Оба два
Ученые убедились: музыка действует не на сознание, если говорить по-обывательски, а непосредственно на глубины подсознания, активизирует работу двух полушарий головного мозга. «Как же так?» – спросит подкованный в вопросах музыкального искусства читатель. – «Музыка нужна нам для души, она не подчиняется законам логики, ее не передать словами, за ее восприятие отвечает правое полушарие». И будет прав. Но только наполовину. Потому что здесь мы сталкиваемся с парадоксом. «По традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщенным абстрактным искусством – художественным эквивалентом философии и математики» (Т. В.Чередниченко). Приоритет чувственного начала прекрасно уживается с гармонией математически точно выстроенных интервалов в их логической последовательности. А посему, левое полушарие работает тоже!
Основой музыки является интонация. Можно научиться владеть мимикой и ничем не выдать ни волнения, ни лживости слов, но интонация... интонация самым магическим образом подскажет человеку слышащему тщательно скрываемые посылы. Музыкальная интонация понятна всем, она не имеет ограничений для восприятия: ни национальных, ни конфессиональных, она понятна как универсальное всеобщее и необходимое средство для и просто человеческой души.
Владлен Павлович Чистяков, замечательный русский композитор, в газете «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», №23(664), 22.04.2004 г., отмечает: «Действительно, искренность, глубочайшая подлинность информационного сообщения, посылаемого музыкальным произведением, вызывает эффект абсолютного доверия со стороны слушателя. И именно эта неложность, неподдельность музыки и содержащегося в ней послания может убедить человека отвлечься даже от таких базовых инстинктов, как самосохранение, даже от тех норм и правил культуры, которые безоговорочно до этого принимались. Музыка, апеллируя к самым тонким струнам человеческой души, может или возвысить человека над его личностным началом, во имя более высоких, духовных, побуждений - «душу свою положить за други своя», а может и, наоборот, «снять» культурную надстройку его существа, превратив человека-личность в человекообразную особь, живущую по животным законам, в зверя. Здесь добрая или злая воля автора музыкального произведения, его побуждения играют ключевую роль».
Не только люди, но и звери
Норман Уэйнбергер (Norman M. Weinberger) работает на факультете нейробиологии Калифорнийского университета в г. Ирвин, он основал Центр нейробиологических механизмов обучения и памяти и Компьютерный архив музыкальной и научной информации. Вот лишь небольшие выдержки из его большой исследовательской работы:
В 1990-х гг. Йон Бейкин (Jon S. Bakin), Жан-Марк Идлайн (Jean-Marc Edeline) и я провели опыт, в котором попытались выяснить, изменяется ли у животного базовая организация слуховой коры, когда оно начинает понимать, что какой-то определенный тон для него важен. Вначале мы предлагали морским свинкам множество разнообразных тонов и регистрировали ответы нейронов, чтобы определить, какие из них вызывают максимальные реакции клеток. Затем мы обучали животных воспринимать определенный тон как сигнал, предшествующий болевому раздражению лап слабым электрическим током. Условный рефлекс вырабатывался у морских свинок через несколько минут.
Далее ученый приводит в пример интересный случай:
В 1960 году во время плавания в Японском море наш корабль – малый рыболовецкий тральщик – стоял на рейде метрах в ста от берега одного из островов Малых Курил. Море было удивительно спокойным, а день - солнечным и тихим. Я вышел на палубу и увидел, что на расстоянии нескольких метров, высунув из воды забавные мордочки, на меня внимательно смотрят несколько небольших тюленей. Я спросил боцмана, что их так привлекает.
– Да они музыку слушают.
Действительно, по громкой связи звучала несложная мелодия. Боцман зашел в рубку и вырубил звук. Зверьки огорченно завертели головами и уплыли. Но стоило включить музыку, как они вернулись. Я навсегда запомнил их выразительный взгляд, ушки на макушке, усы и то, с каким вниманием они слушали нашу, человеческую музыку. Ее я, правда, вспомнить не могу.
«Вспомнить всё»
Однажды на передачу «Жди меня» (тогда ее ведущим еще был Игорь Кваша) пришел молодой человек. Он потерял память, забыл свое имя, забыл мать и невесту, забыл город, где жил, забыл, чем занимался и кто он по профессии. Единственное, что он помнил, оказалось... незатейливой музыкальной пьеской, которую он тут же, взяв в руки гитару, и сыграл...
Таким оказывается феномен «памяти пальцев», когда в долговременное хранение уходит самое главное в жизни, то, что забывать нельзя, что мозг вынес за скобки и что является самым важным, дающим возможность человеку идентифицировать себя как человека живущего.
"Потерявшего" память грамотно и в меру профессионально сыграл некий актёришка из одного
из ТЮЗов - денег ещё заработал на полфлакона 30мл для жены, или не для жены.
Второе. Музыка - не есть интонация, скорее, это состояние организма. Это почти органическая субстанция -
ну, как еда или вода. В отличии от первых двух, она не выводится в унитаз ( уж. извини )...
Поэтому, она всегда в тебе. Еда и питьё уходит из человека в канализацию, а музыка - нет.
Возможно, это не для всех (я о музыке), но дебилов мы в расчёт не берём.