Закончили тему "Синтаксис и пунктуация простого предложения" - начинаем
изучать Синтаксис и пунктуацию сложного. Обширнее, много нюансов, поэтому
труднее для определения, что и где ставить. Тире ли, двоеточие, а может быть,
запятую?
Решила вводное занятие провести так, чтобы вызвать интерес к изучению этой
темы.
Придумала небольшую инсценировку.
Смотри, надутая какая!-
Сказала точке запятая.-
А я из знаков всех важнее.
Кто место мне найти сумеет,
Тот не рискует головой.
Пример я приведу такой.
Английский король Эдуард 2 восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство поданных. Против него составился заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла.
Король был низложен по решению парламента и заключен в замок,
где провел восемь месяцев, ожидая своей участи.
Тюремщики получили такое предписание, сформулированное без запятых:
"Эдуарда убить не смейте бояться полезно". Всё зависело от того,
как прочитать текст:
Эдуарда убить не смейте, бояться полезно.
Эдуарда убить, не смейте бояться полезно.
Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось.
Получилась кровавая запятые.
-А вот другой пример и тоже важный.
То было в Древней Греции. Однажды...
Богач оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны выполнить обязательное условие:
"поставить статую золотую пику держащую".
Как понять это требование, допускающее двоякое толкование?
Поставить статую, золотую пику держащую.
Поставить статую золотую, пику держащую.
Первое толкование устраивало наследников, так как пика, хоть и золотая,
не дешёвая, но расход был бы в пределах их возможностей.
Недруги наследников настаивали на втором толковании. Это бы разорило наследников
Вопрос остался открытым.
-Вот только большое сомнение
Вызывает происхождение.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.
Это слово встречается в XV веке.
Существует мнение, что слово "запятая" образовалось от глаголов "зацепить(ся)", "задеть".
В. И.Даль считает по-другому: он связывает это слово с глаголами “запясть”, запять, останавливаться, задерживаться.
Вспомним концовку отрывка из "Руслана и Людмилы" Пушкина "У лукоморья дуб
зелёный". Постарайтесь правильно рассказать.
- Легче лёгкого,- уверенно сказал Паша.
Рассказал.
Я молчу. Не комментирую.
- Можно я? - нетерпеливо просит Вера.
Рассказала.
Я так же молчу - без комментариев.
Продекламировали шесть человек при моём молчании.
Удивлённо смотрят на меня. Что мне не нравится-то, мол? Всё точно передали,
с выражением.
Спрашиваю:
- А кто под дубом сидел?
- Ну кот же. И сказки Пушкину говорил.
-Неправильно,- констатирую я.- Послушайте в моем исполнении этот отрывок
и определите отличие от вашего.
И я там был. И мёд я пил.
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, И КОТ УЧЁНЫЙ
Свои мне сказки говорил.
- А почему у Вас не кот сидел?- удивился Паша.
- Хорошо! Поняли значит. Потому что об этом сказала запятая. После слова "сидел" Пушкин её поставил. Если бы не было этого знака препинания - читали бы без паузы
и смысл другой. Как все вы преподнесли.
- А мы так всегда рассказывали, и ничего,- удивилась Вера.
- Теперь будете знать, где находится пауза.
А про себя подумала, что нет в нашей работе мелочей, словесникам непременно
надо учитывать все нюансы...
Так прошло первое занятие по большой, трудной теме. Вижу, что заинтере
совала ребят. Впереди предстоит кропотливая работа со знаками препинания.
| Помогли сайту Реклама Праздники |