Произведение «На крыльях памяти»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 41
Читатели: 1334 +1
Дата:
Предисловие:
Мгновенья нет, есть память. Слух полночный
Сквозь вздох крови и благовест цветочный
Вдруг различит тоскливый некий звук
Невидимых орбит (так майский жук
Поет под яблоней). Душа людская,
Каким поющим воплем истекая,
В какую бездыханность темноты
На крыльях памяти несешься ты?..


А.С.Кочетков

На крыльях памяти



Сегодня я решила отступить от своей традиции – рассказывать о писателях – именниниках того или иного месяца. Очарование новогодних праздников хочется продлить, хоть и бесснежная бакинская зима не вполне этому способствует. Речь в моей заметке пойдет о человеке, родившемся и умершем в мае, но,пожалуй, нет другого такого автора, чьи строки, благодаря бессмертной  «Иронии судьбы»Рязанова цитируются чаще в новогодние дни.

"Балладу о прокуренном вагоне" знают все, автора – единицы. А между тем, это был удивительный поэт, писавший потрясающую любовную лирику - сильную, нервную, трепетную. Стихи его, чаще короткие, очень образные, обладают невероятной мистической силой.

Александр Кочетков

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Не слова – заклинание, по силе равные симоновским «Жди меня, и я вернусь». Только симоновские строки увидели свет в 1942-м году, а «Баллада о прокуренном вагоне» была написана десятью годами раньше.

Написана в одночасье, по реальным событиям. Историю этого стихотворения я услышала от внучатой племянницы поэта Наташи Кочетковой, с которой училась вместе в школе. Наташа была девочкой очень сдержанной, сосредоточенной, ранимой, будто отблеск пронзительной поэзии деда лег и на нее. Она не была излишне общительной, хотя прекрасно играла на гитаре и пианино, пела низким голосом романсы на слова Есенина и была постоянной участницей школьных поэтических вечеров. Как-то я обмолвилась, что самым ярким эпизодом фильма «Ирония судьбы» считаю момент, когда герои Брыльской (в неподражаемом исполнении Валентины Талызиной) и Мягкова читают стихотворение «С любимыми не расставайтесь».

- А знаешь, кто его написал? – помолчав, спросила Наташа.

- Нет.

- Брат моего деда – Александр Кочетков.

Спустя годы, в перестроечное время, я приобрела двухтомник «Любовная лирика русских поэтов», где во втором томе нашла страницу Александра Кочеткова, но почти мистическую историю написания «Баллады» я услышала именно от Наташи.

Летом 1932 года Александр Сергеевич с женой Инной отдыхал в Ставрополе у ее отца. Ему надо было уезжать раньше, билет на прямой поезд Сочи-Москва был уже куплен, но в самый последний момент Кочетков сдал его, чтобы хотя бы на три дня отсрочить расставание с любимой.

- А получилось как? – глуховатым голосом рассказывала Наташа. – Он уже должен был сесть в вагон, жена провожала его. И вдруг, ни с того ни с сего, она кидается к нему на шею, захлебывается слезами, бьется в истерике: «Не уезжай, не уезжай!» Он, конечно, ничего не понял, чертыхнулся, но уступил, видно решил - необъяснимый женский каприз.

Три дня промелькнули, как один, он вернулся в Москву, где друзья восприняли его появление, как чудо воскрешения. Оказалось, что поезд, на который был сдан билет, попал в страшную аварию на станции "Москва-товарная". Погибли многие знакомые Кочеткова, возвращавшиеся из сочинского санатория… В первом же письме, которое Инна получила от мужа из Москвы, было стихотворение "Вагон" ("Баллада о прокуренном вагоне").

Опубликовали его впервые лишь в 1966 году, уже после смерти поэта. (Единственная прижизненная публикация стихотворений Кочеткова состоялась в альманахе «Золотая зурна» (Владикавказ, 1926), пьесы Кочеткова при жизни не издавались.)

При жизни этот очень добрый и удивительно скромный человек не получил ни наград, ни признания, хотя его знаменитое стихотворение прогремело задолго до того, как прозвучало в фильме Рязанова - во время войны его переписывали от руки и посылали в письмах, так же, как и "Жди меня" Симонова.

Поэт Лев Озеров, влюбленный в творчество Кочеткова, приложил немало усилий, чтобы имя автора не было забыто. Он вспоминал: «За сочинениями Кочеткова возникает их творец - человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и кошек. "Чудак этакий!" - скажут иные. Но он был художником во всем. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочевывали под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся. Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений. Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом. Боялся грубости и бестактности...»

