Произведение «Стиховедение для критиков.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 18
Читатели: 1778 +1
Дата:

Стиховедение для критиков.

Поводом к написанию этого текста для меня стал странный способ оценки стихотворений, который регулярно попадается на глаза в рецензиях и каждый раз приводит человека, изучавшего стиховедение год и литературоведение пять лет, в тихое бешенство. Тем не менее, я не хочу выставлять кого-либо в глупом свете или себя в умном, я хочу, чтобы рецензии стали более понятными и полезными как для критиков, так и для читателей.

Я имею в виду следующее. Оценивая «правильность» ритма стихотворения, пишут следующим образом: «10-9-10-8 9-10…» Под каждой цифрой понимается число слогов в одном стихе, то есть в стихотворной строчке. При  этом совершенно не учитывается, что если мы говорим о стихотворениях на русском языке (а кажется, что это всё-таки так), такой подсчёт не говорит о том, насколько чётко выдержана форма стихотворения, практически ничего.

Такой подсчёт имел смысл несколько веков назад, когда русская поэзия была по преимуществу силлабической, то есть основывалась на подсчёте числа слогов в каждом стихе. Например:
Человек некий винопийца бяше - 11
            меры в питии хранити не знаше, -11
Тем же многажды повнегда упися, -11
            в очию ею всяка вещь двоися. - 11

Это поэт конца 17 века Симеон Полоцкий. Уху современного человека воспринимать это как стихи достаточно сложно, зато под вышеупомянутый критерий это подходит идеально.
Можно привести и противоположный пример:
Над Невой завывает сирена, - 10
И тучи близко к земле, - 7
Чугунные вижу колена - 9
У царя на серой скале. -8
(Б. Эйхенбаум)
Я не утверждаю, что поэт может оправдывать себя, ссылаясь на произведения классиков, а хочу показать, что такой подход не является точным критерием для оценки русскоязычных стихов. (Вот во французском, где до основной системой является силлабическая, это было бы вполне уместно).
В современной русской поэзии основной системой стихосложения является силлабо-тоническая. В ней учитывается и количество ударений в каждом стихе, и количество слогов между ударениями, причём первый признак является более значимым. Кроме того, называть этот подсчёт подсчётом ударений тоже неточно – в строгом смысле это подсчёт сильных мест в стихе, и ударения на энклитиках (служебных словах) могут не учитываться.
Поэтому, если услышать ритм стихотворения сразу не удаётся, стоит попробовать построить его ритмическую схему следующим образом (на примере того же отрывка из Эйхенбаума, дефисами обозначены безударные слоги, восклицательными знаками ударные):
--!--!--!-
-!-!--!
-!--!--!-
--!-!--!
Или в сокращённом виде:
2-2-2-1
1-1-2-0
1-2-2-1
2-1-2-0
Таким образом, это стихотворение точно укладывается в схему дольника. И если оно кажется кому-то неритмичным или «неправильным», это, как это ни печально, проблема нетренированного слуха читателя, а не забота автора.
И здесь стоит сказать о стихотворных размерах. В школе обычно изучают классические размеры – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Они привычны для слуха и воспринимаются легко. Если школа хорошая, могут рассказать и о дольниках (размерах, в котором количество безударных слогов между ударными колеблется в диапазоне 1-2 или 0-1) и тактовиках (с диапазоном 1-3), а также акцентных стихах (с любым большим диапазоном колебаний). Однако из-за школьной методики определения размеров они обычно так и остаются до конца не понятыми.
Между тем, существуют ещё:
- пеоны (четырёхстопные размеры);
- логаэды (стихи из разнородных стоп, последовательность которых регулярно повторяется в каждом стихе);
- раёшный стих;
- свободный стих…
Не говоря уже о многообразнейших возможностях твёрдых форм, заимствованных из поэтики различных национальностей – от хокку и танка до секстин и сонетов. И каждая из них строится по своим законам.
И иметь хотя бы представление о всём этом многообразии должны как поэты, так и критики, и само использование того или иного размера не является ни плюсом, ни минусом стихотворения. Это язык, на котором оно написано, и уместность и правильность его употребления должна оцениваться отдельно в каждом случае.

