«Тень».
Притча про свободу.
На древней земле, в старом роду-племени, в семье земледельца, жил да был парень один. С детских лет был он не такой как все: пока другие мальчики в войну играли - любил пташек кормить да за бабочками бегать.
- И в кого ты получился такой? – удивлялись родители.
- Да кто же вырастет из него? – гадали соседи.
Время шло, рос мальчуган. Становился крепким и смышлёным на удивление всем. Превосходил сверстников сообразительностью, да и за себя мог постоять по-серьёзному. Несмотря на малые годы свои, помогал родителям землю пахать, культуру сеять, ароматным хлебом себя и людей рода своего кормить. Рос мальчуган, набирался сил, и вскоре странность детская поменялась у него на отроческую причуду: забирался он на высокую скалу, садился у каменного обрыва, уединялся и часами сидел там. Долго мог мечтать он перед солнцем, облаками, раскинувшимся горизонтом и водными просторами. А потом разбегался и прыгал прямо с отвесного обрыва. На секунду зависал в воздухе, вытягивался в струнку, раскидывал руки в стороны, словно птица, и шумно шлёпался о воду со всего маху и со всей высоты.
Было же в тех краях у людей поверье одно - в Верховную Власть. Вера, дававшая надежду и опору им. А иногда и силу для достижения цели заветной самой – если кто-то из людей становился чистым, честным перед всей жизнью вокруг и достойным. Была та Верховная Сила тем, к чему устремляли все мольбы и надежды свои. И называли люди эту силу – Бог.
На следующий день выходил юноша к обрыву вновь и на облака долго смотрел. Но на этот раз услышало небо молитву: Господи, дай мне свободу! Сделай так, чтобы тело моё стало невесомым вдруг, и чтобы полетел я к свету, прямо в небо: к солнцу и облакам! А затем разбежался парень и снова шлёпнулся о поверхность воды, разгоняя волны и поднимая фонтаны брызг!
Так и повторялось это: выходил юноша к обрыву, мечтательно в небо глядел, изо всей силы отталкивался от скалы и прыгал, желая к облакам подняться высоко. Происходило это изо дня в день, пока в одно прекрасное утро не сжалился Господь над упрямцем - прыгнул юноша как обычно, после произнесённой с чувством молитвы, прыгнул и не почувствовал удара о воду. Посмотрел юноша вниз и обмер. Прямо под ним - гладь огромного озера. Величаво, плавно двигалось оно назад: он летел! Сердце его застучало, а душа запела: солнце протягивало свои золотые лучи, воздух в порыве страсти трепетал. Ощутил он тёплую ласку солнца и трепет ветра, обозрел землю свою: у воды непроходимые скалы и безбрежная земля за ними: лоскуты полей и лесов, игрушечные домики в рядах, причудливые ленты дорог. Удивительно было юноше на мир с высоты птичьей смотреть. Закричал от радости и восторга он, и ответило небо ему:
«Человеческое тело летать не может и невесомым быть, ибо в тяжести земной и в муках людских взращено: тяжело и бренно оно. И божественный подарок простому смертному не может сделан быть: пока стремишься в небо, к свету ты, прыгаешь и тренируешься - двигаешься к свободе своей. Должен быть ты верным этой свободы, постоянно и не покладая рук трудиться над достижением её. И в твоей воле правильно распорядиться ею. Силён будешь ты в небе, но слаб будешь на земле. Сможешь ты летать, пока будешь прыгать с той скалы и проводить весь свой день в трудах праведных. В полёте будешь не подвластен времени, и тело твоё не будет смертным. Чем выше в небе и ближе ко мне ты будешь находиться, тем менее бренным будет тело твоё, и тем больше будет к тебе приходить силы. Но стоит вернуться на землю вновь тебе - возобновишь ты к смертии движение своё. Ибо никому не суждено нарушать законы мира, по которым он единожды создан был - даже мне».
Понял юноша, что все просторы небес и все тайны мира вокруг вдруг открылись перед ним: мог летать он теперь сколь угодно высоко, в неведомы миры, коих бесчисленное множество вокруг! И решился он в небесные просторы полететь, навстречу к звёздам, дальше к свету, в ночную темноту и бездонный мрак… И познал он удивительные миры и сказочные существа, о существовании которых даже представить не мог. Ибо каждая из звёзд скрывала сказочный мир в объятьях своих, и чем красивее была звезда, тем фантастичнее её мир. Стал путешествовать он от одного мира к другому, а звёзды показывали путь ему в этой бездонной пропасти ночной, в темноте безызвестности и в бесконечном мраке безверия и бессилия. Странствовал долго или коротко, никто не знает, сколько он чудес обозрел, пока не наткнулся на мир, похожий на Землю родную. И затосковал парень, вспомнил о прежнем бытии своём…
Да стало жалко ему родичей своих бросать. С кем ему потом поговорить, от кого услышать доброе слово и похвалу, если в столь далёкий путь лететь не в одну человечью жизнь длиной. Да и кто, если не я родичам да людям рода своего поможет хлебом? И решил пока не покидать земли, ибо связан был бренными делами он.
А настоящим хозяином был на той далёкой земле в те давние-предавние времена в силу порочности людей многих - Дьявол. Отдалил он Землю от других блистательных миров, окружил её леденящим холодом, непроглядным мраком покрыл и космической чернотой вечной ночи. И звали люди его – алчный Хозяин и мрачный Князь. Правил он Землёй, распространяя зло, искушая, неся соблазны, сея страх и немощь через суеверия и предрассудки, слабости используя людские и пороки. Обесценивал он все способности людей и победы, отнимая их надежды все и мечты.
