Природы внутреннюю суть
Познать бессилен ум людской;
Он счастлив, если видит путь
К знакомству с внешней скорлупой.
А. Галлер (Цит. по: Гегель "Наука логики")
ЭТО всегда было, есть и будет. Оно случайно и необходимо в одно и то же время. Приходит, когда не ждём. Исчезает так же внезапно, как появилось. Как целое предстаёт довольно редко. В этом случае оно есть закономерность, наступающая с завидной постоянностью. Но чаще всего мы наблюдаем отдельные его части, по которым можем судить о тех либо иных его особенностях. Их столько, сколько существует в мире разных характеров и поворотов людских судеб. Иногда очень трудно определить наверняка, что оно присутствует в данный момент. Человеческое восприятие не идеально и путает ЭТО с другими похожими событиями.
В сущность его проникнуть нелегко. Она является незаметно для обычного взгляда. Если вас охватило ЭТО, то взор становится весьма субъективным. Видит только то, что желает видеть. Взглянуть как бы со стороны невозможно, так как ЭТО находится внутри вас. Заменяя собой обычную наблюдательность, оно диктует собственные критерии истины. Содержанием ЭТОГО выступает его единство и противоречивость одновременно. Будучи оформленным в некие части, оно показывает то одну, то другую сторону себя, не позволяя охватить всеобщее в оценочном суждении. Смысл происходящего затуманивается трансцендентностью, выдавая отдельные явления за сущность и искажая познание.
Пытаясь отрицать наличие ЭТОГО, сублимируя его непреодолимое воздействие, человек оказывается перед выбором: принять или не принять? Имманентная борьба привычного и необыкновенного продолжается перманентно. Формы ЭТОГО, причудливо видоизменяясь, могут обогащать или обеднять содержание. Сущность остаётся неизменной, но может замещаться иррациональными компонентами. Борьба противоречий приводит к переходу ЭТОГО в его противоположность. Единичные особенности ЭТОГО ДРУГОГО нарастают, превращая ЭТО в его отрицание, иную форму единой сущности – НЕ ЭТО. Происходящий затем перерыв постепенности приводит к скачку, революционному преобразованию, разрушая ЭТО.
В отдельных случаях такая перестройка идёт медленно, эволюционно. Но итог всё тот же: ЭТО становится недостижимым, распадаясь на составные элементы. Некоторое время сосуществуя рядом, ЭТО и НЕ ЭТО обманывают внутренний и внешний взгляды участников. Взаимодействие комплексов средств выражения того и другого отражается в сознании по-разному. Исход предопределяется количеством и качеством ЭТОГО и НЕ ЭТОГО. Нарушение меры вызывает переход противоположностей друг в друга…
Отложив в сторону рукопись, человек уставился неподвижным взглядом на тлеющие угли в камине. ЭТО случалось в его жизни. Не так часто, как хотелось, но было. Отсутствие ЭТОГО в настоящий момент тяготило его. Мысли путались и улетали, не желая становиться чёткими определениями. Ему хотелось только одного – понять, как вернуть ЭТО. Или превратить НЕ ЭТО в его другое состояние.
Раздаётся телефонный звонок. Он с удивлением снимает трубку. В последнее время про него редко кто вспоминает.
- Слушаю.
- Привет, это Лола. Ты не возражаешь, если я приеду к тебе сейчас?
- Конечно, не возражаю. Приезжай, жду.
Мужчина без сожаления бросает текст в камин. Огонь яростно поедает бумагу. Исписанные листы вспыхивают синими язычками пламени и исчезают. Продолжать сочинение уже не имело смысла. ЭТО вернулось. Неожиданно, но так ожидаемо.
"Это"- в философии Гегеля самый абстрактный, самый отвлеченный момент, элемент мышления. В нем нет еще никакой конкретности, никакой определенности. Куда ни ткни пальцем - везде единичное "это". А предмет - уже нечто, в котором есть качество и количество. Нечто переходит в другое, и так до бесконечности. См. Логику Гегеля, Учение о бытии.
Сергей Корягин (из рецензии)
Спасибо!