Произведение «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 516 +1
Дата:

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ

Мне довольно часто в последнее время задают вопрос: зачем сейчас литература, театр, живопись? Да и вообще, нужны ли культура, искусство сегодня? Обычно я, улыбаясь, ухожу от ответа, – ведь он очевиден: все эпохи, все вехи человечества измеряются достижениями культуры. Архитектура, пьесы, романы, стихи, музыка и картины. Баллады, сказания и легенды... Именно благодаря этим плодам людского гения мы можем понять наших предков, приблизиться, прикоснуться к давно прошедшим временам, увидеть исчезнувшие навсегда страны, народы, что давно стерты с лица Земли, ощутить их - тех, кто жил тогда, переживал, радовался, надеялся и мечтал... Да, именно мечтал! Ведь вся культура существует лишь для одного – сотворить идеал. Создать совершенство красоты, гармонии.
Великие поэты и музыканты, художники и драматурги воспевали любовь, вырисовывая в образе, раскрывая в мелодии свои сокровенные желания, вынося на суд зрителя, слушателя, читателя свой идеал красоты, преданности и верности. И неважно, к чему или к кому обращались эти импульсы таланта. В словах, произнесенных  любимой женщине, читался образ Родины, матери, того, что хочешь и должен оберегать, защищать, без чего или кого не представляешь свое существование.
Так как же без этого дара? Жажды поиска и обретения гармонии? Хоть на миг, хоть на долю секунды! Как же возможно без него обойтись? Мы все, по сути своей человеческой, мечтатели. Мы верим в построение идеального общества, в чистоту любви без пошлости и грубости, в победу добра над злом. Мы просто не можем не верить, хоть даже в тайне от самих себя. И каков бы ни был наш мир сегодня, мы будем продолжать верить в лучшее и жить надеждой. А значит, рериховский лозунг «Красота спасет мир» как никогда актуален. И еще – просвещение, порядочность, милосердие и доброта. Понятия, которые можно назвать одним словом – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.
Глядя на мир вокруг нас, хочется выкрикнуть строку из сонета Вильяма Шекспира: «Ты притупи, о время, когти льва…» Но время не выбирают. Вспомним “серебряный век” поэзии. Романтика-изгоя Блока, путешественника-сказочника Гумилева, рационалиста-философа Пастернака... Их поэзия и проза пропитаны болью и кровью того смутного времени. Легко ли им было? Но они отстояли красоту и гармонию. Пропели свои такие разные куплеты - и ушли, уверенные, что настанет время, когда их услышат, поймут.
Мы, создающие современную культуру, в ответе за день завтрашний. Кто, как не мы, может показать красоту и боль, предательство и преданность? Кто, кроме нас, может прочертить пусть хоть пунктиром, но все же направление к доброму дню завтрашнему? Кто, кроме нас, покажет истинные ценности и идеалы, втирая свои чувства в масло мазков на холсте, вписывая в строки стихов, создавая образы своих героев рассказов и повестей, даруя застывшие под объективом мгновения, в которых хочется быть, остаться навсегда или, наоборот, бежать от них прочь и никогда не возвращаться?.. Нам всем нужно понять, что мы сейчас в ответе за день грядущий, и каким он будет – зависит лишь от нас. Предыдущие поколения сделали, создали, построили – теперь наш черед, эстафетная палочка в наших руках.
Невозможно убедить человека быть благородным, честным, как невозможно заставить любить и оберегать тех, кто близок. Все это естественно вплетается в понятие человечности.
Все это стоит сказать тем, кто еще может услышать, кто в замешательстве смотрит по сторонам и не поймет, безумство все его окружающее или нормы теперешнего бытия; тем, чьи сердца и души еще не очерствели и не огрубели бесповоротно. Сказать им – наш долг и наш смысл пребывания на этой планете. Сказать так, чтобы нас услышали и нам поверили. Всей своей совестью, всей своей искренностью!
Завершу свой монолог строками великого поэта Иосифа Бродского:
«И по комнате, точно шаман, кружа,
Я наматываю, как клубок,
На себя пустоту ее, чтоб душа
Знала что-то, что знает Бог».

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама