Произведение «УЖИХА» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Мистика
Автор:
Баллы: 12
Читатели: 1452 +2
Дата:
«Ужиха»
Предисловие:
Рассказ посвящается светлой памяти моей бабушки Вагиной Веры Григорьевны, проживавшей в городе Котельнич Кировской области, и написан по мотивам её устных рассказов. Первоначальная задумка была сделать произведение чисто семейным, предназначенным для моих моих родственников, ведь он написан по большей части о них. Но один хороший человек посоветовал мне не жадничать и опубликовать его. И я подумал, действительно, вдруг это у кого то вызовет, к примеру, приятные воспоминания или ассоциации. Приятного прочтения.

УЖИХА

Ужиха. Мистика
Андрей Черных
Мой сайт электронной книги - http://mrblack8694.storeland.ru/

   
        Стояло тёплое раннее июньское утро. Воздух был так неподвижен и тих, что казалось, будто его  не существовало совсем. Не верилось, что ещё час назад он буйствовал, гоня по узким улочкам маленького города тучи пыли, ворохи мусора и стёкла от окон, которые зловеще звеня, летели по дороге, грозя всему живому.
 Просветлевшее небо смотрело в реку глазами ещё не погасших звёзд, а утренний свет щедро отражался в чистом зеркале Вятки. Небо удовлетворённо вздыхало, довольное собственным отражением. Река казалась ему длинной тонкой змеёй, ползущей между зарослями леса. Минуя городок, она ловко проныривала под огромным железнодорожным мостом и, вьясь тонкой лентой, исчезала вдалеке.
 Один из берегов реки, тот на котором стоял маленький город, был головокружительно высок и крут, другой же, наоборот - низкий, пологий и почти ровный, тянулся тонкой песчаной полоской вдоль воды и превращался в высокий вязовый лес. Наверное, один из берегов в неравном споре забрал себе весь рост, не оставив младшему брату ни дюйма.
  И всё же хорош этот младший брат, хоть и обделён ростом. Прекрасна здесь природа! Совсем близко от воды могучие вязы стоят стеной, как крепость защищающая лес - хвойное море с островками редколесья. Дебри здесь перемежаются с землянично-цветочными полянами, молодыми сосновыми борами, стройными березняками. Глядя на эту прелесть, каждый раз чувствуешь присутствие обладающего блестящим талантом творца.
  И к пейзажу веками создававшемуся кистью матери-природы, человек сделал лишь несколько временных грубых физических штрихов. Это немногочисленные пастбища со стадами коров, сенокосы, угодья да моторные и вёсельные лодки, светлыми пятнами торчащие из песка у воды...

    Котельнич - типичный провинциальный городок центральной части России. Небольшой, невзрачный, тихий, тянущийся вдоль мелководной, но достаточно широкой Вятки. Как и большинство малых городов и посёлков удалённых от столицы, в доперестроечное время город был лишён многих товаров и продуктов, даже тех, которые здесь производились. Имея собственную крупную птицефабрику, жители города никогда не видели кур на своих прилавках - всё отправлялось в центры, в том числе, конечно, в Москву. Имея свой мебельный комбинат Котельничане вынуждены были для покупки мебелированной стенки или журнального столика, производимых в родном городе, ехать в Киров или в Москву. Люди, работающие на кирпичных заводах, построенных благодаря особенностям местной почвы, (красная глина) не имели возможности даже за деньги приобрести кирпич. Сходная картина была и с мясокомбинатом, мачтопропиточным заводом и другими предприятиями и заводиками. Котельнич в то время жил такими же проблемами что и вся наша великая, болел теми же болезнями. Одна из них-пьянство. При всём уважении и любви к городу нельзя не отметить, что пьют мужики в городе прямо-таки по-чёрному. Когда приезжаешь сюда и сходишь со ступенек вагона на перрон, то первый человек, которого часто можно увидеть здесь - это пьяный человек. При чём очень пьяный, иногда ползущий по земле и ругающийся матом почём зря. И пока едешь на автобусе или идёшь пешком, подобная картина повторяется многократно. Уж чем-чем, а дешёвой и дурной водкой город снабжали всегда исправно. Пусть не было колбасы, не было сахара, не было подчас и хлеба, но водка-то была и есть всегда! И почти все негативные явления в городе происходили именно по этой до боли всем знакомой и тривиальной причине. Напиться страстным любителям зелья можно было в любое время суток, была бы охота да пятёрка в кармане! Хоть и продают её, родную, скажем с 10.00 до 19.00 - ничего, если испепеляющая сушь застала тебя сказочным вечером - отнюдь не нужно ждать благостного утра. Нужно просто знать "хату", дом, квартиру, где какая-нибудь сердобольная бабушка продаёт по дешёвке всем жаждущим "целебный нектар" - самогон или палёную водку... Гуляй всю ночь мужик да баба!
Преступность. Уровень её в Котельниче всегда был немного выше, чем в среднем по Руси. Примерная и законопослушная часть населения города считает, что как только часы пробьют где-то 10.00, выходить на улицу, а тем паче выпускать туда своих детей не безопасно для их здоровья и жизни...

