Этот юноша-тьютор, поминутно произносящий "О кей!", имеющий яркую восточную внешность, появился на занятиях в самый последний день. И не напрасно! Давно у меня не было приключений. Видимо, GPS-навигатор в пятой точке, в просторечии именуемый "шило", не расположен к их поиску. Какою бы ни была наша национальность, хоровое повторение вслед за Пушкиным: "Мы ленивы и нелюбопытны" – обязательный атрибут российских местечковых сходок с раннего дошкольного возраста. И вот этот сын Будды нас расшевелил!
Он выбрал меня, ибо я был не против экспериментов над собственной личностью. Ещё и потому, что бросаться грудью на амбразуру было более некому – остальные в аудитории относились к цветущей половине человечества, а пара-тройка уставших от семинаров мужиков соображала, как лучше уложить пожитки для возвратного пути в Салехард и куда-то там ещё...
Наконец-то нам предложили распробовать толерантность на полную катушку! Избранного усадили на стул, попросили изыскать запасы мужества и придумать себе национальность. "Позвольте мне быть эстонцем!" – созрело первое предложение как память о родственниках, малое число из которых, проживая в Тарту, к тому времени ещё не были истреблены преклонным возрастом, полуторалитровым литовским пивом и межнациональными отношениями. Тогда дитя Тибета приоткрыло завесу тайны над скорой участью и объяснило, перемежая речь бодрым "О кей?", что несчастный должен будет подвергаться обструкции, выслушивать унизительные замечания и вообще быть центром мишени низменных общественных стереотипов. "А потому," – заключил он, – "предположим, Вы будете еврей!"
Что уж тут предполагать! Не надо даже видеть воочию – достаточно слышать моё дыхание в телефонную трубку! А всякая произнесённая фраза обличает природную, не напускную картавость, которой мог бы позавидовать сам Ильич на броневичке! В голове юного тюьтора явно сработал первый стереотип из долгой цепочки, в конце-концов приведшей к посрамлению коварного замысла. Что ж! Со вздохом, скорее напускным, для видимости, пришлось согласиться.
Следующим пунктом весёлого приключения было извлечение верёвки. Достаточно длинной, чтобы привязать героя дня к стулу и надёжно обездвижить, оставив малый шанс удалиться из аудитории семенящими шагами в позе подначального японца. Ну, так. А затем бедных женщин заставили поносить подопытного и придумывать всяческие гнусные обвинения. Таки не зря испытуемый некогда играл в КВН! Было весело...
— Неопрятный, нечистоплотный, грязный! — скромно и даже как-то сконфуженно доставала из глубин своего подсознания стереотипные определения приятная худощавая женщина, накануне приглашённая ныне связанным в концертный зал "Россия" на концерт "Песняров".
— Что Вы на это скажете? — с проницательностью Борменталя заглядывая откуда-то сбоку, вопрошал восточный человек.
— Таки Ви знаете, какой я есть на самом деле? — удивлённо вскидывал брови центр общественного внимания, — И так подробно? Значит, мы с Вами были весьма близки. А коль так, следовательно, я был Вам приятен, несмотря на всю нечистоплотность.
Право же, на какое обвинение у еврея, тем более произведшего свои первые внутриутробные шевеления на Потёмкинской лестнице в Одессе, не найдётся встречного ласкового словца? Вот только недавно вызрело философское определение: еврей – тот, кто никогда не стыдится сам, но заставляет стыдиться других, и иногда стыдится за них, показывая пример, как надо. Как, например, Сванидзе.
Так продолжалось с полчаса. Дитя Будды кипятился всё больше, хотя и вида не выказывал. Наконец спросил напрямую:
— Неужели таки нимало не коробят произносимые в Ваш адрес обвинения, признайтесь честно?
— Что ви! — расплылся подсудимый в искренне деланной улыбке, — Внимание женщин всегда приятно!
— Н-да, — досадливо заключил затейник, — Как-то Вы легко выкрутились...
— Таки было же предложено выгодное дельце: наречь мене мееедленнным эстонцем!
— Но, согласитесь, неуютно чувствовать себя в таком положении на глазах у многих? — хватался юноша за последнюю соломинку из буддийской хижины философического спокойствия, размётанной Библейским Потопом ярких откровений.
— Таки чувствую себе на своём месте! И, пожалуйста, не отвязывайте мене! Дядюшка Моше вот так себе и разжился мебелишкой! — и с этими словами под занавес попытался вынести стул из аудитории методом, уже описанным ранее.
Что бы вы думали? Этот нехороший человек всё-таки меня отвязал! Никакого гешефта, кроме морального удовлетворения!
Некоторые из слушателей истории заподозрят автора в очередной раз в юдофобии, ибо толерантности из этого комического блина не получилось. И напрасно!
Всего лишь хочу спросить господ методистов от Федерального института развития образования: почему юные умудрённые чужим опытом тьюторы стремятся продемонстрировать толерантность через принятие уничижения и поношения? Вот, представьте, что в аудитории сидели бы не бедные женщины, наслушавшиеся "Песняров" в концертном зале "Россия", а серьёзные бритоголовые молодцы, перешедшие от букварного вопроса: "Сара и Мара умны. А Шура?" – прямиком к чтению "Майн кампф" в подлиннике? Убедила бы таковых сия разыгранная комедия в чём-либо позитивном? Или отвязывать от стула пришлось бы уже хладное тело, да и по тьютору – заказывать на Тибете буддийские поминки?
Почему не постигать иное через уважение, а не клоунаду уничижения? Отчего не предложить спеть всем присутствующим хвалимую Расулом Гамзатовым песню "Русское поле", автор музыки - Ян Френкель? Авось потеплеет на сердце даже вблизи от бритокожей черепной коробки! Кого-то вдохновит пример Абрама Иоффе и Льва Ландау, а наболее утончённых – Давида Ойстраха и Иегуди Менухина (оставим Ростроповича, игравшего виолончельные концерты на баррикадах, в стороне). Даже военная сноровка Моше Даяна немалое число уважающих силу убедит в достоинстве нации как таковой. И не нужно будет копаться в грязном белье стереотипов "по еврейскому вопросу". Не говорю уже о почтенных эстонцах. Но и имена единоплеменников никому забывать не след, помещая их где-то на вешалку и оставляя у порога подобно галошам ради прилежного изучения Холокоста, Голодомора или "советской оккупации Прибалтики".
Да, господа! Все наши приключения – ещё впереди! И всё оттого, что лет двадцать с лишним тому назад согласились быть привязанными к стулу. Отвяжут ли когда-нибудь? Получим ли с этого какой-нибудь гешефт? Или только моральное удовлетворение?
А пока – хохмим! КВН на полную катушку! Таки ви, дамочка, всё-таки считаете меня нечистоплотным автором? Пройдёмте-с в нумера!
| Помогли сайту Реклама Праздники |