- Ольга Ивановна, я к Вам на урок,- можно сказать, огорошила меня наша
завуч. Она физик по специальности. Курирует точные предметы. Ко мне на
литературу-то почему?
К занятиям я всегда готова. Конспекты в порядке. Ну раз ей так надо - пусть
идёт.
Самое интересное меня ожидало после урока, когда зав. учебной частью, несколько
слов сказала о том, что всё методически правильно, но она имеет для меня
предложение. Нет, даже просьбу.
- Вы, знаю, пишете стихи. Значит Вы лирик.А я физик. То есть физики и лирики -
есть такое выражение расхожее.
Знаю также, что часто на своих уроках используете занимательность.
На базе нашей школы скоро должен пройти областной семинар по научной работе,
по методической также. Вот мы и подумали с директором, что Вы можете
преподнести участникам весьма оригинальный бинарный урок, где и лирика, и физика
Ею сказанное меня сначала обескуражило. Ни одной моментальной, экспромтной
идеи не промелькнуло.
- Я Вам дам замечательную книгу Перельмана "Занимательная физика". Уверена,
в ней найдёте тему, с какой свяжете изучаемое произведение...
С неуверенностью, с недоверием взяла я этот сборник. Раскрыла и зачиталась.
Просто "проглотила" все статьи. И обрадовалась, что нашла-таки тему, с которой
можно скомпоновать одно из изучаемых произведений.
В седьмом классе - творчество Крылова. Вот на баснях и остановлюсь. Пожалела,
что раньше не попадалась мне эта книга. Сколько можно было удивительного
рассказать детям!
Раз этот урок назвали бинарным, значит, провести его поможет учитель физики.
С ним я и обсудила всё, что будет показано на занятии.
Басни можно выбрать по собственному желанию. Выбрали "Стрекоза и Муравей"
и "Муравей".
Урок шёл своим чередом. То есть выдерживались все этапы.
А потом вступил физик.
- Мы знаем, что житейское правило баснописца - "когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдёт." А в механике это не всегда применимо. То есть силы
могут быть направлены не в одну сторону, а результат будет положительным.
Крылов восхвалял муравьев как образцовых работников. А оказывается, трудятся-то
они каждый для себя, вовсе не думая помогать другим.
Тащат, например, большую добычу - гусеницу. И все действуют по-разному:
один толкает вперёд, другой тянет назад, третий вправо, четвёртый влево.
Переходят с места на место. Но когда вдруг случится, что силы их сложатся и
в одну сторону совпадут три муравья, а в другую четыре, то гусеница
будет двигаться в сторону этих четырёх.
(Мне понравилось, что был использован рисунок, как муравьи волокут
гусеницу)
Теперь продолжаю я.
-На занятии по внеклассному чтению мы с вами читали произведение Марка Твена
"Том Сойер". Писателем давно была подмечена особенность совместных
действий,например, двух муравьёв,из которых один нашёл ножку кузнечика.Они
берут добычу за оба конца и тянут её в противоположные стороны.
Забавны слова Твена о том, что "муравей хорошо работает только тогда, когда
за ним наблюдает неопытный натуралист, делающий неправильные выводы"...
Без ложной скромности можно сказать, что урок удался. Видно было, что интересно
и детям, и присутствующим, которых пришло не менее тридцати человек.
Книги Я.И. Перельмана "Занимательная физика" я читаю с удовольствием уже не
потому, что нужно готовится к занятиям, - мне интересно...
|