ущербность.
Прозаик. Так вот где кроется этот пресловутый комплекс неполноценности: в недостатке любви. Её же недостаток – пропорционален дефициту инстинкта жизни данного субъекта.
А ненависть, как результат, – есть отрицание любви и жизни.
И это все сокрыто в генах.
Философ. Человек – сложнейшее создание.
Прозаик. Все раньше началось… В обидах тягостных, другому нанесенных, зверствах разных. И опыт этот в ген запечатан накрепко.
Ученый. И множится…
Философ. Но опыт свой у каждого и учит ли?
Прозаик. Отрицаньем страданий, изведанных?
Философ. В страданиях – растет душа!
Прозаик. Красивые слова – не боле.
Ученый. В том смысле, что бежит страданий.
Прозаик. (Смеётся) Как это верно… Никто и впрямь страдать не хочет.
Философ. Сам не страдаешь – не поймешь страдание другого.
Прозаик. Видеть, как другой страдает – страдание не большее ль?
Философ. Сердца не все открыты милосердью.
Прозаик. Увы…Увы, но это так. Иначе б на земле вновь воцарился рай.
Девы вздыхают. Печальный перелив арфы.
Ученый. (Тихо) Опытным путем все прояснилось.
Дева – 1. Ах этот опыт! А без опыта нельзя? Есть вещи явные настолько, что опытным путем доказывать – безумство!
Ученый. Опыт и только опыт есть венец науки. Вне опыта – идея есть химера. В лучшем случае – гипотеза.
Дева – 2. Теории на что?
Дева – 3. Течения различные?
Дева – 1. Прозрения пророков?
Ученый. (Важно) Я дал вам несколько уроков.
Вы – правы. (С почтительными поклонами девам) Идей блуждает в мире – море.
Прозаик. Вот неправда. Идей всегда как раз и не хватает.
Поэт. Прозаик прав: все сказано, все спето.
Вздыхает.
Ученый. У вас – поэтов. А у нас – познание лишь начинает путь, который бесконечности подобен. И только опыт – плотность, та основа, тот камень на который можешь ты вступить, дабы в потоке вод не захлебнуться. Ведь так, Философ?
Философ. (Задумчиво) Опыт? Хм… хорошо…
Но без теорий, там… гипотез опыт не возможен.
Ученый. С тобой согласен: опыт без расчетов и теорий – никуда.
Философ. Хм. А волновая функция квантовой механики не поддается эксперименту. Невидим и эфир и многое чего. Невидимого больше, чем видим.
Поэт. (Звонко) Есть идеи! Их невозможно опытом проверить…
Опыт – близорук. В идеи нужно верить! Лелеять их! Любить, как праздник, как мечту! И к ним душой стремиться!
Шум от взмаха крыльев.
Вот слышите? Взлетела птица!
Дева – 1. (Потупив глаза) Но птиц здесь нет.
Дева – 3. Они здесь не летают.
Дева – 2. Поэт всегда об этом забывает.
Грустно вздыхают.
Поэт. Ну хорошо! Не птица… Ангел, Херувим, а может Серафим?
Из-за колонны высовываются эльфы.
Эльф – 2. Он до сих пор не знает!
Эльф –1. Он думает, что спит.
Эльф – 2. Тогда и все здесь спят.
Эльф – 1. Какие ангелы. Какие серафимы?
Эльф – 2. Еще и херувимы!
Эльф – 1. Он видел их хоть раз?
Давятся от смеха…Поэт чувствует себя не в своей тарелке от безобидных смешков: трет лоб, отходит к колонне, прислоняется, стараясь с ней слиться.
Эльф – 1. В стихах о них он пишет, а не видел.
Эльф – 2. Он чудик, чудик. Совсем чудной!
Прыгают, смеются.
Прозаик. (Шутливо) Довольно, поигрались, помолчите!
Эльфы заливаются от смеха.
Философ. Учил я вас: подслушивать – нехорошо!
Эльф – 2. А – плохо.
Эльф – 1. Подсматривать – нельзя.
Философ. А вы?
Эльф – 1. Не слушаемся. Мы – проказники.
Эльф – 2. Нам нравится подслушивать.
Эльф – 1. Нам нравится – подсматривать.
Философ. А вот я вас!
Начинается веселая игра в погоню, постепенно перерастающая в шуточный танец, захватывающий всех. Возникает ощущение общей любви, радости, счастья.
Появляется Нежность… Робко останавливается. Её тихонечко подталкивает Старуха.
Старуха. Ну, ну … Иди, иди… не бойся. Не укусят. Но только язычок попридержи: с вопросами поосторожней.
Стукнув палкой, громко всем.
Я привела к вам Нежность.
Слово нежность волной прокатилось среди присутствующих.
Поэт. (Протяжно) Нежность!
Побледнел, облокотился о колонну, сполз вниз, теряя сознание.
Дева –3. Что с ним?
Дева – 2. Он в обморок упал.
Дева – 1.(Прыскает в лицо воду) Как впечатлителен. Совсем мальчишка. С ним нужен глаз да глаз.
Поэт приходит в себя.
Поэт. Мы уже знакомы.
Дева – 1. Откуда?
Дева – 3. Быть того не может.
Дева – 2. Он, словно, бредит.
Старуха. Встречайте гостью. Ей представьтесь.
Все засуетились, наводя порядок. В центре появилось кресло-трон на который Старуха торжественно усаживает Нежность.
Раздаются приподнято-радостные звуки арфы.
Философ. (Припадая к ручке) Философ. Любо мудрствовать – моя стихия, а цель моя – постичь смысл жизни!
Нежность. Ты близок к завершенью?
Философ. (Смутился) Идея… Так сказать – неуловима.
Прозаик. Смысл жизни в том, чтоб жить.
Философ. И жить – неплохо! И… мыслить!
Прозаик. А если мысли коротки?
Философ. (Назидательно) Смысл жизни… Э – э – э…
Дева – 3. В том, чтобы любить?
Философ. Хм-м-м… И в этом тоже.
С поклоном отходит в сторону.
И буду краток: науку движет опыт, опыт и еще раз – опыт!
Прозаик. А Прозаик. Разрешите мне представить самого себя: Прозаик. Занимаюсь познанием глубин души и типов поведения в стандартных или не стандартных обстоятельствах и труд свой тяжкий уважаю. Дает нам книга понятие о людях и облегчает тем вступление во взрослый мир.
Ученый. (Учтиво улыбаясь) Но опыт нас – не учит. И раны наносятся такие, что и время их не лечит. Горазд Прозаик поболтать, хлебом не корми. А я – Ученыйну-ка если опыт не поставить?
Ученый. Так грош цена теории такой.
Философ. Опыт – неплохо, но трудоемко, длительно и скучно.
(Приосанился) Я – на все имею мненье.
Ученый. Наука любит труд, не скороспелость. Трудом наука движется вперед.
Прозаик. Вот именно – с трудом.
Общий смех.
Представлен отрывок. Послесловие: Пьеса опубликована в книге " Вокруг солнца" |