| 3 |
Предисловие: Предисловие редакции. Экономические реформы, проводимые в нашей стране, создали
и продолжают создавать новые условия жизни и деятельности человека. Не все даже из
тех, кто ждал и жаждал перемен, оказались готовыми к ним.
О том, как изменившиеся обстоятельства влияют на психологию человека, размышляют
психологи и журналисты Георгий и Олег НИКИТИНЫ.
Необходимые пояснения. Этот материал был опубликован в газете «Российская Федерация» (1999, №6, 7). Георгий Никитин (псевдоним), психолог – это я, Жорж Декосье. Олег (псевдоним)– это журналистка (чьё имя не могу назвать без её разрешения), помогавшая «протолкнуть» этот проект в печать и сделавшая много ценных замечаний.
Текст, напечатанный в двойных квадратных скобках, был удалён редакцией по соображениям цензуры либо другим, неизвестным автору, мотивам. СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ
[[Политическая патопсихология,
или переворот в сознании российского народа,
совершенный современными "демократами"
Л.Фейхтвангер свидетельствует: когда Ф.Гойя закончил полотно под названием "Сон разума",он написал: "Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ"]]
ЧАСТЬ 1. ЭКОНОМИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Давно подмечено, что человек – существо экономическое. И руки этого существа природой запрограммированы так, чтобы брать, а не отдавать. Очень хорошо это заметно в поведении маленьких детей: их ручонки тянут к себе всё, что попадает в поле зрения, а вот отдавать какие-то предметы нужно ещё специально научить. При формировании речи одним из первых слов после «мама» ребёнок произносит «дай». Во время групповой игры детишки стараются отнять друг у друга понравившиеся игрушки, и в этой отнюдь не шуточной борьбе побеждает всегда сильнейший. Затем всё происходит по известной формуле: «Рос, рос поросёночек…» Соотношение же в обществе так называемых эгоистов и альтруистов составляет примерно 1000 : 1. Заблуждение Маркса и состояло как раз в недооценке столь очевидного психологического фактора при построении теории новых экономических отношений. Ленин этот фактор учитывал, в связи с чем собирался ввести НЭП «всерьёз и надолго». Жаль, что Сталин повёл страну по иному пути – прямиком в «архипелаг ГУЛАГ». Китайцы вред такого движения поняли раньше нас и создали симбиоз социализма с капитализмом. Как видно на примере «китайской модели», она учитывает невозможность резкого перехода от одной общественно-экономической формации к другой, в том числе из-за консервативности социальной психологии.
Годы советской власти не смогли изменить традиционную психологию русского народа, его отношение к власти. В сознании простых людей ещё прочнее укоренилась двойная мораль: традиция крестьянско-пролетарской ненависти ко всему кулацкому, буржуйскому, вообще к понятию богатства не исключала желания нажиться внезапно и без труда. Придётся вспомнить также и об известной лености русского человека, о его страсти к «халяве», ибо это имеет самое прямое отношение к событиям последнего времени.
ВОЛКИ И ОВЦЫ
Русский народ обманывали всегда. Он к этому привык. Сначала царь сулил свободу землепашцам и даже отменил крепостное право, что обернулось, как мы знаем, ещё большим экономическим и политическим закрепощением. Обещания большевиков: «Земля – крестьянам», «Фабрики и заводы – рабочим» и что там ещё? – так и не были выполнены. Но благодаря коммунистической пропаганде обман этот долго оставался нераскрытым. Очередные обещания лучшей жизни в 1991 году, как мы нынче убедились, тоже многого не стоили.
Люди в долгу не оставались. Рассуждения о клептомании россиян – притча во языцех. Украсть, что плохо лежит, - почти наследственное: «Что с воза упало, то пропало». При Советах тащили потихоньку-помаленьку, но постоянно. Зазорным в народе это не считалось: «Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё».
Пришли «демократы» - простому народу красть стало нечего. Всё сразу растащили бюрократы, захватившие власть, - бывшая партгосноменклатура, так называемые «вторые эшелоны». Они быстренько «прихватизировали» государственные банки, самые лакомые предприятия по добыче и производству всего, что ещё могло приносить прибыль. Замахнулись на нефть, газ, золото и даже электроэнергию, но окончательно присвоить эти отрасли пока не удалось.
Денежные реформы довершили дело ограбления простодушных тружеников, приученных Сталиным верить государству. Люди, всю жизнь копившие на «чёрный день», в одночасье потеряли всё. Лишь чиновники и депутаты, знавшие всё заранее, успели себе квартиры, автомобили, дачи да мебельные гарнитуры понакупить.
Заводы обанкротились, колхозы разорились. Работать в привычном смысле ( «сидеть на рабочем месте» ) стало негде. На госпредприятиях – массовые сокращения, зарплату не платят. На частных – своя охрана, не ВОХР, попробуй укради. Народ сначала ничего не понял, но на всякий случай обиделся на Горбачёва и поддержал Ельцина. В результате мы потеряли не только СССР, но и самих себя. Пришлось крепко задуматься, что же делать дальше.
Лозунг «экономической свободы» лишь у немногих пробудил рыночную психологию. Почему рыночную? Неспроста это слово легко вписалось в разговорный лексикон. Самый быстрый капитал – торговый, за счёт скорости его обращения. Именно либерализация торговых отношений позволила наиболее предприимчивым по характеру людям прийти на рынок: дёшево купил, дорого продал – проще формулы для обогащения не придумать. Конечно, рынок существует как в узком, так и в широком смысле. Рынка в широком смысле пока замечено не было. На простом рынке (базаре) нагляднее всего видно психологию. Вот давайте на него и заглянем.