Первым, кто рассказал Озерову историю "Баллады о прокуренном

вагоне", был друг Александра Кочеткова, писатель Виктор Виткович. Зимой 1942 года в Ташкент приехал участник обороны Севастополя писатель Леонид Соловьев, автор прекрасной книги о Ходже Насреддине "Возмутитель спокойствия". В ту пору в Ташкенте Яковом Протазановым снимался фильм "Насреддин в Бухаре" - по сценарию Соловьева и Витковича. Виткович привел Соловьева к жившему тогда в Ташкенте Кочеткову. Тогда-то Соловьев и услышал из уст автора "Балладу о прокуренном вагоне". Баллада ему настолько понравилась, что текст ее он увез с собой. Стихотворение казалось только что написанным. Так его воспринимали все окружающие (а Соловьев - в ту пору корреспондент "Красного флота" - читал стихотворение всем встречным-поперечным). И оно не только увлекало слушателей - оно стало для них необходимостью. Его переписывали и посылали в письмах как весть, утешение, мольбу. В списках, различнейших вариантах (вплоть до сильно искаженных), оно ходило по фронтам часто без имени автора, как народное.

Это - о стихотворении.

Теперь об авторе - Александре Сергеевиче Кочеткове.

В 1974 году в издательстве "Советский писатель" отдельной книгой вышло самое крупное его произведение - драма в стихах "Николай Коперник". Были опубликованы две его одноактные стихотворные пьесы: "Голова Гомера" - о Рембрандте и "Аделаида Граббе" - о Бетховене. Вышли циклы лирических стихотворений. Вот и все. Остальная (весьма ценная) часть наследия (лирика, поэмы, драмы в стихах, переводы) все еще - архив...

Хорошо известны мастерски выполненные им переводы. Если в кругу ярых любителей поэзии упомянуть имя Александра Кочеткова, то кто-нибудь непременно скажет:

- Ах, ведь это он перевел "Волшебный рог мальчика" Арнимо и Брентано!

- А еще он сделал перевод повести Бруно Франка о Сервантесе, ставший классическим! - добавит другой.

- И он же переводил Хафиза, Анвари, Фаррухи, Унсари и других творцов поэтического Востока! - воскликнет третий.

- А переводы произведений Шиллера, Корнеля, Расина, Беранже, грузинских, литовских, эстонских поэтов! - заметит четвертый.

- Не забыть бы Антала Гидаша и Эс-хабиб Вафа, целой книги его стихов, и участие в переводах больших эпических полотен, "Алпамыша", "Калевипоэга"! - не преминет упомянуть пятый.

Так, перебивая и дополняя друг друга, знатоки поэзии вспомнят Кочеткова-переводчика, отдавшего столько сил и таланта искусству поэтического перевода.

Александр Кочетков до самой смерти увлеченно и вдумчиво работал над стихом.

Он казался одним из последних выучеников какой-то старой живописной школы, хранителем ее секретов, готовым передать эти секреты другим. Но секретами мастерства мало кто интересовался, как искусством инкрустации, изготовления крылаток, цилиндров и фаэтонов.

Звездочет, он обожал Коперника.

Меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена.

Живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта.

И во внешности его было что-то нервное, ранимое, примечательное. Словно Вертинский-Пьеро, с артистично заломленными руками. У него были длинные, зачесанные назад волосы. Он был легок в движениях; сами движения эти выдавали характер человека, действия которого направлялись внутренней пластикой. У него была походка, какую сейчас редко встретишь: мелодичная, предупредительная, в ней чувствовалось что-то очень давнее. У него была трость, и носил он ее галантно, по-светски, как в прошлом веке, да и сама трость, казалось, была старинная, времен Грибоедова.

Продолжатель классических традиций русского стиха, Александр Кочетков казался некоторым поэтам и критикам тридцатых - сороковых годов этаким архаистом. Добротное и основательное принималось за отсталое и заскорузлое. Но близкие по духу люди ценили его. Это относится, в первую очередь, к Сергею Шервинскому, Павлу Антокольскому, Арсению Тарковскому, Он был замечен и отмечен Вячеславом Ивановым. Более того: это была дружба двух русских поэтов - старшего и молодого поколения. С дружеским вниманием относилась к Кочеткову Анна Ахматова.

