И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»
(Св. Писание, 1-е Коринфянам, гл.13)
Разрешая спор двух молодых людей относительно красоты одной девушки, древний философ сказал: «Прав не тот, на чьей стороне, может быть, истина, а тот, кто любит».
Но в этих мудрых словах и заложена сама Истина, научающая нас любить, если только не чужды мы любви к мудрости.
Ибо красота лишь там, где царствует Любовь. А где нет Любви, там и говорить не о чем.
Лишь объект нашей Любви имеет смысл. Какой смысл петь о том, что «я тебя не люблю»? Какой вообще смысл петь, когда не любишь? Зачем лукавить, выдавая холодное безразличие за восторг?
Любить – значит чувствовать Красоту. Понимать её. Наслаждаться ею. Это не значит, лицемерно признавать её наличие, соглашаться с общепринятым эталоном. Это значит, быть поглощённым ею, фанатично преданным ей, всецело принадлежать ей.
Чтобы научиться чувствовать Красоту, нужно научиться Любить. Нужно сначала научиться вообще что-либо чувствовать. И не только с помощью органов чувств, но ещё и Душой. Прежде всего, Душой. Если, конечно, у вас есть Душа. Потому что, ведь, Душа человеческая – тоже дитя Любви, как и окружающая нас Красота.
Афродита, Венера, Мона Лиза, статуя Давида, архитектурные ансамбли барокко, Гавриилиада и Евгений Онегин, сонаты Бетховена и симфонии Гайдна – весь этот хаотический набор произведений человеческих чувств и несметное количество иных, – были придуманы гениальными влюблёнными, а уже потом талантливыми художниками, скульпторами, поэтами, музыкантами, архитекторами. Всякий талант зиждется на Любви, обласкан Любовью и ею боготворён.
«Красота-то какая! Лепота-а…» – Воскликнул герой классической комедии. И уже в этих словах, исполненных восторженного смысла, перед нами раскрылся характер, его духовное содержание, его восприятие окружающего мира.
Чем богаче внутренне человек, тем больше он видит вокруг себя прекрасного, тем прекрасней его собственная натура. В капле росы он может увидеть весь мир, а для иного и мир – всего лишь навязчивое видение. В незатейливом полевом цветке он разглядит то, чего не увидит изысканный флорист или профессиональный дизайнер.
«Мне кажется, что никто не любит всего так, как я люблю: искусство, музыку, живопись; книги, свет; платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, все времена года, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с её тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звёздами… я всё люблю до обожания. Всё представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы всё видеть, всё иметь, всё обнять, слиться со всем и умереть, если надо, через два года или в 30 лет, умереть с экстазом, чтобы изведать эту последнюю тайну, этот конец всего или божественное начало…» (Мария Башкирцева. Из дневника. 11 марта 1884 г.)
В чём только не находим мы выражение этой самой осмысленной и желанной сущности Бытия – Красоты – в древних легендах и мифах, статуях, грандиозных архитектурных ансамблях, шедеврах литературы и искусства, музыке, живописи. Но ни в чём ином, будь то нерукотворные чудеса Природы, или гениальные произведения рук человеческих, его Души и ума, не выражена с такой силой и не доступна так близко нашему пониманию Красота, как в божественной природе настоящей, живущей где-то рядом с нами женщины. Не художественного образа, а реального, во плоти, женского тела, гармонично вмещающего в себя всё физическое и духовное начало – предмета нашего вожделения, предмета, стимулирующего истинного ценителя Прекрасного на подвиг, самопожертвование, творческий экстаз, предмета, являющегося объектом его поклонения и несравненной Музы.
Красота глубоко индивидуальна и субъективна. Есть штампы, есть правила, установленные социумом относительно Красоты, не только формулирующие её, но даже определяющие степень, дающие нам понятие о том, что такое красиво, а что – нет.
Но никакой социум, и даже изобретённые им технические средства, не способны по достоинству оценить истинную красоту объекта настолько объективно, как это способен сделать человеческий субъект. Потому что чувство Прекрасного свойственно, прежде всего, субъекту. Потому что по настоящему чувствовать и любить может Личность, а не безликое общество с его стандартами, ханжеством и моралью.
«Ты для меня был верхом совершенства!..
О, как скучны небесные блаженства
В сравненье с той несбывшейся судьбой,
В которой ты со мной и я с тобой!
Когда меня со свадьбой подгоняли,
Я отвечала, что земной морали
Нет места там, где царствует любовь,
И лишь любви ничто не прекословь!
Нет ничего, что б с ней могло сравниться,
Любовь – крылата и вольна, как птица!»
(Александр Поуп. «Элоиза Абеляру»)
Красота – не стандарт. Когда говорят о «стандартах красоты», имеется ввиду эталон, определяющий моду, и ничего более. Красота не вписывается в правила и мораль. То и другое вписываются в неё. Она относительна. Она всегда уникальна. Согласно философской концепции Спинозы, влечения (читай –потребность в Любви, тяга к Прекрасному) составляют не содержание греха, но «саму сущность человека».
Красота зарождается не спонтанно, не физически. Это не то, что предписано заведомо, это не Божий дар, не неизбежность. В Природе, В Бытии не может быть что-то красиво, а что-то безобразно. Красота – это, прежде всего, Культура Любви. Это плод её непорочного зачатия, Момент Истины во взаимоотношениях человека с Природой и Женщиной.
Я же, как скромный философствующий субъект, дилетант, не обременённый фундаментальными научными знаниями, рискуя напороться на тяжёлую артиллерию профессоров, учитывая всё вышесказанное, ничтоже сумняшеся заявляю и выдаю на гора своё определение понятия «КРАСОТА»:
Красота есть система приближённых соответствий объективно существующего субъективно желаемому.
А что вы думаете на этот счёт?
В. Отшельник 4 августа 2010 г.
что понятие КРАСОТА...Вы изложили замечательно...!
Я рассуждаю подобно...
Счастья ВАМ, Вячеслав!