В завершение поясню своё отношение к литературной критике в целом. Критик или рецензент – не прокурор, а адвокат. Его задача – приложить максимальные усилия к пониманию авторского текста, попытавшись собрать его в единое целое. И если текст автора несовершенен, его задача – обозначить препятствия на пути к пониманию, предупредив о них читателя.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:53 08.11.2010 (1)
Полезная статья, спасибо!
     19:56 08.11.2010
Рада, что пригодилось)
Гость      09:44 03.09.2010 (1)
Комментарий удален
     10:09 03.09.2010
А кто скажет, что нам не весело?
     20:48 02.09.2010 (1)
"Смешались в кучу кони, люди…"
экая баталия у Вас тута славная
     23:51 02.09.2010 (1)

Зато нам не скучно)
А больше всего мне нравится, что эта баталия в общем-то не касается того, о чём я, собственно, писала - того, как нужно анализировать ритм в русском стихе)
     23:56 02.09.2010 (1)
..ага..
Юкари, ещё красивая поэзия на кладбище.. Памятники  завораживают... Даже интереснее, чем сучки и пни... с дипломами..)))
Но с ритмом Вы  и правы и нет.  Всё зависит от того, либо человек пишет, либо критикует.
     00:24 03.09.2010 (1)
Поэзия... она где только не водится)
Конечно. Взгляд изнутри и снаружи он всегда разный. Просто дело в том, что я как раз могу и писать, и как филолог себя при этом анализировать. Не только других, но и себя.
"А вы думаете приятно смотреть на рыбу изнутри?" (с)
     00:34 03.09.2010 (1)
А кто спорит??  Например Сократова Алёна филолог и отличный поэт. Но поэтом  она стала бы и без диплома.  Это уже от Бога.  Вы напишите для людей, а не "курсовую работу". Научитесь ясно и просто передавать ваши чувства.  На предмет "Трои" я не шучу - мне нравится.   Но ТАК накрутить!.. Я не говорю, что пишите для рабочих и крестьян. Но ТАК накрутить! Одна-а-а-а-ко!
Правда Вас легко обставила Кира РУ... С её "Бе" я даже попала в неловкое положение..))))
     00:45 03.09.2010 (1)
Кажется, я поняла в чём тут дело, в моей любви к накрутить. В близкой мне поэтической эпохе барокко было такая идея, что текст - это отражение мира. И если в мире есть загадка, то и в тексте должна быть загадка. И даже автору до конца может быть не открыт смысл его труда, потому что ведь и мир, о котором он пишет, ему до конца не открыт.
Так они жили и писали, и мне это близко)
И я пишу не "курсовую работу") Тем более что у меня тут не курсовая впереди, а вовсе даже магистерский диплом) Большая часть стихов пишется на одном дыхании-впечатлении, а потом долго отделывается и приводится в порядок.
И вы знаете, я думаю это как почерк. Меня периодически пытались безуспешно научить каллиграфическому письму. Но почерк - это выражение характера. Так что я со своими ритмами ничего не сделаю, даже если захочу.
"В стихах всё должно быть чётко, но не ясно". Не помню, кто сказал. Стихотворение Киры Ру я поняла с полутора прочтений, что не отменяет того факта, что оно мне понравилось.
     01:03 03.09.2010 (1)
и всё же ...
поэзия - идеальный способ передать непередаваемое обыденным способом
используя механизм влезания в сознание субъекта в обход его препон и шор, и даже его сознания
передать то что лежит за пределами слов, указуя в нужном направлении и так это направление сузить образами, атмосферой, намёками, эмоциями и прочими инструментами поэзии что если он, таки, непоймёт об чём , то хотя бы подумает о соноправленном и созвучном
а посему, заниматься своими изысками, игрословами, игрозвучиями и прочими играми эгоистично ... если конечно есть что сказать  

в поэзии рулит замысел, смысл, формируемый как можно более завлекающим, завораживающим образом, звучанием ли, образами, игрой оттенков и прочим антуражем
рождаемым СОЗВУЧНО И ГАРМОНИЧНО, длячего внутренний слух и чутьё и надо развивать, лишь изредка, в нужных местах, возможно прерываемом диссонансом и дисгармонией, чтобы смысл подчеркнуть, лишь крайне редко!