Скончался Александр Сергеевич Кочетков 1 мая 1953 года, похоронен в Москве на Донском кладбище (14 колумбарий, 84 секция). Долгое время место захоронения поэта оставалось неизвестным, пока в феврале 2014 не было найдено членами НП "Общество некрополистов".

Захоронение было приведено в порядок силами этого общества; 1 марта 2014 года состоялось открытие плиты, закрывающей нишу.

Предметы органической природы

Безмолвствуют. И только человек

Кричит: люблю!- любимую лаская

(Как будто потерял ее), и в крике

Такая боль, такая смерть, что звезды

Ссыпаются с иссохшего зенита

И листья с размагниченных ветвей.

2

Мир молит ласки (душу потерять

Страшней, чем жизнь). Любите свой народ

(Как и одежду), по законам фуги

Растите мысль, катайтесь на коньках, -

И страшный суд придется отложить.

***

У жизни свои необъяснимые законы. Через тридцать с лишним лет, вглядываясь внутренним оком в прошлое, я вспоминаю строгий, скромный, сдержанный облик моей одноклассницы Наташи Кочетковой и понимаю, что помимо генетики, есть еще нечто, что связывает поколения невидимым, неугасимым светом. Что тихий облик ее внучатого деда, его, полная сдержанного пламени, поэзия чудесным образом преломилась во внучке. И что мир, наверно, стал немного богаче, оттого, что жил в нем (сейчас понимаю, совсем недолго, а тогда 53 года казались неодолимой далью!) такой поэт - Александр Кочетков, чьи бессмертные строки о прокуренном вагоне мы как заклинание повторяем каждое 31 декабря. Да и только ли 31 декабря?.. Наверно в этом самая большая награда и отрада для поэта. А это был поистине Большой Поэт, увы, ушедший безвременно, и его стихи я могла бы здесь приводить бесконечно, ибо каждое из них подобно драгоценной бирюзе в серебряной оправе. Но рамки газетной статьи не безграничны, а жаль… И все же очень хочется, чтобы каждый из нас открыл бы для себя своего Александра Кочеткова, ибо источник истинной поэзии неисчерпаем и животворен.

Все смолкнет: страсть, тоска, утрата...

О дне томящем не жалей!

Всех позже смолкнет - соловей,

Всех слаще песни - у заката.



Послесловие:
При написании статьи были использованы материалы из Живого Журнала Станислава Садальского и воспоминаний трепетно любимого автором  поэта и литературоведа Льва Озерова. Автор выражает им свою искреннюю и глубочайшую признательность.
Обсуждение
01:41 11.01.2016(1)
1
ОлГус
У жизни свои, необъяснимые законы.
А у меня свои.

Я думаю, что ангела под именем "Ляман Багирова" надобно лелеять и чтить,
ибо ТАКИЕ люди есть лицо ЛИТЕРАТУРНОГО сайта.
В котором я бы убрал на на фиг половину "авторов", предложив им по весне копать картошку,
что не есть худшим вариантом.
Может, я дурак???
19:27 11.01.2016(1)
Олег, да вы меня совсем запунцоветь заставите!
Это не мне, это вам всем  спасибо.
И еще - огромное спасибо и низкий поклон памяти Льва Озерова, так много сделавшему для сохранения памяти поэта А. Кочеткова! Без него, это ээсе бы и не появилось. Я дополнила его школьными воспоминаниями., ну и просто своей памятью об этом замечательном поэте.
21:08 16.01.2016
ОлГус
00:19 12.01.2016(1)
АБСОЛЮТ
интересно
08:52 12.01.2016
Спасибо Вам большое!
03:11 12.01.2016(1)
Петр Петрицкий (Иван Алехин)
Спасибо большое, Ляман! Строки действительно пронзительные!
Много нового узнал о судьбе  талантливого поэта, автора, человека.
08:52 12.01.2016
Это вам спасибо, Иван, за теплые слова, за прочтение.
И огромное, в первую очередь, спасибо, незабвенному Льву Озерову, так много сделавшему для сохранения памяти о поэте. Благодаря его очерку родилось это эссе. Я просто его дополнила своими школьными воспоминаниями и ... своей любовью к творчеству А.Кочеткова.
12:05 11.01.2016(1)
Якутянка
Спасибо  большое,  Ляман. Ваша статья очень интересна, прочитала на  одном дыхании, мы  много не знаем, к сожалению   о тех,  чьи стихи помним и любим.
18:34 11.01.2016(1)
1
Спасибо вам огромное, дорогая Якутянка. Это не мне, это низкий поклон памяти Льва Озерова, так много сделавшему для сохранения памяти А. Кочеткова. Я просто дополнила своими школьными воспоминаниями и еще раз вспомнила этого замечательного поэта!
20:14 11.01.2016(1)
Якутянка
И Вам тоже,  чтобы мы  лишний раз вспомнили! С уважением, Галина
20:30 11.01.2016
1
Спасибо Вам, Галина!!!
00:58 11.01.2016(1)
3
Александр Красилов
Опять-таки и самого Льва Озерова знают столь же мало, как и Александра Кочеткова.
А между тем, крылатая фраза "талантам надо помогать, бездарности пробьются сами" - это его, Озерова строки.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Польские фамилии в случае их оригинальной транскрипции лучше всё-таки изменять по падежам, как и одинаковые по форме русские: т.е.: герои Мягкова и Брыльской. А ещё лучше, наверное, напомнить, что голос звучит всё-таки Валентины Талызиной.  
19:18 11.01.2016(1)
Спасибо Вам огромное, Александр! Спасибо!
О, эта фраза Льва Озерова широко известна! Прелесть! Вообще был замечательный поэт, очень тонкий, вдумчивый, бережный переводчик. Но мне так дороги его другие стихи:
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.

