Шестилетний Артём кушал мороженое с наслаждением и радостью. Он впивался зубами в прохладную мякоть «Лакомки», с причмокиванием облизывал его подтаявшие края, и всё поглядывал на деда. «Наверно тоже хочет мороженое, - думал он. – Вон как жалостливо смотрит на меня».
- Дедушка, тебе оставить мороженое? – спросил Артём.
- Не надо, внучек, – ответил Семён Васильевич. – Давно уж не хочется сладкого.
Дед действительно «жалостливо» смотрел на Артёма. Но видел в нём, как отражение в зеркале, самого себя. Мороженого в деревне раньше не продавали. Но мать приносила, например, первое долгожданное куриное яйцо из подворья.
- Слава богу, дожили до весны, - радовалась она, - куры занеслись.
Яйцом в руке она гладила по голове сына, приговаривая:
- Сколько у Сёмушки волос на голове, столько пусть будет и яичек на дворе.
Она вкрутую отваривала яйцо и подавала Сёме с холодным молоком - запить. Ни с каким мороженым не сравнить! Не было ничего на свете вкуснее этой еды.
Хотя, как не было?! А первая клубничка, первая смородинка… В саду и в огороде всё быстро поспевало. Пахучие огурцы, сахарная морковка, ароматные яблоки… А вскоре и картошкой молодой разговлялись с матерью.
«Когда же люди начинают уходить от «сладкого»? – глядя на счастливого внука, пытался понять Семён Васильевич. – Чтобы съесть тот же кусок мяса, человек сначала до обугливания зажарит его на костре, круто поперчит и посолит. Шашлык – видите ли! Сладкий сахар люди превращают в горький самогон, листья табака - в «курево» и дышат смрадным дымом сигарет – не надышатся. А уж про коноплю с маком и говорить нечего! Жуткая зависимость! Смертельная казнь!».
- Дедушка, а почему тебе давно не хочется мороженого? – перебил раздумья Семёна Васильевича Артём.
- Маленьким я тоже любил сладкое, - пытался ответить дед. – А потом рос, рос и «израстился» как-то.
- Я что ли тоже изращусь?
- Нет, Артёмка, не израстишься. Ты же умный мальчик, и я хочу, чтобы ты всю свою жизнь любил сладкое. Кушай, милый, кроме еды только мороженое – и в пятьдесят, и в семьдесят лет кушай
- Дедушка, а ты возьми себе чего-нибудь не сладкое. Семечки купи или сухарики.
- Я куплю, сыночек дорогой, - расчувствовался Семён Васильевич,– отведу тебя к матери и обязательно куплю.
- А чего ты купишь, дедушка?
«Действительно, что купить после гуляния с внуком – стакан водки или пару бутылок хорошего крепкого пива?».
- Да уж чего-нибудь куплю, Артём, только не мороженое, - уклончиво ответил дед
|