Поводом к написанию этой статьи послужило виртуальное обсуждение одной театральной постановки. Хотя пьеса была светской и затрагивала только философские и нравственные вопросы не углубляясь в религию — в ней присутствовал ангел. В первоначальном варианте пьесы этого персонажа не было, его придумала и ввела в действие режиссер и предложила зрителям прокомментировать эту идею. За почти 15 лет в православии я видел множество разных вариантов изображения ангелов в театральных постановках. В этой статье я постараюсь систематизировать свои наблюдения за бутафорскими ангелами.
По «способу изготовления» всех ангелов можно разделить на три основных типа: человек в костюме ангела, стационарное изображение ангела (как правило, рисунок на бумаге) и смесь первого и второго, когда человек несет в руках или на шесте изображение ангела. У каждого из ангелов есть свои достоинства и недостатки.
Начнем с человека в костюме.
Как правило костюм ангела состоит из длинного платья белого цвета (хотя я видел голубой, серебристый, золотистый, розовый и даже красный но только не черный, ибо этот цвет зарезервирован для бесов) Так же присутствуют за спиной крылья как совсем маленькие так и размером почти до пола. На голове, как правило, присутствует венок, бант, специальное подобие нимба (иногда даже светящееся) ленты в волосах, головной убор светлых тонов. Впрочем бывают и экзотические костюмы. Однажды я видел весьма ангела-пилота: за спиной подобие дельтоплана, на голове шлем и очки, на ногах камуфляжные брюки берцы, главная деталь - футболка с надписью «Ангел» (выполнена шариковой ручкой). Последний вариант хорош для молодежных субкультур, среди которых тоже немало христиан. А еще я видел, как из под платья ангела торчали ноги в джинсах и кроссовках. Казалось бы несущественная деталь, но в церковной субкультуре джинсы не любят. Дело в том, что когда джинсы только входили в моду они несли в себе идею «хиповой» свободы. То есть свободы от традиций, от предрассудков, от запретов. Христианство имеет свою точку зрения на свободу: свобода — это независимость от греховных страстей. Таким образом носители джинсов под свободой понимали возможность пить, курить и блудить. А христиане понимают под свободой когда нет желания пить, курить и блудить. Сейчас джинсовый стиль давно уже потерял изначальную идеалогическую окраску, но консервативная православная субкультура по-прежнему не любит джинсы. Таким образом, невольно получился забавный сюжет для юмористической пьесы: ангела у которого под платьем джинсы не пускают в храм злые бабушки или монастырская охрана за не соблюдение дрес-кода. Осталось только придумать почему ангел в джинсах.
Остальные ангельские костюмы — это классика, годная и для церковной, и для школьной и даже для театральной сцены. Бывают и примитивные костюмы когда артист просто замотан в тюлевую занавеску. Крылья реализованы из закрепленной к спине и рукавам ткани. Блестящий золотой или серебряный наряд делается из туристической накидки. Для большей «светлости» ангела можно подсветить мощным светодиодным фонарем.
Однако у такого способа изображения ангела есть существенный недостаток. Ангел — это существо из иного мира, и человек в костюме выглядит слишком по-земному. Хорошая подсветка творит чудеса, но это требует сложной и дорогой аппаратуры. Кроме того, если по сюжету много ангелов, то большая массовка на сцене отвлекает внимание от основных действующих персонажей.
Нарисованный ангел хорош тем, что он нарисован по правилам иконописи. Ангельская массовка не перегружает сцену. И наконец, если у ангела по сюжету нет слов или действий то нарисованный на декорации ангел предпочтительнее, чем «скучающий» артист.
Комбинированный вариант человека с нарисованным ангелом позволяет сэкономить на костюмах и скрывает плохую игру неумелого артиста.
Теперь проанализируем, что ангел может говорить.
Подавляющее большинство спектаклей где присутствуют ангелы — это постановки к Рождеству, к Пасхе, к иным церковным праздникам или же сюжеты из Библии и Житий Святых. Таким образом, в подавляющем большинстве спектаклей в сценарии четко прописаны слова ангелов. Ангел может просто присутствовать, как ангел-хранитель человека или сонм ангелов над вертепом где родился Иисус Христос. Ангел может объявлять Божью волю или показывать знамение. Различные знамения удобно делать показывая с помощью проектора картинки или фильмы на стену. Как более простой вариант знамений — православные диафильмы. Голос ангела так можно подать с помощью аудиотехники, для большего эффекта дополнив спецэфектами.