Не стихи - мантра! Помню их с юношеских лет.

Александр, спасибо. Непременно, учту поправки. И фамилию Валентины Илларионовны сейчас же внесу.  Конечно же, по аналогии с фамилией, например Склодовская  в род.падеже Склодовской. Но если брать форму именит. падежа - Склодовска, то в род опять же будет Склодовской.
Спасибо!
19:39 11.01.2016(1)
2
Александр Красилов
Голос Талызиной - редкий по красоте и тембру.
Впрочем, она (с присущей ей однако и самоиронией) и сама знает ему цену и говорила об этом в "Линии жизни".
20:00 11.01.2016(1)
Да, у нее очень чистый, сочный, ясный, даже я бы сказала - вкусный голос. Вообще, удивительная штука: у многих голоса красивые, но не у всех при этом - благозвучные. Вот, у покойной Валентины Толкуновой шелк и масло было в голосе. На нем человек отдыхал. Из азербайджанских  - таким благозвучием обладал Рашид Бейбутов. Его даже называли - сладкопевец.
Ну, а о голосах Бабановой, Кенигсона, Кторова, Плятта  вообще уже молчу. У меня в детстве целый ящик пластинок был. - сказки в исполнении Бабановой, Плятта, Марецкой. Незабываемо...
20:05 11.01.2016(1)
2
Александр Красилов
Кенигсону, кстати, очень тяжело давалось озвучивание Луи де Фюнеса в "Большой прогулке" - темп речи у Владимира... ммм... но куда деваться?.. Владимировича (!) гораздо медленнее, чем у экспансивного французского актёра, особенно в роли приснопамятного дирижёра в "БП", но тем не менее Кенигсон с озвучиванием справился блестяще.
20:29 11.01.2016
О, Кенигсон-Луи де Фюнес - блестяще!!!!!!!!!!!!!!!! Никогда не забуду: 80-й год, мне 11 лет, мама в ожидании брата, и мы отдыхаем в каком-то пансионате на Апшероне. Жара, духота, праздная, скучающая публика. Одно развлечение - фильмы в летнем кинотеатре. Но там беда: комары, как собаки кусаются!!! Тогда ведь не было не спреев, ни батареек против комаров, только гвоздичная вода, да и то, не всегда помогала. А завернуться в одеяло тоже нельзя - от жары окочуриться недолго!
Так вот сидели и терпели. Но! Когда крутили Жандарма и инопланетян, Человек-Оркестр... Александр! Какие комары?!На них все плевать и чихать хотели! Настолько голос захватывал, завораживал!
А Тото - Чеслав Сушкевич! Великие имена, великие!
07:45 11.01.2016(2)
1
Rocktime
Стихотворение "С любимыми не расставайтесь" настолько меня впечатлило, что как-то само собой "выползло" (по выражению Э.Рязанова) вот это...

Лежу спиною на планете
С землёю сросшийся, без сил.
Лежу спиною на планете.
Прохладен воздух, льдисто чист.
Лихач пронёсся на карете.
Когда-то он меня возил.
Лихач пронёсся на карете –
Пьянчуга, сволочь, морфинист.

Тобой разлюбленный мужчина,
Я умираю на дороге.
Тобой разлюбленный мужчина…
Мне больше не о чем жалеть.
За расставаньем будет встреча.
Я верю, что настанут сроки.
За расставаньем будет встреча.
Сведёт с тобой меня лишь смерть…
18:30 11.01.2016(1)
1
Спасибо огромное, Юрий! В вашем стихотворении мне особенно понравились строки:

Лежу спиною на планете
С землёю сросшийся, без сил.

Прохладен воздух, льдисто чист.

Тобой разлюбленный мужчина,

Такая пронзительность  есть в них. Спасибо!
18:40 11.01.2016(1)
Rocktime
Вам спасибо, Ляман, за прекрасную работу!
19:28 11.01.2016
12:08 11.01.2016(1)
1
Якутянка
"С любимыми не расставайтесь"  и мое любимое стихо,  Банни! А твое  я забираю себе,  очень понравилось, спасибо  сердцем.
18:26 11.01.2016
1
Rocktime
Забирай, Птичка, мне не жалко.
10:10 11.01.2016(1)
Замечательно дело ты делаешь, Ляман Такие статьи необходимы и их надо писать. Спасибо тебе за рассказ о прекрасном поэте. И , если знаешь, поведай о судьбе внучки Кочеткова.
18:49 11.01.2016(1)
1
Милая Танечка. Это не мне спасибо, родная, это в первую очередь - поклон светлой памяти Л.Озерова, так много сделавшему для сохранения памяти о поэте.Я лишь дополнила его школьными воспоминаниями, ну, и еще раз вспомнила об этом замечательном поэте.
С Наташей Кочетковой мы учились в параллельных классах. Она в девятом и десятом А, я в - Б. Дружили, вместе готовились поступать в один филологический вуз. И поступили: она на заочное, я на очное. Наташа девятью месяцами меня старше, она родилась в ноябре 1968, я  - в августе 1969 года. После школы мы уже общались реже. Она вышла замуж, еще, будучи в Баку, кажется,за военного моряка, но этого я точно не знаю. Здесь же в Баку, у нее родился первый сын. Потом они переехали в Россию. Сейчас, кажется, живут в Москве, или Московской области. У них потом еще родилась дочка. Мы как-то нашли друг друга по соцсети, даже удалось говорить по телефону в соцсети, переписывались, но потом я из соцсети ушла, а письма приходили все реже, пока совсем не прекратились. Наташа очень много работает, у нее не всегда есть доступ к компу, у нее еще второе образование - психолога, и она работает, по-моему в дошкольных учреждениях, но это точно я не знаю. У нее уже давно другая фамилия по мужу.
Наташенька в моей памяти осталась необыкновенно талантливым, очень сосредоточенным  и музыкальным человеком, полным внутренней силы и света. Дай Бог ей всяческого благополучия.
18:57 11.01.2016(1)
Спасибо за рассказ  о Наташе И спасибо за твое доброе сердце.
19:27 11.01.2016
1
Тебе спасибо, Танечка!
00:31 11.01.2016(1)
Наталья Эстеван
Спасибо вам, Ляман, что открываете неизвестные мне имена талантливых литераторов. С большим интересом прочитала  рассказ о судьбе  Александра Кочеткова. Все слышали стихотворение -  "Баллада о прокуренном вагоне", но немногие знают автора этих  строк, обладающих сильнейшей энергетикой. Наверное, такое мог написать только человек, действительно столкнувшийся с мистическим событием, когда судьба спасла его от неминуемой гибели.
Интересно как сложилась жизнь Наташи Кочетковой, ведь она сохранила генетический код своего талантливого дедушки?
19:22 11.01.2016
Наташенька, это вам спасибо, за теплые слова, за прочтение, И, конечно же, в первую очередь спасибо Льву Озерову, за трепетную любовь к имени А.Кочеткова. Это благодаря Льву Озерову во многом появилось это эссе.
Наташенька, я в ответе Татьяне Лаин рассказала о судьбе Наташи Кочетковой. Вы посмотрите в ответах под этой статьей. Или я сейчас скопирую вам сюда!