вот для поверки итогового звучания и применим инструментарий цифирок и правил, дабы выправить что не получилось и указать более точно на недочёт, звучащий обыденным языком слишком неточно и субъективно.
если исходить из одних правил и цифирок - души не будет
родиться сразу - идеальный нужен слух
и лишь со временем с опытом это сливается воедино

вот как-то так
     01:10 03.09.2010 (1)
Арджуна, соглашаюсь)
Никогда не занималась игрой ради игры.
Отличие поэзии от прозы в том числе и в том, что в ней выражением смысла становится то, что в обычном языке таковым не являются. И строка с маленькой буквы вместо большой, и пропущенная запятая, и сбитый ритм - всё это при умении автора, конечно - звучит и читается как часть смысла.
Из правил я исхожу лишь там, где это предусмотрено правилами - в твёрдых формах, например. И, удивительно, обнаруживается, что эти строгие правила дают толчок развитию смысла...
     02:27 03.09.2010 (1)
. короче, пора смастерить "институт читателя"... Хорошо, что абсолютное большинство НАСТОЯЩИХ поэтов, так не думают. Володя Журавлёв - он тоже филолог, кстати,  но и ему повезло - его приятно читать.  Но есть такие, которые просто  "в образе поэта". Ко-фЭ..сигарЭта... и, главное, бессонная ночь... и бормоталочка готова ..читал бы кто!

Юкари, маленькие буковки, без запинаков... и сальная голова, да?.. я, конечно сама без понтов умираю,  но  такие мне не нужны. Может Вы и в джинсах рваных ходите.... но это пройдёт.
Арджуна, ох и гонишь, ох и го-о-о-нишь...)))

*
     10:06 03.09.2010
1
Маленькие буковки и отсутствие знаков препинания - одно из средств передать интонацию. Если вы его не понимаете и не хотите понимать - Вы лишаете себя очень большой части мировой поэзии, в том числе классики. Сочувствую.
Понтов не признаю и в рваных джинсах не хожу, роль поэта не играю. На текст стихов это всё равно не влияет.
О моём отношении к поэтической внешней жизни, журнальным изданиям и тому подобном можете ниже в комментариях посмотреть.
     06:50 02.09.2010 (1)
Прочитал ВНИМАТЕЛЬНО и...
1. Обязанность литературного критика - это дать непредвзятую оценку произведения опираясь на следующие 3 параметра:
а) Понятность - целевая аудитория.
б) Художественная ценность.
в) Через призму первых двух пунктов дать оценку тех. исполнению произведения на фоне общих веяний современной поэзии в сравнительном анализе.

2. Дольники и прочие размеры без хорошо выверенной РИТМИКИ - это полное фуфло! Зачастую этим и страдают поэты стремящиеся прикрыться этим как щитом!

Н(ад Не)вой завывает сирена,
(И ту)чи близко к земле,
Чугунн(ые ви)жу колена
(У ца)ря на серой скале

Вот ваш пример - 4!!!! проблемных места взятых в () на один катрен...
Я не ошибся.

ПРОЧТИТЕ БЕЛЫЙ СТИХ ГОРЬКОГО - "БУРЕВЕСТНИК" -ВОТ ЭТО Я ПОНИМАЮ РИТМИКА!!!

С теплом Миша Рифмач.
     11:04 02.09.2010 (1)
Поясните тогда, пожалуйста, что Вы понимаете под "РИТМИКОЙ", если не стихотворный метр и ритм?
Я тоже не ошиблась. Тот факт, что Вы видите в этом стихотворении (не моём, а Эйхенбаума)) "проблемные места" характеризует качество Вашего слуха, а не стихотворения. Потому что я вижу и слышу в нём чёткий и ясный ритм.
С уважением, Юкари.
     13:01 02.09.2010 (2)
Ритмика это наука о правильной стыковке слов в предложении для достижения благозвучия на уровне произношения вслух(это вкраце... своими словами...)
Так вот... НЕ ТОЛЬКО Я СЧИТАЮ, ЧТО ПОЭТУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТОИТ ИЗУЧИТЬ ИМЕННО ЭТУ НАУКУ, А НЕ МЕТРЫ СТОПЫ И РАЗМЕРЫ!!! ИНАЧЕ ПРЕСЛОВУТОЕ КОСОЯЗЫЧИЕ БУДЕТ ЕГО ЯРМОМ ВСЕГДА!!!
РИТМ И РИТМИКА СУТЬ РАЗНЫЕ ВЕЩИ!!!

Следить, чтобы на стыках слов более 2х гласных или согласных не попадалось, или моментов наподобии "уй кы" или "са ёж"
Приведу пример: Мою жену зовут Лена и если бы моя фамилия действительно была бы Рифмач, то её имя и фамилия звучали бы как - "Рифмач Лена" какими бы многоточиями я бы не разделял Фамилию и Имя все одно пошло получиться... Сдвигология это один из моментов ритмики - связанный с правильными ударениями и межударной стыковко слов...
Если за 5!!! лет вы этого не знаете... эх.
И обо мне, наверное выводы на основании произведения написанного 4!!! года назад и выставленного с целью до ума довести, сделали... эх... ладно...

С теплом и уважением Миша Рифмач.
     13:26 02.09.2010 (1)
1
Надеюсь, что Вас не оскорбит ссылка на Википедию) http://ru.wikipedia.org/wiki/Ритмика_(литература)
В мои планы не входит выяснять, что лично Вы понимаете под ритмикой. Потому что я пытаюсь общаться здесь на общем для многих людей языке - научном. А в нём слово РИТМИКА имеет вполне конкретное и строго определённое значение.
Кстати, сдвигология - Ваш собственный термин, или?
О Вас же я ещё никаких выводов не делала по Вашим текстам, только по вашей реакции на стихотворение в примере. Скажите уж тогда, какой Ваш текст образцовый и самый удачный. Я пойду, прочитаю, и сделаю честные выводы.
     17:04 02.09.2010 (1)
Во какое дисскусие разраслоси на моих утверждениях... Ритмика, именно ритмика! введите в гуглях два слова "ритмика поэзия" получите охренетительную кучу статей!!! Эх... хреново мы нашу молодежь воспитываем... Просто безответственное отношение к образованию!!!
ИМХО или ИМХ - на ваш выбор!!!

А стихо... Прочтите скажем "Любимой ко дню рождения" или "За экраном из сборника Параллельные миры"...
     17:42 02.09.2010 (2)
Ну блин, мне ж не лениво проверить... Тадам!  
http://www.google.ru/#hl=ru&source=hp&q=%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=4e6ab1fd40bccf61"
Первыми же номерами "метр и ритм", Гаспаров, и никаких созвучий, тем более с несоответствующим им названием.
Ткните уже в ссылочку, что ли, где там ваш вариант описан...
     17:51 02.09.2010 (1)
Понаберут по объявлению всяких... ИМХОВУЮ статейку им подбросили те и рады стараться всяку чушь под неё забацать...
     17:57 02.09.2010
Это Вы про кого? Не поняла, простите...
     17:48 02.09.2010 (1)
я не ребенок доказывать, что я не верблюд:-) над этой наукой я корпел долгий период времени... Хотите проверьте глубже нет... Ваше право и из кожи вон как зарвавшийся студентишка я не буду!!!
Придет время - поймете.
     18:01 02.09.2010
Если у вас есть наработки - предъявите, интересно. Если нет - не надо вставать в пафосные позы, все равно не поверим. А ведете вы себя сейчас именно что как ребенок, иначе это назвать сложно. Только ребенок не понимает, что любое публичное высказывание должно быть подкреплено доказательствами. А кто не озаботился - тот треплется, и ничего более)
     13:19 02.09.2010 (2)
1
Дорогой друг, скажите пожалуйста, в каких учебных заведениях изучают указанную ритмику? Полагаю, авторитет СПбГУ, в котором учимся я и Юкари, достаточно высок, чтобы на него ссылаться. Так вот - объясните мне, скромному студенту, почему у Вас созвучия внезапно стали происходить от ритма? Ритм и ритмика - однокоренные слова, так что капсом и восклицательными знаками вы не отмажетесь))))) Предъявите, пожалуйста факты, ссылки на работы исследователей.
При этом я не спорю, что предлагаемый Вами критерий так же весьма важен, вот только называется он совсем иначе, да и благозвучие тут вовсе не обязательно. Вспомните Маяковского, например - он много играл именно со звучанием стихов.
     17:13 02.09.2010 (2)
мой университет это интернет признаные авторы и практика а реальное мое образование физик - тоже университетское!!!
     17:56 02.09.2010 (2)
И молчали, Михаил! А я перед Вами за
сингулярность распинался, ужос! А-а-а,
я неудачнег, пойду пить йад!
Гость      18:07 02.09.2010 (2)
Комментарий удален
     18:36 02.09.2010
//Если стих читается легко и доставляет читателю удовольствие,
никто не будет смотреть на размер,ритм, ударения и прочую лабуду.//

Вот слова не мальчика, но мужа! :)))
     18:12 02.09.2010 (1)
Ну да) Проблемы начинаются, когда одному читателю стих читается легко и доставляет удовольствие, другому не доставляет, и оба претендуют на объективное мнение)
Гость      18:44 02.09.2010 (1)
Комментарий удален
     18:48 02.09.2010
Конечно, в итоге критерий один - "хорошие стихи хороши, а плохие плохи". Без практики никуда. Но мне всегда было интересно понимать, как это всё внутри устроено.
Вот это на мой взгляд во многом ошибочное представление - что "гении-поэты создавали сонетные шедевры без всякой теории". Во времена расцвета сонетов существовали сложнейшие нормативные системы, которые поэт должен был знать. Сейчас их меньше, и это, конечно, хорошо.
Не помню, чьё это высказывание, но: "Чем более простым и естественным выглядит текст, тем больше усилий было на него затрачено автором".
     18:06 02.09.2010 (1)
Александр:-) я же тогда тактично промолчал - потому, как Вас Уважаю!
     18:13 02.09.2010
А вот за это спасибо, Михаил, взаимно!
     17:48 02.09.2010 (2)
1
Знала я физика, говорящего кроме того на нескольких иностранных языках и ведущего лекции на филфаке. Вам до него - во всех возможных смыслах - явно далековато...
Да и грамотность отслеживать порой следует - ну в конце концов, что за вопли? Капс и десятки восклицательных знаков - дурной тон и признак школьника. Честно говоря, была удивлена, открыв информацию - никогда бы не подумала что взрослый человек способен так общаться.
И это... Читайте интернет внимательней и будет вам счастье.
     18:05 02.09.2010 (2)
Придете ко мне когда ваши дольники хотябы многотысячными тиражами расходиться будут и ткнете меня носом:-))) Вот тогда я скажу - круче вас нет никого! и съем свою шляпу и ботинки а пока... Все это БРЕД!
     18:15 02.09.2010
Дольники уже разошлись многочисленными тиражами в лице многочисленных поэтов первой половины двадцатого века, в том числе классиков. С тех пор дольник описывают как классический размер. С тактовиками и акцентными стихами сложнее, но могу накидать примеров, если желаете. Или вы про конкретно наши дольники?
     18:08 02.09.2010
А ваши "ритмики" уже расходятся?  
Я уже писала где-то, что пишу совсем не за тем. Да и не критерий это...
     18:00 02.09.2010 (1)
На этом и порешили... Знавал я людей которые фактов требовали и из кожи лезли... А на реальную проверку приезжали с группой поддержки... но и получив всем скопом по фэйсу продолжали верить в свою крутость, хотя и выглядели очень бледно...
И вам Тепла и Понимания.
     18:07 02.09.2010 (1)
Факты-то давайте, давайте сюда - вот и посмотрим, где чья крутость. Ну а что касается встречи... Приезжайте, об чем вопрос? Только вот "фейс" - это не аргументация, а роспись в собственной слабости, и более ничего. Слабо придти в университет и выдать то же самое, но не мне, а преподавателям, и не воплями, а с обоснуем?
     20:44 02.09.2010 (3)
В другом — ритмика выступает как особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма. Сюда входит изучение звуков речи с точки зрения их ритмообразующего значения, определения ритмической единицы и её модификаций в данной системе стихосложения, изучение строфики, фоники, рифмы, пауз и т. п. с точки зрения их ритмообразующего значения. Далее ритмика включает в себя историческое и сравнительное изучение ритма и его элементов в различных системах стихосложения различных литературных стилей. И наконец в задачи ритмики входит изучение содержательности ритма, то есть определение его значения как одного из существенных средств выразительности исторически-конкретной художественно-литературной речи в связи со всеми остальными элементами её.

!!!
Фо́ника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина «фоника» в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более чётким является ограничение понятия «фоника» изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к фонике, а ритмообразующая её роль входит в теорию ритма и композиции стиха.

Тут кстати сдвигологию и многих других параметров не упомянули... Вот вам и факты!!!!
Перешел по вашей же ссылке... Адьюс...
     23:46 02.09.2010
"ритмика выступает как особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма. ". Так вот, именно сюда входят столь ненавидимые Вами "стопы метры и размеры". Так как это и есть стихотворный ритм.
А сдвигологию - Вы имеете в виду книгу Кручёных? или Вы ещё где-то о ней читали?
     23:05 02.09.2010
Ритмика - это ритм. О чем вы сами только что и сказали.
А ваше изначальное заявление о том, что ритмика - это сочетания звуков - бред чистой воды и бредом останется. Не мешайте мух с котлетами.
     20:48 02.09.2010 (1)
Да? А как это соотносится с Вашим же воплем о том, что ритмика это "НЕ  МЕТРЫ СТОПЫ ИЛИ РАЗМЕРЫ", с которого всё собственно и началось?
     20:53 02.09.2010
Так и соотносится, что многие авторитиеты советуют начинать именно с этого раздела ритмики!!! Как человек образованный вы должны были понять сразу о чем это я. Если бы я новичку объяснял, то объяснил бы по другому. В этом разделе ни слова по сути о МЕТРАХ СТОПАХ И РАЗМЕРАХ!!!
     14:33 02.09.2010 (4)
Дольник. :¤)
Не добавит университет
Студиозусам авторитет! :¤)
(а Вы и Юкари на поэтов учитесь,да?
вот свезло, так свезло!)
     18:23 02.09.2010 (1)
И, кстати сказать, а то я что-то не заметила, это у Вас не дольник, а пятистопный хорей
Но это так, к слову.
     18:46 02.09.2010
А-а-а, я опять неудачнег, где мой йад!
Нда, не Долина я, в смысле, не судьба
мне на дольник замахнуться, увы! :¤(
Двух- и трёхсложные размеры плюс
истовый силлабизм намертво к копчику
привинчены. "О Боги! Яду мне, яду" :¤)
     15:52 02.09.2010
Вы не поверите...
Во-первых, возможно Вы не заметили, но я в этом эссе писала вовсе не о том, как писать стихи, а о том, как их читать. И здесь могу сказать с уверенностью - чем больше Вы знаете о поэзии, тем шире возможности её понимания. Потому что очень часто в отношении чужих стихов, хоть классических, хоть современных, возникает иллюзия понимания. Это очень легко сказать "Хорошо", "Плохо", "Я этого не понимаю", "Это не для меня" и тому подобное. А чтобы объяснить, хотя бы самому себе, почему произведение вызывает у вас те или иные эмоции? а задуматься о том, почему автор текста, удачен или не удачен, писал именно так? (Да, и вариант "потому что он плохой автор" не подходит!) Навешивать ярлыки очень легко, достигнуть понимания - намного сложнее. И филология - это наука во многом именно об этом, о том, как достичь понимания.
Во-вторых, учат. Не в университете, правда. И изучение техники и теории стихосложения человеку, который претендует на то, чтобы называться поэтом, по моему убеждению, необходимо. Мой личный опыт как автора говорит о том, что такое обучение даёт очень много. Да, талант или есть, или его нет. Но талант - это ещё далеко не всё.
     15:04 02.09.2010
Саша, на поэтов не учат - это от Бога.  Это тем,  кто хочет зарабатывать деньги, разбирая тексты других.
У нас проще - пиши и помни о читателе.
     15:00 02.09.2010 (1)
А что, и этому уже учат? Мы филологи, я будущий, Юкари - по факту нынешний. Есть, знаете ли, такая специальность... К критике, к слову, практически никакого отношения не имеющая.
Авторитет, может, и не очень, а вот знания - еще как. И возможность сослаться на авторитеты куда повыше самодеятельных критиков, не знающих элементарной теории.
     16:24 02.09.2010 (3)
Знаете, Кристалл, нынче на производстве
полно инженеров, которые только и могут,
что без устали рассказывать о том, что
они дипломированные инженеры. И ещё
очень красиво расписываться в ведомости
на получение зарплаты. Я ведь почитал
Ваши ответы на рецензии редакторов, и
у меня сложилось впечатление, что, если
при рождении Бог в маковку поцеловал,
значит, может вырасти поэт, а если
отвесил лёгкий подзатыльник, то совершенно
определённо вырастет филолог. Уж не
взыщите. :¤) Вы настолько часто подчёркиваете
Ваше образование на сайте для непрофессионалов,
что это становится похожим на пижонство
и дешёвые понты, которыми сейчас никого
не удивишь и не испугаешь.
     16:42 02.09.2010
Бывают непрофессионалы, которые разбираются в литературе намного лучше меня, это не так уж и сложно. Есть "профессионалы" с купленным дипломом, это вы верно подметили. Однако если "сферический читатель в вакууме" имеет моральное право не знать даже элементарных основ и правил стихосложения, то для критика подобное непростительно. Я, увы, не могу сослаться на собственные научные работы, но знаю, где взять информацию и как с ней работать, а высшее образование при серьезном к нему подходе до сих пор остается наилучшим источником информации. Вывод: полез в критики - будь авторитетен и учитывай, что всегда найдется кто-то умнее тебя.
А я сама не в коем разе не напрашиваюсь на ваши положительные отзывы - пишу так, как нравится мне самой, о том, о чем хочу и на приемлемом для меня сейчас уровне техники. Не упускаю случая поучиться у тех, кто действительно знает больше и способен дать полезный совет вместо изложения собственных ИМХ и ИМХОв. Не нравится - ну не заходите на страничку, читайте там, где нравится. На отсутствие читателей или плюсиков я как-то никогда не жаловалась, на мою долю хватит.
     16:40 02.09.2010 (1)
Александр, а Вы представьте себя дипломированного инженера. Который идёт по улице и видит, как группа людей пытается прикрутить какую-нибудь деталь не той стороной. И ему становится эту деталь жалко, сломают ведь. И он им об этом говорит.
А они ему отвечают: "Иди отсюда, у нас тут собрание только для непрофессионалов. Нечего тут понты кидать, самый умный что ли?"
И продолжают прикручивать.
     16:48 02.09.2010 (1)
Юкари, а что же Вы свою любимую, "Трою" так написали, что прочесть, даже я не могу...  У вас нет стихов. У Вас  пни и сучки, читать которые весьма трудно и тоскливо.  А вы будете  мне о "радуге" рассказывать!  

