Всю ночь лил тёплый дождь. Взошедшее солнце сверкало в тяжелых каплях, лежащих на листьях и траве. Глаза резало от перелива радужных искр. Казалось, добрый волшебник из сказки рассыпал по выгону драгоценные камни.
-Чего только не привидится спросонья! - Подумала, сладко зевая Степанида, выводя на выгон козу. Дети ещё спали в тёмных углах, куда не могли проникнуть лучи утреннего солнца.
- Жаль, что не видят этой красоты.- Думала она, возвращаясь за подойником.
Прохладные капли обмыли, натруженные на прополке свеклы, ноги, не успевшие отдохнуть за короткую ночь. Эта живительная влага, смыла не только тяжесть с ног, но и усталость с души.
Нелёгкий груз несла на плечах женщина, трижды выходившая замуж и нажившая пятерых детей
Не обращая внимания на сплетни языкатых соседок, Степанида не показывая горя, продолжала жить и работать.
Нрава она весёлого и открытого. Могла поддержать разговор в любой компании.
У неё редкое, для деревенской женщины пристрастие, любит читать серьёзные книги и, обладая хорошей памятью, помнит, о чём читала. Любит рассказывать, делиться впечатлениями. Во время редких минут отдыха, на тяжелой, полевой работе, около Степаниды всегда собирался народ. Баба видная, в меру упитанная, лицом и телом приятная, на таких ядреных мужики всегда обращают внимание.
У деревенского народа принято иметь много деток, это единственная радость, да и законная возможность отдохнуть от тяжелой работы. У кого нет детей, тот, богом обижен. И действительно, если посмотреть по сторонам, то можно увидеть, что в многодетных семьях подрастают крепкие, активные дети. Пусть они одеты хуже, в учёбе отстают, но зато в работе ухватистые, мимо рук выгоду не упустят.
Поднять такую семью, прокормить и одеть стоит не малых денег. Крутятся матери-одиночки, как грешники на сковородке. Не гнушаясь никаким заработком. На лицемерную жалость городских уполномоченных: - Как же вы кормите такую ораву?! - Обычно отвечают: - Моих детей кормить не надо, ты им поставь на стол еду и не мешай! -
Степанида взяла в руки большую, жестяную кружку, не один десяток лет служившую подойником для козы.
- В нынешнее время такой посуды в магазинах не встретишь. - Коза спокойная, на возрасте, привычная к дойке и хлопот с нею нет. Надоив подойник чуть не доверху, Степанида шла по мокрой траве в свою хату.
Лишние деньги у неё отродясь не водились и перед крыльцом, кроме земли, утрамбованной детскими ногами, нет ни какого покрытия.
После ночного дождя, мокрые ноги на мокрой земле разъезжались в разные стороны.
Будто кто подтолкнул Степаниду! Совершив немыслимый пируэт, дабы не выпустить из рук кружку с молоком, в полный рост упала на тропинку, но на спину! При этом ухитрилась не пролить ни капли молока.
И справа, и слева от тропы лужи, в каждой из них свободно поместятся по два человека.
Сегодня, под монотонный шорох дождя, Степанида проспала и выскочила к козе в нательной рубахе, совместив вывод и дойку в одну процедуру.
Лежит на тропе, с кружкой молока в руках, спина мокрая и грязная, а рубаха выше некуда задралась. Хорошо, дом на краю деревни стоит, люди мимо не ходят, не видит народ, как Степанида загорает, показывая голубому небу то место, которое, если и захочешь не сразу покажешь.
Вспомнив о приличиях, Степанида решил встать, но не тут то было, руки заняты подойником, а ноги разъезжаются не находя опоры.
Послышалось чавканье грязи под тяжелыми, мужскими сапогами.
Степанида поняла, к ней идёт кто-то из местных мужиков, поправить здоровье, подорванное вечерней пьянкой.
Она имела небольшой бизнес, варила самогон! Летом из сахарной свеклы, зимою из картошки.