  ...Прибрежная часть города больше напоминает сельскую, нежели городскую местность. Деревянные и глиняные, подчас убогие частные дома уныло стоят в заросших по краям высокой травой огородов. На широких для деревни улочках местами лежит побитый беспощадным временем асфальт, а местами же - просто утрамбованная колёсами машин, твёрдая земля. Иногда попадаются маленькие деревянные магазинчики с кривыми надписями, типа: РЫБКООП. И всё это спрятано в густой зелени и зарослях деревьев пока ещё не тронутых острыми зубами бензо-пилы. С высоты полёта, наверное, показалось бы, что прибрежные домики тоскливо торчат из леса. А вообще, ни к чему эти унылые минорные ноты, ведь не всё так уж плохо! Здесь всё, как в обычном русском городке - в центре есть хороший парк без аттракционов, уютные дворики с пятиэтажными кирпичными и панельными домами, обшарпанные старые кинотеатры, детские сады, маленькая центральная больница, такая маленькая и - такая центральная, (потому как другой нет) обсиженные птицами мира, памятники вождю революции, выбоинистые асфальтированные дороги, рестораны, ларьки, центральный базар и даже свои проспекты. Так что, любой путешественник впервые имевший честь посетить сей город, не отметит в своём ноутбуке каких то особенных особенностей и вряд ли очень отличит его от других мелькнувших перед глазами одинаковых российских городков с их одинаковыми домами, улочками и их названиями. Отметит он разве что не видимое, но слышимое - оригинальный Вятский говорок, в котором тонкий художественный слух может уловить и музыкальность и своеобразную красоту и даже чуть ли не английские интонации, несмотря на сугубо деревенский выговор, а уж нотки похожие на кавказско-чеченский акцент в местном диалекте присутствуют почти постоянно.
  Сквернословие. В словарном запасе большинства мужской части населения Котельнича значимое место занимает ненормативная лексика, а попросту говоря - матерщина. Ругаются мужики даже тогда, когда и... не ругаются вовсе, а совершенно мирно беседуют, не зависимо от того, происходит ли беседа с водкой или просто с чаем и беломором. Маты загибаются многосложные и произносятся с большим профессионализмом, с оттягом, что очень помогает при производстве каких-либо сложных дел. Боюсь показатьсся не совсем оригинальным, ведь везде примерно так в нашей великой, но я пишу под впечатлением нахлынувших детских воспоминаний и беседы о моей малой Родине с моей бабушкой. Да и при описании каких-либо особенностей постоянно произносить фразу "как и везде" не представляется целесообразным.
 Как и везде(!), где имеется в наличии какая либо река, здесь очень большое количество любителей рыбной ловли, а в прибрежном районе и подавно. Рыба в реке Вятка давно уже сильно потравлена и редко кому удаётся, как в прежние времена вытащить из неё, например, крупного осетра, хотя бы с полтора кило весом. Такая удача сродни с пробочной лотереей "Твой ответ солнцу", когда редкому счастливчику достаётся билет с супер-призом в виде автомобиля "Волга". Но, к сожаленю, в этом всероссийском лохотроне народу в основном попадаются половинки очков и правые рукава никому не нужной пресловутой английской футболки. Как и в реке, в свою очередь - пескари и ельцы размером со средний или указательный палец правой руки. Шокированы были мужики приказом властей о запрете вылова крупной и средней рыбы. Теперь можно закидывать удочки только с мини-крючком на пискариков-недорослей. Ловись рыбка мала! За малейшее нарушение "закона" - величайший штраф. А как же быть с истинными убийцами рыбы, сливающими в реку отработанные отходы предприятий и уничтожающих эту самую рыбу косяками! Ах да, ну конечно, это же совсем другая история!


