3 июня. Равноапостольного Константина и матери его Елены
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 128
Внесено на сайт:
Действия:

Предисловие:
Православный праздник – что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает  образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно – освящение фруктов или меда – дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить.
Вот мы и попробуем это сделать – вглядеться и понять.
Если честно, этот текст уже есть на странице – он включен в сборник рассказов «Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)». Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а  толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать – посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.

3 июня. Равноапостольного Константина и матери его Елены

Введение.

Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники – и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых… И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее…
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед – и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.






3 июня. Равноапостольного царя Константина и его матери царицы Елены.



- Пап, а Римская империя, наверное, была очень плохой страной? – спросил как-то папу Богдан.
- Страны не бывают плохими или хорошими, - ответил папа. – Люди не ангелы и потому не могут построить идеальную страну. Но они и не демоны, поэтому и настоящий ад создать, к счастью, тоже не способны. Любая человеческая деятельность – она пестрая, то хорошая, то плохая, то так, средненькая. Так и в истории  всех без исключения стран мира можно найти и хорошее и плохое. Римская империя была страной с развитым правом – там очень уважали законы и старались их соблюдать. Это – хорошо. Но в этой же стране три столетия гнали христиан – это плохо.
- А христиан гнали по закону? – спросил Богдан.
- Да, - ответил папа. – В Римской империи в разное время были разные законы, направленные против христианства. Только во времена Константина Великого христианам разрешили открыто исповедовать свою веру.
Богдан немного помолчал, подумал.
- Это потому, что в Римской империи плохо относились ко всему незнакомому? – спросил он. - Христианство было для империи новым и поэтому его стали преследовать?
- Нет, - ответил папа. – Римляне были людьми веротерпимыми. Они ничего не имели против того, чтобы христиане почитали Христа как Бога. Они гнали христиан за то, что они отказывались почитать языческих богов – Юпитера, там, или Артемиду.
- Почему?! – изумился Богдан. – Какая им была разница, почитают христиане Юпитера или нет?
- Во-первых, римские язычники думали, что их божки обидятся на христиан и в отместку наведут беду на весь город. А во-вторых, им были очень обидны слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Эти слова означали, что поклонники Юпитера или Аполлона не спасутся. А ведь так хотелось спастись! Христиане говорили – идите в Церковь, идите ко Христу! Господь есть Истинный Бог, Он всех зовет и хочет, чтобы все спаслись! Но язычникам не хотелось менять свою жизнь. Некоторые спрашивали – а можно одновременно покланяться и Христу и Юпитеру? Христиане отвечали – нет. Бог - один, Он стал Человеком из любви к нам, и его зовут именно Иисус Христос. Нет другого имени, которым можно было бы спастись людям (Деян. 4, 12)! А ваши боги – или выдумка, или просто бесы.
- И язычники обиделись, - сказал Богдан.
- Да, - ответил папа. – Они решили заставить христиан замолчать. Муками и кровью заплатили христиане первых трех веков за свою веру, но и умирая, они не переставали повторять – Бог один, и это – Христос! Такая твердость поражала язычников. Им было очень интересно – что же это за люди, которые позволяют себя казнить и даже под пытками не отказываются от своей веры? И что это за Бог, ради которого не стыдно и не страшно умирать?! И, несмотря на казни, христиан становилось все больше и больше. В начале четвертого века, точнее говоря в 312 году, император Константин Великий принял закон, по которому за христианство больше не казнили. Но надо сказать, что почву для этого подготовила его мать царица Елена. Дело в том, что она была христианкой и старалась воспитывать своего сына в уважении к христианской вере.
- А сам Константин принял христианство в детстве или уже взрослым? – поинтересовался Богдан.
- В начале своего правления Константин, как и предыдущие императоры, был язычником. Но потом он пережил откровение. В то время Константин вел одну из войн, которыми так богата история Древнего Рима. Ему во сне явился Иисус Христос, который повелел начертать на щитах и знаменах своего войска греческие буквы ХР (первые буквы слова «Христос»), а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победишь!» И действительно, Константин одержал победу и стал христианином. Точнее говоря, он начал поддерживать Церковь, а сам крестился только перед смертью.
- Почему? – удивился Богдан.
- Римские императоры поддерживали порядок в стране очень жесткими методами, - сказал папа. – Им было трудно представить, как можно править страной без пыток и казней. А, согласись, христианин, пытающий человека, даже своего врага – это как-то не правильно, совсем не правильно! Поэтому римские императоры даже после окончательного принятия империей христианства, долгое время традиционно принимали крещение только перед смертью.
- То есть Константин сделал христианство главной религией римской империи? – уточнил Богдан.
- Нет, - ответил папа. – Империя по-настоящему стала христианской лишь позже – при императорах Феодосии и Юстиниане. Но Константин положил этому начало, да! Если всматриваться в его биографию, мы найдем в ней немало противоречивого, но равноапостольным Константин назван не зря! Сам факт его обращения ко Христу стал толчком для принятия христианства таким количеством людей, что и подсчитать сложно!
- Но ведь христиан и раньше было много – ты сам говорил! – сказал Богдан.
- Видишь ли сынок, - начал папа. – Люди по-разному относятся к вере. Есть такие, кто не любит Христа и не станет христианином ни при каких обстоятельствах. Грустно, конечно, но они сами, вполне сознательно, сказали Господу – «нет». Что ж – пусть Он их и судит. Есть другие люди – которые очень любят Христа. Они останутся христианами при любых обстоятельствах - и во время гонений тоже. Они не побояться ни тюрем, не смерти. Такими были апостолы и такими были настоящие святые. Но есть огромная группа людей, которая согласна быть христианами, когда за это не казнят, но боится быть христианами во времена испытаний. Таких людей очень и очень много, и именно такие люди хлынули в Церковь после обращения Константина. Да, конечно, лучше, чтобы все люди были такими же пламенными, как, скажем, апостол Павел. Но ведь слабые и маловерные – это тоже люди, и для них Господь хочет спасения! Вот таким людям очень помог обрести христианство Константин Великий. За это мы его и чтим. И так же чтим его маму, царицу Елену за то, что она воспитала такого сына. Церковь празднует память этих трудолюбивых и верных христиан 3 июня.
- Святые Константин и Елена, молите Бога о нас! – сказал Богдан.



Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Реклама