С Наташей Кочетковой мы учились в параллельных классах. Она в девятом и десятом А, я в - Б. Дружили, вместе готовились поступать в один филологический вуз. И поступили: она на заочное, я на очное. Наташа девятью месяцами меня старше, она родилась в ноябре 1968, я  - в августе 1969 года. После школы мы уже общались реже. Она вышла замуж, еще, будучи в Баку, кажется,за военного моряка, но этого я точно не знаю. Здесь же в Баку, у нее родился первый сын. Потом они переехали в Россию. Сейчас, кажется, живут в Москве, или Московской области. У них потом еще родилась дочка. Мы как-то нашли друг друга по соцсети, даже удалось говорить по телефону в соцсети, переписывались, но потом я из соцсети ушла, а письма приходили все реже, пока совсем не прекратились. Наташа очень много работает, у нее не всегда есть доступ к компу, у нее еще второе образование - психолога, и она работает, по-моему в дошкольных учреждениях, но это точно я не знаю. У нее уже давно другая фамилия по мужу.
Наташенька в моей памяти осталась необыкновенно талантливым, очень сосредоточенным  и музыкальным человеком, полным внутренней силы и света. Дай Бог ей всяческого благополучия.
02:39 11.01.2016(1)
С  поэзией   А Кочеткова я познакомилась по фильму Э.Рязанова "Ирония судьбы" - там прозвучали знаменитые строки  "С любимыми не расставайтесь... " Они меня тогда поразили своей силой и проникновенностью. Позже, бывая в Кисловодске, я узнала  о нем много любопытного. Оказывается, он родился в Лосином Острове, а это совсем рядом с нами, всего в 5 км от нашего дома. А прожил жизнь у нас на Кавказе, в Кисловодске.Там у него был двухэтажный особняк, где любили бывать и М. Волошин, и Ал. Толстой, и Вяч.Иванов,  и даже поэты из Владикавказа, моей  родины. Дом  в Кисловодске был своеобразным культурным центром. Компании был веселыми и шумными, с чаепитиями и пирогами, В центре внимания был сам А.Кочетков, которого друзья называли "Наш Пушкин" (он ведь был Александр Сергеевич).  В доме была библиотека и читальня, а стихи Кочеткова опубликованы тогда же в машинописном сборнике "Кисловодская тетрадь" (это уже потом опубликована "Золотая урна"). К сожалению, особняк в Кисловодске на улице Широкой уже снесен. Я очень благодарна тебе, что вспомнила об этом чудесном человеке и прекрасном поэте.  Кстати, он не был членом Союза писателей.
19:03 11.01.2016
Женечка, это тебе Спасибо, что сообщила столько нужных и хороших фактов. Действительно, как мало, как скудно мы знаем о жизни людей, даривших нам минуты счастья и тихой радости, раздумья и светлой печали. А, с другой стороны...
Женечка, знаешь, у нас говорят, могила человека должна сровняться с землей, затеряться, только тогда его душа воспаряет в рай. Я вот подумала, ведь сколько поэтов и писателей, чьи имена не вспомнят уже при жизни, но которым после смерти ставят помпезные памятники, а люди, случайно побывавшие на кладбищах, спросят: "А кто это?" - "А это писатель, который написал такой-то роман". И двое собеседников посмотрят друг на друга, и пойдут дальше. А тут, вы представьте, наткнутся на полуразрушенную урну и спросят: А кто это7 - А это тот, кто написал "С любимыми не расставайтесь".
И все! Более уже ничего говорить не надо.
И, конечно, великое Спасибо недавно ушедшему от нас Эльдару Александровичу. Благодаря его фильму, это стихотворение обрело вторую жизнь и бессмертие.
16:31 11.01.2016(1)
Нина Атучина
Со стихами А.Кочеткова познакомилась в старших классах (1974-76 гг) в лит.студии,переписывали,откуда уже не помню.Наизусть все знали "Балладу...и другие его удивительные строки. В это же время я открыла тогда для себя почти запрещенного Мандельштама и Арсения Тарковского, стихи последнего выучила из фильма "Зеркало".Если о двух последних поэтах информация все более пополняется, то о Кочеткове ничего не знала, поэтому,низкий поклон и спасибо вам за ценные факты и искусно написанное эссе.
18:24 11.01.2016
Спасибо Вам огромное! Если уж быть до конца точной, то благодарить надо не меня, а Стаса Садальского, и особенно - Льва Озерова. Я лишь дополнила их материал своими школьными воспоминаниями, и попыталась еще раз вызвать интерес к этому замечательному поэту.
Но все равно, очень приятно! Спасибо!