Половина мужчин деревни ходило у неё в должниках, по взаиморасчёту выполняли мужскую работу на её подворье.
Хотя Степанида и сильная женщина, но в хозяйстве чувствовалась нехватка мужских рук. Есть такие проблемы, которые невозможно решить за деньги.
Кто-то из таких мужиков, приближался ко двору. Ещё мгновение и он увидит то, что при свете дня, посторонним глазам, видеть, ну никак нельзя.
Не выпуская из рук подойника, Степанида перекатилась на живот и съехала в глубокую лужу, окунулась чуть не с головой.
Стоит баба на четвереньках при этом, не выпуская из ладоней подойника с молоком.
Едва она успела встать и разогнуться, сзади послышался скрип калитки и сдавленный крик Вени Казака.
- Свят! Свят! Никола угодник защити! - Захрипел Веня сдавленным голосом.
Степанида не поворачивалась к нему лицом, ибо только руки, сжимающие подойник оставались чистыми. По остальным частям тела стекала жирная, чёрная грязь. Спокойным голосом спросила: - Ты чегой-то Веня таким набожным стал, ну прямо как дьяк кулугурский? -
- Чуток погодь, постой на дворе, да смотри сам в лужу не оскользни и не ори, как козёл комолый, не то детей выпугаешь. Они сейчас просыпаться начнуть.- Сказала и величественной походкой, Английской королевы, шагнула в хату.
Казак, стоя среди двора, слов не расслышал. Он, мысленно оценивал увиденное и туго ворочая мозгами размышлял: - Это мне привиделось, или по двору Степаниды действительно гуляет чёрная баба с голой задницей?! - Особенно напугали мужика, белые перчатки на чёрных руках.
С трудом, но осознал: - Допился!!! Началась белая горячка. -
И невдомёк Венику, - это Степанида вернулась с утренней дойки, не пролив ни капли молока.
Ну вот, Алла Петровна. Взяли и сломали всё очарование от нашего общения. Обычно такое себе позволяет Марта М. Ну не филолог я. И нет во мне врождённой грамотности И жизнь моя прошла там, где на запятые не обращали внимание. Появилось желание указать на ошибки. Напишите в личку. Не я это придумал, а неграмотных и опечаток тут очень много. К примеру сегодня читал рассказ очень уважаемой дамы, прекрасной поэтессы. У неё в тексте пропущенные буквы, опечатки. Ну и что? Я прекрасно понял, что она хотела выразить. Все мы, даже начав писать ужас как грамотно выше данного от Бога уровня не поднимемся. Я рад, что рассказ Вам АЛЛа понравился. А запятые, да бог с ними, вы же не Слава Киричёк, который до каждой запятой пристебывался. А к стати где он, я что-то его давно не видел. Ради того, что бы исправить досадные ошибки я должен снять рассказ с конкурса???
На этот случай я всегда вспоминаю фразу Бартона из "Соляриса", сказанную незабываемым голосом незабываемого Дворжецкого: "Сейчас ему об этом думать не надо, но там - пусть вспомнит".
Пересмотрите "Солярис". Это великий фильм.
В фильме эта сцена не впечатляет, а в тексте, когда пилот рассказывает, что увидал своего ребёнка, барахтующегося в океане и этот младенец был четырёхметрового роста, вот тут начали сомневаться в его адекватности. Пришли к выводу, члены комиссии, что сотрудники станции сходят сума.
Тут получилось наоборот. В начале фильм, а потом произведение.
Я обычно в начале читал, а потом смотрел. Только из-за того, что Тарковский изуродовал Сталкера у меня пропало восхищение к его таланту, которое я испытывал после фильма Андрей Рублёв. О Рублёве я не читал, а так доходили некоторые слухи ну и то, что в школьной программе. А вы Александр, читали Станислава Лема. Вот ни помню два М на конце или одно, а к ММ обращаться не хочется.
Тарковский не занимался экранизациями.
Он - самостоятельный гений.
И фильмы его - свидетельство эпохи. Той.