И не мог Хозяин допустить, чтобы юноша в миры летел. Ибо, зачем было ему упускать то, что своим по праву считал. И души все, в телах заключённые и по земле ходящие, заполучить намеревался он после смерти тел этих бренных - все до единой! Не хотел отпускать Князь ни одной души к Господу в царствие небесное из царствия земного, бренного.
Долго думал Хозяин, как возвратить беглеца и прекратить полёты его. Тяжёло сообразить было, потому как парень больше в небе находился, ближе к богу – и сильным был. И связан был он с царствием земным только тенью своей. Думал, думал Хозяин, ломал голову - и придумал. Решил он утяжелить тень юноши, так сильно, чтобы не мог тот даже от земли оторваться. Но чтобы сделать тень тяжёлой, нужно было дьяволу порок в нём какой-нибудь найти, червоточину людскую, чтобы вошли в силу злые чары его.
Долго рылся и искал изъян, приходил он украдкой по ночам и юноше в душу смотрел. Смотрел внимательно, порок разглядывал. В ужасе и холодном поту после визита Князя просыпался юноша, ибо никогда не снилось ему ещё таких страхов, беспощадной боли, отчаяния воплей и такой всепожирающей черноты. Но бесплодны были поиски Хозяина, ибо молод парень был, честен с миром и чист духом своим: прилежно помогал родителям, регулярно прыгал со своей скалы, упражнялся в воздухе. И такого уровня достигло искусство его, что теперь от земли мог оттолкнуться, повиснуть в воздухе на миг и рвануть к облакам, полететь в небо глубокое и бескрайнее, в синюю высь и бездонную ширину.
Терпеливо ждал своего часа демон и ни на миг не оставлял поиски червоточины людской…
Продолжал полёты юноша свои, собирая вокруг себя всё больше зрителей и людей, своим божьим даром перед ними похваляясь. И избрали люди его кумиром своим. Стал он легендой и символом для людей своих и из соседних земель, потому как надежду давал свободы своей достичь. Умолял каждый из них оказать ему честь – в гости зайти, разделить его стол и принять дары от хозяина дома того.
Быстро обеспечил родителей своих и себя юноша новым промыслом на безбедную жизнь… в праздности и комфорте. Но теперь полагалось ему больше быть на виду, чтобы соответствовать идеалу и образцу. Чаще стал он проводить время в гостях и меньше прыгать со своей скалы. И перестали они землю пахать, культуру сеять, ароматным хлебом соседей кормить да сородичей своих.
И теперь нашёл Князь тот порок, который незаметен совсем, и на протяжении жизни всей следует неотступно, как тень, и не покидает обладателя ни на миг. И взял он его тень, вложил в неё этот порок и утяжелил, усилил её многократно.
А потом сказал Дьявол: а чтобы и другим людям и твоим соплеменникам неповадно было - будет внутри каждого из них этот порок и будет он следовать за ним неотступно, словно тень. Нет, следовать будет вместе с тенью, неотступно. Ибо люди не могут без света жить, а свет не бывает без тени. И не будет этот порок отставать от вас ни на шаг и ни на миг, ежесекундно будет следовать за вами, каждое мгновенье в вашей жизни, где бы вы ни были и чем не занимались. И будет это оковами вашими неподъёмными - чтобы даже и мысли о том, чтобы к свету взлететь и к Господу Богу приблизиться не приходили в голову! И такова будет ваша судьба человеческая - демоническая.
Потяжелела, стала чёрной тень: стоило хотя бы малейшему пятнышку её на землю бренную попасть - как бы не поднимался высоко - стаскивала тень парня вниз к земле.
С каждым разом становилась всё массивнее и мрачнее тень, а ещё через некоторое время стала такой тяжёлой, что просто уже и не давала человеку от земли оторваться, чтобы взлететь...
Побежал на скалу наш герой, чтобы проверить силы свои. Но теперь, сколько раз бы не прыгал с утёса он – снова камнем падал, шлёпался о поверхность воды, только брызг фонтаны поднимая вверх!
Почувствовал тяжесть снизу и посмотрел на тень юноша. Вопросил у мрачного пятна на земле: «Кто ты? Откуда ты возникла и от кого пришла? Прежняя ты тень, или новые оковы и проклятие моё?»
Зашевелилась тень, зашипела хриплым голосом: «А посмотри-ка на меня! Не узнаёшь? Я так и знала! Обычный простолюдин, жалкий человечишка. Тщедушный и трусливый. Ты напряги своё воображенье! Я - РЕЗУЛЬТАТ! Твоё СОЗДАНЬЕ и ТВОРЕНЬЕ! Я... ЛЕНЬ твоя! Какое совпаденье!
Вспомнил парень свои ужасные сны и понял, что не обошлось здесь без злых чар и колдовства. Взмолился тогда юноша: «Почему, Господи, ты покинул меня?»
И услышал он неба ответ: «Сила твоя внутри тебя, человек, и имя ей: «воля трудолюбие». Именно она может приблизить ко мне, и именно ты ей распорядитель. Слабость твоя там же, где и сила: «леность и безответственность» - ей имя. А Сатана в вашем мире земном живёт как единение слабостей и пороков внутри душ ваших. Поднимитесь над ними, и потеряет он силу свою!»
Владимир СНЕГ.