Но это я Вам, как читатель.


,
     16:52 02.09.2010 (1)
Зося, а что ж Вы за неё плюс тогда поставили, раз прочесть не можете?
Вот я напишу на иностранном языке стихотворение, которого Вы не знаете, что, тоже я виновата буду? Или всё-таки стоит пойти и язык поучить?
Я ещё раз повторю свои слова об иллюзии понимания. Если вам кажется, что всё ясно, это не значит, что так оно и есть, возможно, вы просто чего-то не знаете. Фактически, поэтический язык можно рассматривать как отдельный язык в рамках русского. Со своими законами и правилами. Который нужно отдельно учить.
     16:57 02.09.2010 (1)
Госпадя! Смотрю человек давится, родить не может, вот и пожалела, но видно зря. Надо было добить бедолагу..)))
Вы определитесь с читателем. Именно он будет вам плюсики ставить.   Можете писать хоть на китайском, но читать будут китайцы - мне, например, они не нужны.

,
     17:13 02.09.2010
Ну, что Вы не мой читатель, я уже давно поняла. Без Вас читателей, честно говоря, вполне хватает, а равно и плюсиков. Не хотите учить иностранные языки - не учите, я ж Вас и не заставляю, но и другим не мешайте.
И "добивать" можете сколько душе угодно, не боюсь)
     16:32 02.09.2010 (2)
Саша, спасибо, сэкономил мне время.  Действительно, таких, простите, институток, что собак.
Но умения ясно и чётко донести свою "изумительную мысль" я у них не наблюдаю.

Они пусть своими чебурашками деньги попытаются заработать.  Это сейчас они "усё знають", а сунуться в типографию - вот там самое интересно  и начнётся. Я им могу рассказать, какие там расценки.