Они не только самоценны, но у них есть и ещё одна особенность. Отвлечённо от судеб - и его, и тех, кто снимался в его фильмах - особенно теперь, по прошествии времени, смотреть его фильмы невозможно.
Они же все - и Тарковский, и Гринько, и Солоницын, и Кайдановский, и Банионис, и Дворжецкий, и Янковский, и Юри Ярвет - жили и уходили на наших глазах.
Многие из тех, кто снимался в его фильмах, слава богу, ещё живы. Но влияние планеты по имени Тарковский остаётся и на них.
Солярис - это было явление. Фантастика представлена как реальность. В начале встречи с первой Хэри по фильму, было непонятно, что происходит, когда Крис заманил первый вариант фантома в спасательную капсулу, дабы выстрелить её в космос. На кадрах дым пар и визг будто бы двигателей. А по тексту: - Эта многотонная махина капсулы раскачивалась на амортизаторах, ужасающий визг Хэри доносился сквозь обшивку, боковина капсулы стала выгибаться под напором огромной силы, хрупкого на вид создания и Крис нажал кнопку старта, визг фантома Хэри, врезался в мозг раскалённой иглой и резко оборвался... Расскалёные газы обожгли Крису лицо. - В кадрах фильма ужас происходящего не покажешь. Зритель впечатлился когда фантом открыл дверь в обратную сторону, разорвав стальную панель.
Доброго дня, Александр! Вот Вы сравнили Тарковского с планетой, но мне кажется, что если он и есть планета, то уж слишком мрачная. Слишком много в его творениях негатива, который он мастерски внедрял в мозги зрителя. Он нравился тем, кто смотрел на реалии жизни из окна уютной, тёплой квартиры и сочувствовал Шухарду и Гуте, когда те пробирались по зоне с Малышкой на закорках. А если человек действительно живёт в таких условиях, то ему не до восхищения. Он каждый день испытывает на себе этот негатив. А в маленьких промышленных городках на окраинах СССР жизнь такой и была. Только вместо атомной бомбы, отвалы плохо переработанной руды, дающей фон и излучение. Андрей всё брал из реальной жизни.
Не то что б слишком мрачная, но и не такая, о которой известный фильм, где Екатерина Васильева голосом Ларисы Голубкиной исполнила замечательную песню (музыка - молодого Давида Тухманова, кстати).
А отвалы... да, верно. Это так и называлось.
Но помнится о них другое.
С одного из таких отвалов была замечательная панорама города, где я родился и вырос.
Но теперь я никак не могу найти эту старую плёнку. Да и сама "Смена 8М" куда-то исчезла вместе с прошлым.
И не надейтесь! Как общались так и будем, я ни кисейная барышня и вы правильно отметили, практика повышает грамотность, за этот год, что на сайте, я стал писать намного грамотнее. И всё благодаря замечаниям. На правильные замечания грех обижаться. Извините, за некоторую резкость
Доброго дня, Алла! А я всю ночь с незваной подружкой, бессонницей, кувыркался. Где-то в утром она от меня ушла, вот сидю весь вымотанный, невыспатый и вааще никакой.
Валентин Иванович! Необыкновенно точная картинка деревенской жизни. Героиня -прелесть. Именно на таких женщинах и держится все. Спасибо Вам огромное, что смогли это увидеть и так точно описать!
Я живу среди таких необыкновенных женщин. Этот образ собирательный и несомненно положительный. Этим женщинам ни что не чуждо, а вот оголяться стесняются.
Да я уже и забыл, какой народ в городе. Мне кажется что всякий. Но если мы знаем всех, кто живёт в деревне, то городские не знают всех со своего подъезда. Это реально.
Я в деревне живу 25 знаю жителей не только в своей деревне, но и трёх окружающих и при встрече всегда принято здороваться. Чужих видно сразу, они не здороваются.
Ай да приключение! А как ловко спасла молоко Степанида! Ну, а если Веня с испугу что и увидел, то пусть так и думает - горячка белая))) Глядишь, и пить перестанет)))