Произведение «Пелена с глаз»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 10
Баллы: 26
Читатели: 585 +2
Дата:
«Пелена с глаз» выбрано прозой недели
19.12.2016

Пелена с глаз

    В последнее время в стране много говорят о том, как  нашу общественно-политическую систему сделать более  эффективной, чтобы в ней  не могли существовать убийцы и грабители всех мастей, нечистые на руку дельцы и чиновники. Пишутся статьи, принимаются новые законы, ужесточаются наказания и т.д. Но воз, как говорится, и ныне там. В чём же дело?  
   
    Давайте вспомним событие 2005 года, имеющее для людей планеты громадное значение (особенно для людей верующих и связанных с культурой и искусством).
    Любопытная вещь: очень многих моих собеседников, с коими мне в своё время довелось вести разговор об урагане “Катрина” на юге США, поражают не столько масштабы разрушений или неспособность власти оказать своевременную и эффективную помощь населению затопленных районов, сколько совершенно неожиданное, порой просто шокирующее, по их словам, “озверение” до этого “законопослушных” и “респектабельных” американцев.
    “Идти в душ одной было невозможно. Тот, кто решался направиться туда в одиночку, рисковал быть изнасилованным или убитым…” Это слова 37-летней Африки Брумфилд, пострадавшей во время стихии (газета “Труд” за 8 сентября 2005 года).
    А вот свидетельство 45-летнего Ника, рыбака из Нового Орлеана: “Это было хуже, чем в тюрьме… Вооружённые люди уходили ночью, а утром продавали нам еду, одежду и лекарства…” (там же). Думаю, понятно, где они их брали…
    А это уже пишет корреспондент одной из европейских газет, сумевший проникнуть в зону бедствия: “Десятки исчезнувших людей были объявлены пропавшими без вести; а затем их тела находили в канавах, под мостами, в контейнерах для мусора… Они были застрелены из винтовок или пистолетов…” (там же).
    Что и говорить, картина жуткая; четыре дня Новый Орлеан (и не только он) жил по закону джунглей: сильный пожирает слабого. А весь остальной мир недоумевал: откуда в “самой развитой” стране, в “сердце цивилизации” в одночасье появились сотни убийц, насильников и грабителей?
    Между тем ответ очень прост: они никуда и НЕ ИСЧЕЗАЛИ! Только сытая, комфортная и спокойная жизнь, а также исправно работающая правоохранительная система не предоставляли им шанса себя проявить.
    Вообще, насколько я успел заметить, ураган “Катрина” “промыл” мозги многим из тех, кто полагал, что только американская (или, в целом, западная) модель общественного развития может осчастливить человечество; что материальное изобилие, высокий уровень образованности и интеллекта, а также эффективно функционирующие демократические, правовые и государственные институты гарантируют становление гармонично развитой личности, достойной звания человека.
    Разберём каждый пункт в отдельности.
    Помню, один из моих знакомых, преклоняясь перед западным образом жизни, говорил мне: “Пока человек не будет сыт, одет и обут, он не перестанет воровать. Удовлетворите  его насущные потребности, и мир изменится к лучшему”. Казалось бы, логика железная. Однако мне не раз приходилось видеть, как наши бедно одетые старушки вынимали из своих тощих кошельков монеты и отдавали их нищим или калекам. Не подозревая, что таким поступком разбивали подобную идеологию в пух и прах. Впрочем, как и чиновники, имеющие огромные личные состояния (способные удовлетворить не только “насущные”, но и “утончённые” потребности), и тем не менее уличённые во взятках, –  в прессе (и нашей, и западной) подобных сообщений немало. Выходит, “как волка ни корми…”
    То же самое можно сказать и об уповании на интеллект. Старец Серафим Саровский не имел высшего образования. Однако люди, беседовавшие с ним, выходили из его землянки со слезами на глазах; многие из них после встречи с преподобным в корне меняли свою жизнь (например, небезызвестный помещик Мотовилов, продавший своё имение и употребив полученные средства на помощь бедным и устройство Дивеевского монастыря). В то время как единственные в мире атомные бомбардировки были санкционированы образованным “отцом американской нации”.
      Однако более всего людей ослепила надежда на создание мощных силовых структур и спецслужб, якобы способных гарантировать обществу спокойную и безопасную жизнь. Но в том-то всё и дело, что перспективой попадания за решётку или на электрический стул человека можно только запугать, заставив его быть осмотрительнее и хитрее, но никак не СДЕЛАТЬ ЕГО МИЛОСЕРДНЕЕ.  Эффективная правоохранительная система способна лишь уменьшить проявление в человеке самых негативных, отвратительных качеств его души, загнать их глубоко вовнутрь; однако ИСКОРЕНИТЬ их она не в состоянии. Потенциальные убийцы и насильники в “полицейском государстве” – это мило улыбающиеся, здоровающиеся с вами за руку граждане. Но разве подобную ситуацию можно назвать “счастьем”? Неужели кого-то из нормальных людей устроит совместное существование с соседом или сослуживцем, который, когда его вынудят к тому обстоятельства и подвернётся подходящий случай, не замедлит всадить вам пулю в лоб или ограбить? Я думаю, после Нового Орлеана ответ на этот вопрос может быть только отрицательным.
    И есть иной путь развития цивилизации – тот, по которому стремилась идти дореволюционная Россия, а вместе с ней и ряд европейских стран, на тот момент не утративших христианские ценности. “Я хочу не такого общества, в котором человек не мог бы совершить преступления, а такого, в котором он МОГ БЫ, НО НЕ ХОТЕЛ его совершать!”- это изречение Фёдора Михайловича Достоевского вошло в сокровищницу человеческой мудрости. Хотя до урагана в США иные из моих знакомых считали подобную цель “бредовой”. Слава Богу, кое-что в их сознании изменилось. И хотя, к великому сожалению, Россия сейчас во многом копирует западный образ жизни, возможно, под влиянием последних событий в мире люди наконец-то поймут, что ставка исключительно на улучшение условий жизни человека и создание механизмов реагирования на уже совершённое зло ошибочна в корне. Второе понять особенно важно, поскольку в последнее время западная культура воспитывает своих граждан в духе борьбы не столько с причинами возникновения зла (даже ошибочно понятыми), сколько с его ПОСЛЕДСТВИЯМИ.
      Например, “герой” большинства американских кинофильмов – это борющийся с убийцами и насильниками “супермен”, который, не моргнув и глазом, ломает руки и челюсти своим противникам или расстреливает их из ультрасовременного оружия, - словом, совершенствует технику противостояния преступнику. Ему, мягко говоря, “до лампочки”, какие внутренние мотивы толкнули этих людей на противоправные действия; и уж тем более, как вернуть им человеческий облик. Ему важно лишь изолировать их от общества или физически уничтожить (а создателям такого фильма – заворожить зрителя трюками и спецэффектами и получить прибыль). И люди, особенно молодёжь, под влиянием такой “культуры”, не получая никакой духовной подпитки, становятся озабоченными исключительно своими мускулами и наличием у себя в кармане пистолета или гранаты. Жизнь такого общества становится похожей на существование пауков в одной банке.
    И совершенно иного “героя” явила миру, например, русская классическая литература 19-го века. Образ слабого, беззащитного Акакия Акакиевича из гоголевской “Шинели”, у которого в зимнюю стужу украли верхнюю одежду; спивающегося и плачущего Мармеладова (“Преступление и наказание” Достоевского); умирающей беспризорной девочки Маруси (из “Детей подземелья” Короленко); или брошенной с младенцем на руках Катюши (“Воскресение” Льва Толстого), которая, разочаровавшись в искренности человеческих чувств, стала проституткой, – все они рождали в читателях СОПЕРЕЖИВАНИЕ, заставляли задуматься о нечто более высоком, чем поглощение гамбургеров и освоение техники мордобоя.
     А такая культура способна явить миру настоящее чудо. Человека, воспитанного на традициях русской духовности (опирающейся на православие), уже не нужно будет пугать тюрьмой, приставлять к нему полицейского или агента спецслужб; ибо сама мысль отнять у голодного последний кусок хлеба  или покалечить, удовлетворяя блудную страсть, душу подростка – станет для него настоящей МЕРЗОСТЬЮ, от которой он шарахнется, как от зловонной кучи! Напротив, мир и покой в душе такой человек обретёт лишь тогда, когда накормит голодного, утешит плачущего, навестит старика или инвалида. Он будет ощущать великую радость не от личного приобретения и накопления, а от возможности быть кому-то НУЖНЫМ; а наслаждение станет испытывать не от сытого брюха и плотских утех, а от СВЕТЛЫХ УЛЫБОК ОКРУЖАЮЩИХ.
    И только такие люди будут в состоянии построить на земле по-настоящему счастливую жизнь...
    Так что же приведёт наше общество к социальной справедливости и процветанию: путь государственных преобразований или духовно-нравственного совершенствования личности? Опора на изменение законов, регламентирующих внешнее поведение человека, или усиление в его жизни роли культурной составляющей?..  

     
Реклама
Обсуждение
     18:11 23.12.2016
Возможна ли такая высокая культура духа вообще, в человеческом обществе? Может быть, только единичные случаи. Где-то я читала, что агрессия и злость заложены в наших генах, как естественное оружие для выживания. Ведь в сельских поселениях, где на одного человека приходится больше пространства люди не так агрессивны, как в мегаполисах.
     19:16 20.12.2016
ибо сама мысль отнять у голодного последний кусок хлеба  или покалечить, удовлетворяя блудную страсть, душу подростка – станет для него настоящей МЕРЗОСТЬЮ,

     19:05 20.12.2016
Спасибо! 
Реклама