Пример № 1.
Рассмотрим пятистишие:
На спор собрались дуэлянты,
Свои есть трудов варианты:
Стихи – пистолеты
Их споров – вендетты,
Всех сайтов из Нэта таланты.
Запишем стихотворение, разбив его на слоги, отметив ударные:
на – спОр – соб – ра – лИсь – ду – э – лЯн - ты
сво – И – есть – тру – дОв – ва – ри – Ан - ты
сти – хИ – пи – сто – лЕ - ты
Их – спО – ров – вен – дЕт - ты
всех – сАй – тов – из – нЭ – та –т а – лАн - ты
Запишем схематически то, что получилось:
- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! -
- ! - - ! -
- ! - - ! - - ! -
Итак, мы видим - в качестве размера выбрана трёхсложная стопа с ударением на втором слоге (- ! -), т.е. амфибрахий, схема стиха 9-9-6-6-9, 1, 2 и 5 строки имеют одинаковый трёхстопный ритм, количество слогов и срифмованы между собой, 3 и 4 строки - так же имеют одинаковый ритм с меньшим количеством стоп - двустопный, одинаковое количество слогов и срифмованы между собой. В целом - во всём стихотворении выдержан ритм амфибрахий. Все условия правил сложения лимерика соблюдены.
Это пятистишие однозначно призналось бы лимериком.
Однако, надо заметить, что в традиционном английском лимерике есть правило - повторять концовку первой строки в конце пятой строки.
В русском варианте лимериков это правило не является обязательным.
Что же до стилистики данного лимерика, я бы назвал его изложение несколько корявым - ну, не говорим мы так. Я бы написал иначе:
На спор собрались дуэлянты -
Не счесть их трудов варианты!
Созвал их турнир,
Чтоб с звоном рапир
Скрестить в поединке таланты.
Мой отклик : Чисто классические, традиционные лимерики, с повторением концовки первой строки в пятой, мне и некоторым, честно признаться, не особо нравятся. Сухие, чопорные, в старом английском стиле. Нет полёта фантазии юмора.
Русские, вольные намного юмористичнее.
Ваш вариант лимерика, конечно, элегантнее, чем мой.
Рапиры вместо пистолетов. Но это уже не дуэль, а турнир,
спортивное состязание. А действительность, надо признать, не
так радужна, как хотелось бы.
Пример № 2 :
Разобьём стих на слоги, ударные слоги выделим заглавными буквами :
о –пЯть – му –чЕ – ний –тЯж –ких – пО - чти- гОд
всем – рА – дост – нО – а – мнЕ – на – О – бо - рОт
мне – пА – пу - с мА – мой - жАль
для – нИх – о – пЯть – пе - чАль
ре – шАть – у – рОк – не – смО г- что – О – бор - мОт.
Схематично это выглядит так:
-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!
-!-!-!
-!-!-!
-!-!-!-!-!
То есть - весь стих написан ямбом. Стих получился, но это не лимерик. Ямбом и хореем лимерики писать нельзя, так как там двусложные стопы. Ну и в первой строке - неправильное ударение в слове "пОчти". Вместо него без проблем подошло бы слово "цЕлый".
Второй написан правильно:
по – шу – тИть – за –хо – тЕ – лось – над – дА - мой
чтоб –ка – зА – лась – и – пА – пой – и – мА - мой
вот – го – тОв – уж – порт - рЕт
всех – Кон – чИт – тра – фа - рЕт
е – вро – вИ – день – ю – бУ – дет – рек – лА - мой
--!--!--!-
--!--!--!-
--!--!
--!--!
--!--!--!-
Безупречно! Это традиционная схема 10-10-6-6-10. Написана анапестом.
Пример № 3.
Мой пример переделки стихов в лимерики:
Опять мучений тяжких целый год.
Всем радостно, а мне наоборот.
Мне папу с мамой жаль,
Для них опять печаль,
Решать урок, не смог что … обормот.
Начинается вновь год учебный,
Вновь стою здесь унылый и бледный,
Папу с мамой мне жаль,
У них снова печаль.
Неужели такой я ущербный ?
(Первый - стих, последний - Лимерик.)
Сижу, учу, похожа на сурка,
Раскрыты, не моргают два зрачка.
Не выучен урок,
Разбудит лишь звонок,
До вечера - «валяю дурачка».
Не моргают, раскрыты зрачки,
А глаза будто в спячке сурки.
Ручка дремлет в руке,
А другая к щеке,
Маскировкою служат очки.
(Первый - стих, последний - Лимерик.)
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=142777
Чтобы было понимание, что такое стих, а что лимерик, приводятся некоторые примеры.
По личной просьбе Уважаемый Знаток и Критик сделал разбор и анализ моих «творений».
Надеюсь, что интересующимся этим видом поэзии, поможет понять различие между стихом и лимериком.