Они правы лишь в том, что критик должен знать как называются все эти пни и сучки.  Беда в том, что до критиков тут мало кто дорос.
     16:57 02.09.2010 (1)
А с чего вы вообще взяли, что это когда-либо окажется в типографии? Денег на жизнь мне как-то и так хватает, да и интернет как место публикации вполне устраивает - тут обратная связь с читателем поставлена на порядок лучше.

...А уж после прочтения не то в "Знамени", не то еще в каком месте выпасания "печатающихся авторов" перлов типа "Глаза за занавеской" (попробуйте вслух прочитать, угу. Дольники и рядом не стояли...) меня туда как-то совсем не тянет.
     18:01 02.09.2010 (2)
Как плох тот солдат, так и плох тот
поэт, который не мечтает оказаться в
типографии не только на экскурсии! :¤)
     22:58 02.09.2010
Я мечтаю о том, чтобы мои стихи кому-то помогли. Или хотя бы были интересны, мне этого достаточно. Издать же за деньги сейчас можно любую лабуду, которая и стихами-то называться права не имеет. Я уже привела где-то в дискуссии пример того, оказаться с чем на соседних страницах не хочу абсолютно.
А в интернете я вижу реакцию людей... И, как бы оно ни было странно для любителей силлабо-тоники, во многих случаях она положительная.
     18:04 02.09.2010 (1)
1
В прошлом веке Вы живёте, Александр... Сама форма бытования литературы меняется, а Вы всё считаете издание "в бумаге" признаком достижений.
Тем не менее, если для Вас это аргумент. Мои стихи издавались в сборниках "Новые имена Петербурга" и "Новые имена России". Но мне самой это не слишком важно.
     18:23 02.09.2010 (1)
Юкари, тяжело мне с монитора или
ридера читать, близорукий я шибко.
Так что издавайтесь на бумаге, это
престижно, в конце концов. Кстати,
хоть Вам и не слишком важно, но ведь
приятно было, сознайтесь. :¤) И журналы
в домашней библиотеке хранятся. Я прав,
прав? :¤)
     18:30 02.09.2010
Распечатывайте)) За весь год мне встретились ТРИ книги, которые заслужиывают распечатки целиком и чтения в бумаге. Или покупки. Так что это тоже в каком-то смысле критерий.)
Не престижно. В моём кругу по крайней мере. Иногда даже до обратного - человек, гордящийся бумажной публикацией, может вызвать негативную реакцию. Журналов на всех не хватит, отбор субъективен. Это как выигрыш в лотерею. Удача, а не заслуга.
Приятно. Ну любое самоутверждение приятно же   Как и выигрыш в лотерею (см. выше).
Публикации раздарены.
Вообще журналы и книги хранятся в компьютере.
Что не мешает мне под настроение писать пером и чернилами))
     16:47 02.09.2010 (1)
Да не за что, Зося! Я ведь и на стихире
частенько наблюдал, как аффтар 8 написанных
им строк объяснял потом на 8-ми
страницах, попутно возмущаясь, что нынче
шибко неквалифицированный читатель
пошёл. А читатель косноязычием не владеет,
потому и морщит нос. :¤)
     16:51 02.09.2010 (3)
На Украине пошли дальше! Там заявили, что прежде, чем читать Шевченко, надо пройти специальный курс подготовки!

Зато  у нас как всегда - все всё знают, но не могут...  

,
Гость      18:12 02.09.2010 (1)
Комментарий удален
     18:35 02.09.2010
     17:08 02.09.2010
А между прочим, здравая идея в каком-то смысле.
Уже сейчас современным детям (да и взрослым тоже) Пушкина надо как иностранный язык объяснять. И в этом никто не виноват, это неизбежный процесс движения культуры. Культурный контекст меняется - меняются и смыслы. И чтобы авторский смысл увидеть, действительно, без подготовки никак.
     16:56 02.09.2010 (1)
А что ещё бедным украинцам остаётся!
Вся русская поэзия в мгновение
жовто-блакитно-оранжевого ока стала
оккупантской. Детишки останутся без
сказок Пушкина, ужас!
     23:50 02.09.2010
.надо, кстати, посмотреть, сколько у меня филологов баранку крутят, а сколько за прилавками стоит..
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама