Вот вы верите в удачу? Я верю. В жизни мне везло часто. В многолетних поисках приключений на свою ж..., простите, голову, мне удавалось не сломать шею там, где сломать её бывало очень просто. Я не разбился в летевшем с серьёзной неисправностью вертолёте. Не погиб в автомобильной аварии, когда мы кувыркнулись на скорости около 100 км/ч на Газ - 66 через голову. Кабина была всмятку, а мы с водителем отделались несколькими царапинами. Не сорвался со скалы в Таласском ущелье добывая гнездо ремеза. И таких "не", начиная с раннего детства, было множество. Все и не упомнишь. Всю жизнь моими руководителями были умные и интеллигентные люди, работать и общаться с которыми было истинным удовольствием.
Учился я, как уже не раз упоминал в предыдущих рассказах, на вечернем отделении биологического факультета Казахского Государственного университета имени С.М. Кирова. И хотя на работе всячески шли навстречу тем, кто стремился к знаниям и дважды в год давали оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов, работа есть работа. А работа моя была связана с длительными командировками, начало которых приходилось на период летней сессии, и некоторые экзамены приходилось сдавать досрочно.
Не знаю как сокурсники, а я учил только то, что меня конкретно интересовало и должно было пригодиться в будущей работе. Сдача же зачётов и экзаменов по прочим предметам выглядела так:
За год я только один раз пришел на лекцию по биофизике. Если что такое "био" было мне близко и понятно, то "физику" я не понимал категорически и никогда понять не стремился. Я просто хотел посмотреть на преподавателя - легендарного профессора Инюшина, одного из авторов проекта поворота Сибирских рек в пустыни Средней Азии, который с развевающейся бородой носился по Алма-Ате на мотороллере "Вятка" и выращивал на опытных участках свеклу под музыку Вивальди. Мне не повезло, профессор отсутствовал, занятия вёл его ассистент. На ассистента я смотреть не хотел и покинул аудиторию. Но экзамен всё же наступил. В кабинет бодрой походкой вошёл бородатый мужик и внимательно посмотрел на нас с товарищем, тоже сдающим предмет досрочно.
- Так… Что-то я вас не припомню, - сказал Инюшин, глядя на меня.
- Я вас тоже раньше не видел.
- Хотите поработать?
- Хотим.
Профессор выводит нас на опытный участок, даёт в руки тяпки и говорит, показывая на грядку со свеклой:
- Через два часа жду в аудитории.
Мы перемигиваемся. Слава Богу, заработаем по трояку и с плеч долой.
Через два часа в аудиторию входит Инюшин и … раскладывает по столу билеты.
- Тяните!
Мы в шоке. Тянем билеты, профессор собирает остальные, прячет в карман,
- Готовьтесь! Через час вернусь.
Мы начинаем лихорадочно листать учебники и чужие конспекты. Час проходит незаметно.
- Ну, готовы?
- Готов!
- Тогда расскажите мне … , - следует вопрос, которого в билете нет и о котором я, естественно, понятия не имею.
- Не помните? Ну, хорошо, тогда расскажите мне о …. Не знаете? Что же мне с вами делать? Вы с какой кафедры?
- С зоологии.
- Так-так-так… , с зоологии … Четвёрки хватит?
Я немею от неожиданности.
- Давайте вашу зачётку, - он ставит туда «хорошо» и расписывается.
- Но на кафедре биофизики чтобы я вас не видел! Чтобы близко не подходили!
А я и не подходил. Ни до, ни после.
И так бывало неоднократно. Историю КПСС я сдал на 4, протянув электрические провода в подвале дома историка. Заполняя графу в моей зачётке он объяснял, что 5 поставить мне не может, т.к. предмет его исключительно важный и трудный, знать его на 5 может только Генеральный Секретарь ЦК КПСС, на 4 – сам преподаватель, а остальные на 3 и 2. Мне же сделано исключение за умелые руки.
Зачет по аналитической химии я получил врезав в стол преподавателя новый замок. Экзамен по высшей математике сдал списав всё до последней запятой со «шпоры», когда математик сидел спрятавшись за газетой «ТРУД», и т.д.
А как я сдавал биохимию! Боже, как я сдавал биохимию! Из всего учебника объёмом страниц 600 я выучил 2 главы - цикл Кребса и аминокислоты. Тяну билет. Второй вопрос - аминокислоты, третий - цикл Кребса, а первый я и смотреть не стал. Отвечать начал со второго вопроса.
- Хорошо! - говорит преподаватель, - давайте следующий.
Отвечаю на третий вопрос.
- Отлично! - радуется наставник. - Теперь давайте первый!
- А первый, - говорю, - я не знаю.
- Как же так? - закручинилась преподаватель, - вы шли на уверенную пятёрку. Давайте я вас дополнительно поспрашиваю.
- Ни в коем случае! - возражаю я.
- Тогда я поставлю вам тройку!
- Ставьте пока не передумали! - подаю я зачётку.
- Кто ещё хочет тройку? - задаёт вопрос однокурсникам огорчённая женщина.
В аудитории лес поднятых рук.
- Ну, уж нет! Буду спрашивать!
Я счастливый покидаю кабинет биохимии.
Только экзамен по политэкономии социализма (науке исключительно важной для понимания эпизоотологии и эпидемиологии особо опасных инфекций) мне удалось сдать с третьего раза. Очень шибко стервозная была политэкономочка, хотя молодая и красивая.
Были однако предметы, к которым я относился трепетно, лекции по ним не пропускал, практические занятия выполнял добросовестно и высокие оценки получал заслуженно. Это были сравнительная анатомия, физиология человека и животных, зоология беспозвоночных и позвоночных животных, систематика животных и растений.
Короче, через 6 лет я защитил свою дипломную работу по морфофизиоологии сурков Киргизии с оценкой «отлично», получил диплом обычного, синего цвета (вообще-то за своё отношение к наукам я заслуживал диплом серого цвета, но таких тогда не было) и, с молодой красавицей женой и пятилетним первенцем Лёнечкой рванул на отдых в славный город Краснодар. К тёще! На блины!
А потом … А потом началась совсем другая жизнь. Но это – потом.
12.12.2009.
| Помогли сайту Реклама Праздники |