Что же мы там увидели? На первых порах на вещевых и продуктовых рынках торговали одни «нацмены». Русское лицо встретить можно было редко. Причин тому несколько. Мобильность кавказцев, других восточных народов значительно выше, чем у русских. Традиции торговли более глубокие. У нас купечество никогда не было в особом почёте. Слово «торгаш» всегда отдавало брезгливостью. Русские как большая нация давно не отличаются и групповой сплочённостью. Более малочисленным народностям, напротив, свойственны круговая порука и связанная с этим приспособительным механизмом двойная мораль: одна для «своих», другая для «чужих». Известны агрессивность кавказцев, стремление властвовать и, как продолжение этого свойства, нежелание подчиняться чужакам. Не следует забывать, что в России (если речь идёт о районах, населённых преимущественно русскими – прим. авт.) мы имеем дело, конечно же, не со всем народом, а лишь с отдельными его представителями. Качество такого, с позволения сказать, «представительства» оставляет желать лучшего. Здесь мы встречаем и психологию вседозволенности, и алчность, и неразборчивость в выборе средств обогащения (похищения людей и отправка их в Чечню осуществлялись ещё до войны).
Русские обычно выбирают путь наименьшего сопротивления. В условиях абсолютного господства на рынках «хачиков» они предпочитают не торговать сами, а продавать им свой товар (челноки, фермеры). Монополизация торговли в руках нацменов превратилась у нас в криминальную патологию, о которой известно всем. Причем в настоящее время идёт уже второй этап этой необъявленной интервенции. Повсеместно на рынках торгуют русские, украинские, молдавские … рабы, получающие за свой труд гроши. В роли «надсмотрщиков» и «хозяев» выступают всё те же азербайджанцы, армяне, грузины, чеченцы, купившие себе и прописку, и право на торговлю, и всё, что можно было купить. Борьбу с этой «колонизацией» ведут лишь отдельные группы отечественных преступников, которым обидно если не за державу, то за свой кошелёк. Власти делают вид, что ничего не замечают. Им, наверное, всё равно, кто платит мзду. Был бы кусок пожирнее.
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ХАЛЯВА»
Другим на рынок идти не хотелось. Зачем, когда можно акции купить, жить безбедно на дивиденды, и самое главное – можно вообще не работать. Политэкономию капитализма в советских вузах преподавали лучше и как-то вдохновеннее, чем политэкономию социализма. Что такое «рантье» и «стрижка купонов» усвоено было прочно. Когда появились первые инвестиционные компании, фонды, банки, обещавшие баснословные прибыли, к ним потянулись не тысячи – миллионы граждан.
Сейчас скажем – упадёте: «Мавроди – честный человек». Присоединяемся к этому мнению Гайдара, но у нас свой аргумент. Когда пирамида «МММ» достигла того предела, когда должна была рухнуть, Мавроди через Ивана Голубкова по всем каналам телевещания предупредил население: «Халявщик ты, Лёня!» Но люди уже не могли остановиться. Игра это продолжается и сейчас. «Напёрсточники», «лотерейщики» и прочие «накольщики» успешно продолжают обманывать излишне доверчивых или излишне алчных. Прямо по Достоевскому. Такова психология игрока – он должен проиграться вдрызг. Что свидетельствует об одном: диагноз в психиатрии, если уж он поставлен, изменить можно не скоро и только после радикального лечения. Расплодившиеся с лёгкой руки Гайдара и Чубайса «гермесы», «лемонсы», «властелины» своё дело сделали, довершив превращение экономической психологии «совков» в патопсихологию. Постараемся показать, что это означает.
СОБЛАЗНЁННЫЕ И ПОКИНУТЫЕ
Патология – наука о болезни, изучающая любое отклонение от нормы. Предметом же патопсихологии является ненормальное функционирование человеческой психики. Отклонения в психике в связи с коренными изменениями в привычном образе жизни в психологической науке, особенно в социальной психологии, изучены крайне недостаточно. Специального рассмотрения влияния рыночных отношений на психику «постсоветского» индивидуума ещё не было вообще. Может быть, и потому, что не поступало официального заказа.
Все невротические расстройства являются нарушением приспособления (адаптации) к новым обстоятельствам. В первую очередь страдают самоконтроль и самооценка. Потеря самоконтроля ведёт к отклонениям в поведении, включая антиобщественные поступки, наркоманию и алкоголизацию. Заниженная самооценка, сформировавшаяся в результате снижения социального статуса индивида (низкая зарплата или отсутствие постоянного заработка, переход высококвалифицированного специалиста на работу с более низким статусом), способствует усилению вероятности суицидального поведения. Могут возникнуть и закрепиться патологические черты характера: аморализм, повышенная агрессивность, некрофильность (стремление ко всему, что связано со смертью).
Какие чувства испытывает человек, которого обманули, обокрали, как сейчас модно говорить, «кинули»? В зависимости от силы центральной нервной системы, её выносливости, развитости адаптивных способностей и психических защитных механизмов человек в такой ситуации может проявлять различные эмоциональные реакции: от обиды, злости, апатии и отчаяния до патологических состояний и стойких девиаций (отклонений от нормы). Это означает, что сама психогенная ситуация формирует лишь вероятность возникновения невротического расстройства, его же тип и формы зависят от личностных особенностей человека. Длительность и неоднократность воздействия стресс-факторов приводят в движение как функциональные, так и защитные адаптивные механизмы. Например, развитость интеллекта способствует сохранению барьера психической адаптации, активной перестройке структуры деятельности применительно к новым условиям. Низкие интеллектуальные способности в сочетании со слабостью эмоционально-волевой сферы приводят к разрушению адаптационного барьера и появлению психических расстройств, вплоть до "ухода в болезнь". В последние годы число психических заболеваний и пограничных психических расстройств значительно увеличилось и приблизилось к критическим значениям, угрожая психическому здоровью нации. Есть
|