Остается рассмотреть самый редкий и самый сложный вариант, когда ангел появляется в светской пьесе.
Здесь возможны два варианта: включение в светскую пьесу религиозного элемента, например ангел предупреждает не совершать нехороший поступок классическому персонажу - Дон Жуану или Отелле. Это самый простой вариант «оправославить» светскую классическую пьесу. Для более сложного религиозного сюжета потребуется хороший консультант, например, священник. В противном случае эффект будет обратный: хотели внести в пьесу элемент духовности, а внесли элемент ереси (лжеучения) и тем самым закрыли для себя церковную аудиторию. Причем закрыли по-глупому. Я понимаю, если постановка заведомо не ориентирована на христианскую аудиторию (например про йога который живет в Гималаях качает чакры и перевоплощается в зверушек). Но если пьеса о дружбе, о любви, о взаимовыручке то зачем из-за слишком кипучей фантазии отсекать от себя потенциальных зрителей? Более того если ангел скажет явный бред (который в момент «озарения» режиссеру показался откровением) типа «Я архангел Михаил в прошлой жизни был Иисус Христос» - это ухудшит впечатление от постановки у любого зрителя обладающего логическим мышлением.
Другой вариант — это антропоморфизм. То есть ангел ведет себя как человек. Он может отворачивается, плакать, грустить, давать бытовые советы или наоборот радоваться. Один из вариантов такого антропоморфизма реализован в старом советском мультфильме «Чертенок №13». Там Чертенок (черт — это ангел, но не Божьий) учится в школе, у него не получается быть «плохим», как этого требует учебная программа. В мультфильме присутствуют замечательные диалоги, например такие:
Учитель: Кого должен любить черт?
Чертенок №13 не знает. Ждет подсказку.
Черти ученики подсказывают: Люби себя! Начхай на всех!
Чертенок №13 слыша подсказку отвечает «Люби всех!»
Учитель в шоке: Люби всех? А как же ты жить будешь?
То есть присутствует ангелы, интересный и поучительный сюжет и, что весьма ценно для светской постановки, ни какой религии.
Теперь исходя из вышеупомянутого рассмотрим что можно было улучшить в пьесе (ссылка в конце статьи).
Как видим, очаровательный белый ангел с маленькими черными крылышками, молча присутствует на сцене и, похоже, скучает. Под конец заплакал. Сей персонаж вызывает много вопросов: если это чей то ангел-хранитель то где ангелы-хранители двух других участников пьесы? Если он имеет повеление свыше вмешаться то почему он ни чего не делает? Если это ангел-стажер наблюдает за людьми то где его наставник?
По замыслу режиссера оказалось что это ангел-хранитель Гадкого и он так недоволен что плачет и у него почернели крылья. Что тут сотворить? Если вводить религиозный сюжет. При крещении человеку дается ангел-хранитель. Таким образом Злой и Добрый не крещенные, Гадкий — православный! Хорошая идея тем более, что в церковной среде многие в том числе и священники живут тем выпрашивают «пожертвования». Иногда выглядит очень комично. Например батюшка просит: «Нашему храму надо к Пасхе закончить иконостас, не хватает каких то пяти миллионов деревянных рублей, пожертвуйте, пожалуйста, кто сколько сможет!» Эх, нет на на него Злого, который сказал бы: «А бумажные иконы которые дешевле тысяч этак в десять раз повесить слабо?» Однако идея что из-за греха человека как то темнет его Ангел Хранитель христианству чужда. Мысль, что ангел страдает, видя грешащего человека присутствует в патериках. Так что придется Ангелу вороньи крылья менять на крылья белого лебедя или хотя бы розового фламинго!
Впрочем, возможен и не религиозный, антропоморфический сюжет. Ангел не хочет вести здоровый образ жизни, жрет сладости и как результат — сахарный диабет, кровеносные сосуды в крыльях из-за большого содержания сахара перестают функционировать, начинается гангрена, крялья чернеют, наступает некроз крыльев и, как результат, последующая их ампутация. Ангел становится инвалидом. Почему бы и нет? Ведь режиссер занимается реабилитацией инвалидов и, как специалист в своей области, вполне может развить эту сюжетную линию.
Приближается Рождество. А значит скоро на самые разные сцены выйдут и вылетят и будут вынесены множество самых разных бутафорских ангелов. Я очень надеюсь, что моя статья поможет кому то сделать спектакль красивее и интереснее.
Колян Платков
декабрь 2015
| Помогли сайту Реклама Праздники |