...Как известно, большинство людей панически боятся змей. Всех без разбора. Будь то гадюка или уж - не имеет значения. Кто то не отличает ядовитую змею от не ядовитой, кто то боится их просто инстинктивно, кто-то больше, кто-то меньше, но совершенно точно - боятся все. И, возможно, наверняка не напрасно. Если уж УЖ(!) не ядовитая змея, то это вовсе не значит, что природа её ни как не защитила. И это ещё не значит, что она человеку ни какого вреда причинить не может, а тем паче - лишить его жизни. Народная мудрость так не считает и один из её пунктов гласит: не связывайся со змеями, развязаться трудно будет, а может и невозможно. Не бей змей - они тебе физически ответить не могут, но змеиный Бог - хранитель рода отомстит - накажет, мало не покажется ни тебе, ни твоим детям, ни внукам. Живет иной человек всю жизнь в состоянии аффекта да несчастьи до самой гробовой доски, да так и не изведает по какой же такой причине? И не вспомнит ни разу, несчастный, как в далёком детстве, сорванец, ходил в лес... бить змей. А зачем? И не ответит, даже если вспомнит, как это было. Эта неизведанная ни оккультной наукой, ни зоологией область природы - загадочное и жуткое царство змей...



                                        2 глава.  

               

   Алексей с припухшим от сна лицом пробирался через двор к летнему умывальнику. Чёрный лохматый матёрый пёс никому неизвестной породы, звякнув цепью, дважды ухнул в его сторону, то ли приветствуя, то ли предупреждая: не приближайся, порву! Пёс был до странности коварным и злобным существом и никому, кроме бабы Нюры не позволял приближаться к себе. Даже Лёшку, её внука мог покусать при случае. Отбиваясь от стайки назойливых мух, Лёшка кое-как умылся и прошаркал мимо урчащего пса.
- Фу, Кузя, надоел! Чего рычишь? Хозяина не признаёшь?
Кузя в ответ зарычал ещё громче.
- Бес лохматый, - проворчал себе под нос Лёшка и прошаркал в дом.
   Лёшка вот уже три месяца как жил в Котельниче - переехал из города. Сюда привёз и семью - жену и грудного ребёнка. Родители помогли с покупкой однокомнотной квартиры, которая находилась в другом районе города, у железнодорожного вокзала. Частенько гостил у бабки, здесь, на Южной улице. Помогал ей по хозяйству, бывало оставался у неё ночевать. Странно, но молодая жена почти не проявляла по этому поводу беспокойства. Понимала наверное, что, конечно, было маловероятно.
- А чево она у тебя всё кряхтит, ровно курица кудахчет? - спрашивала баба Нюра Лёшку по поводу жены, - Сколько раз её не видела, всё кряхтит...
- А это у неё откашливание такое, пассивное, - отшучивался Лёшка.
- Курит втихую, ли чево ли... - ворча, делала выводы бабушка, гремя посудой.
 Женился Лёшка рано, ещё до совершеннолетия. В Котельниче этим никого не удивишь. Большая часть молодёжи женятся, едва добравшись до волшебной отметки восемнадцать лет. При этом парни отнюдь не уходят в семейную жизнь с головой. Не оставляют своих друзей и продолжают жить по своим законам дружбы. Ранние браки чаще всего бывают недолговечными и почти все такие пары в конце концов разваливаются.
  Здесь, на Южной, всё напоминало Лёшке далёкое детство. Здесь


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама