Произведение «Март. Бирюза.»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 75
Читатели: 861 +1
Дата:
«Март. Бирюза.» выбрано прозой недели
23.01.2017
Предисловие:
Настроенческое

Март. Бирюза.

День начинался светло-серым, словно неведомый божественный художник в минуту тоски или творческого наития выбросил все краски и оставил только одну - серую с легким жемчужным оттенком. Легчайшими серыми были абрисы домов, веточки деревьев, влажный асфальт; отовсюду тянуло неуловимым запахом, который только намечал весну. Приятно было стоять на влажной террасе, дышать голым холодком весны и знать, что начался уже могучий гон жизни в земле, заскорузлых стволах, зябком и нежном цветении миндаля.

Художница любила эти рассветные часы последних дней февраля и начала марта. Она вспомнила слова своего педагога в художественной академии - чудаковатого, вечно прихорашивающегося старика, боготворившего творчество Левитана: «Если вы хотите научиться рисовать – изучайте книги по рисованию и слушайте лекции, а если хотите научиться писать – вбирайте в себя мартовские утра. Пейте их как вино, смакуйте, вдыхайте каждой клеточкой, запоминайте каждую черточку, мельчайший переход цвета. И вникните, вникните в их воздушность, жемчужность, невесомость ибо они неповторимы. Не-пов-то-ри-мы!!! Запомните это! Кто постигнет чудо мартовского утра, тот будет писать все. И да осенит вас легкая кисть Левитана!»

Речь старика-профессора была возвышенно-старомодна, и студенты подсмеивались над ним и называли: «Левитанистый наш». Но художница запомнила этот завет, и он не обманул ее. Она встречала март в разных городах и весях, но неизменным в это время оставались подъем в пять утра и «Песня жаворонка» Чайковского – старая запись на диске.

Каждый март раскрывался по-особенному. Иногда светло-серый свет разбавляли тончайшие ноты зеленого, в другой раз - розового, сиреневого, янтарно-желтого. Но эти цвета были робкими, словно божественный художник сомневался, не утяжелят ли они его любимый нежно-серый, не нарушат ли его акварельную хрупкость.

Поэтому сегодня, выйдя на террасу, она ахнула. Никогда еще так властно, даже нахально не вторгалась в женственную симфонию серого яркая небесная бирюза, в которую, словно сговорясь, маленькие дрозды устремили свои ликующие трели.

Художница машинально потрогала бирюзовые бусы на шее. С ними она не расставалась: ей привез их будущий муж из командировки в Шираз и утверждал (по словам торговца!), что это знаменитая персепольская бирюза из древнего великого города, разрушенного Александром Македонским.

В то, что бирюза чудом выжила после похода Александра, верилось с трудом, но все же в словах «персепольская бирюза» было что-то магическое. Художница прикасалась к прохладной лазури с бронзовыми прожилками и ей казалось, что это окаменевший отблеск знаменитого пожара Персеполя, устроенного Таис Афинской.

«Бирюза – камень и цвет счастья, - вспомнилось ей давно прочитанное. – Она приносит счастье в любви и предохраняет от падения с коня».

Художница усмехнулась. На коня ей садиться не приходилось, а счастье в любви состоялось, но было совсем недолгим. Да и может ли искристое счастье быть долгим? Муж был альпинистом, самозабвенно любил горы – они притягивали его своей разноликостью; морем он восхищался, но считал его однообразным, а горы были страстью. И песня «Лучше гор могут быть только горы» будто была написана для него. Снова и снова штурмовал он бирюзовые вершины и однажды шагнул в бирюзовую синь чужих глаз, потому что лучше гор могут быть только горы, На Которых Еще Не Бывал.

На память о нем остался маленький дом с террасой, увитой синим вьюнком и цветком со смешным названием «Сердечко Жаннеты», бирюзовые бусы и несколько фотографий мужа в свитере, с трубкой и бородой а-ля Хемингуэй.

Несколько заполошных романов после развода принесли ей яркое, мимолетное счастье. В каждом живом существе, если оно чувствует любовь и заботу, возникает нечто, мгновенно  осеняющее душу. То, что люди называют признательностью. И художница думала о своей жизни с тихой нежностью, с той изысканной, деликатной благодарностью, которая отличает искренние светлые чувства. Не столь важно, кто или что оставляет зарубки на твоем сердце, главное, чтобы его собственный отзвук был чистым и верным.

Художница наугад взяла с полки книгу. Она знала, что это за книга, помнила ее почти наизусть, и знала, что раскроется именно эта страница:

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлении, лучший цвет жизни.»

Еще с детских лет пронзили ее сознание эти строки. И молодой поэт с сумрачным взглядом словно предопределил ей судьбу, и если бы можно было вернуться сейчас в те зыбкие, бессмертные, юные года, то только затем, чтобы угадать свое назначение. А может, оно в том, чтобы встречать на холодной террасе мартовские рассветы и верить, что увидишь среди них самый неповторимый, и тогда написать красками свой маленький шедевр, написать непременно хоть когда-нибудь?!. Кто знает?..

А небесная лазурь разгоралась все ярче, властно прорезала, раздвигала серое утро, и вот уже первые лучи вспыхнули на оконном стекле, брызнули на стены, на поникшие листья «Сердечка Жаннеты», скользнули по чуть привядшим, но все еще ярким губам художницы.  Она улыбнулась и пододвинула к себе мольберт, краски и кисти.

…Новая картина была названа «Март.Бирюза»
Реклама
Обсуждение
     20:11 28.02.2018 (1)
Интересное было ощущение: читаешь рассказ, а в глазах как будто возникает картина. Слова словно превратились  в краски, тона и оттенки... Это было здорово. Спасибо за рассказ, Ляман!
     20:19 28.02.2018
Спасибо, родная моя!
     21:39 26.01.2017
Хочется  сказать  многое, многое  еще скажут. Единственно, что  хочу  сказать - это картина  прекрасна. Воочию  чувствуются  все  краски.
     00:31 26.01.2017
Ваша "картина"  удалась! Чувствуются оттенки всех цветов жизни.
     15:04 23.01.2017 (1)
1
"Зачем я жил?"
Может, для того, чтобы испытать свои силы в горниле, и выйти из него твердым и... НЕ холодным,  и чтобы желание пить мартовские утра оставалось с нами до глубокой старости...
Необыкновенно, Ляман!
     15:39 23.01.2017
1
Возможно, так и есть, Авива...
Спасибо вам.
Это так, зарисовка. "Февраль" - более серьезен.
     11:45 18.01.2017 (1)
1
" она думала о своей жизни с тихой нежностью, с той изысканной, деликатной благодарностью, которая отличает искренние светлые чувства.
Не столь важно, кто или что оставляет зарубки на твоем сердце, главное, чтобы его собственный отзвук был чистым и верным".

Такое светлое, богатое, радостное произведение.
Оно  передает настроение духовно богатой личности, которая всегда  может найти в себе самой спасение  от любого негативного внедрения извне.
Ее интеллектуальная  шкатулка  наполнена до краев драгоценностями  познаний мира: здесь и Ефремов, Хемингуэй...
"Таис Афинская" вполне может быть настольной книгой любой женщины, чтобы училась развивать в себе женственность,
но   и  личность, способную поддержать беседу на любую тему,  не  умоляя уровня. И чувствуется, что диапазон познаний обширен...
А лекции драгоценнейшие профессора, чего стоят!  Учат самому главному умению: слушать, видеть, впитывать.
И музыка, чувствуется, не чужда ей.  В итоге перед нами предстает : яркая, гармонично развитая личность.
Она вполне   сама может залечивать зарубки на сердце, ибо есть -ЧЕМ и ОТКУДА ЧЕРПАТЬ ЛЕКАРСТВО ДУШИ.
Оттого-то она способна ощущать счастье от малейшего дуновения ветра.
Как  же нужны такие  произведения для становления молодого, несовершенного сознания.
Да чего уж там... Многим зрелым никогда не постигнуть и малой толики  этого ОЩУЩЕНИЯ,
Спасибо, за возможность размышлять, Ляман.
     15:41 18.01.2017
1
Спасибо, дорогая...
Спасибо вам.
     21:49 04.09.2016 (1)
Ляман! Твои слова как   мартовское утро - воздушны, жемчужны и неповторимы. Спасибо, тебе!
     22:29 04.09.2016
Спасибо, дорогая моя Анночка!
     16:00 12.04.2016 (1)
Как красиво и как зримо!
     17:30 12.04.2016
Спасибо вам! Загляните еще на "Февраль, предшествующий Марту.
Если будет время и желание!
     23:55 24.03.2016 (1)
Грустная миниатюра....но это жизнь!
     23:59 24.03.2016
Спасибо вам огромное!
Если будет минуточка, загляните еще на "Февраль". Он предшествует Марту.
     10:05 22.03.2016 (1)
«Левитанистый наш». Сколько теплоты , уважения и добрых чувств заложено в этих двух словах.
     11:02 22.03.2016
Спасибо вам огромное за понимание!
     02:57 21.03.2016 (1)
Несколько заполошных романов...
Заполошных... Редкое слово...
Я думаю, что оно уместно здесь.

 Я догадываюсь, что Саше не понравилось...
Все разные.
     09:25 21.03.2016 (1)
Олег, все дело в том, что, Александр, наверно, не обратил внимание на слово в предисловии: "настроенческое".
Я знаю, что слово "заполошный" не совсем подходит.
Но, если я написала так, значит, так мне ощущалось, так чувствовалось.
Другие определения, ну, никак не ложились на душу в этот момент, хоть и выглядели более элегантно.
Просто, от Александра, при его действительно огромной эрудиции, достойной всяческого уважения, ожидалось чуть-чуть больше душевной чуткости, чуть больше сердечности.
Тем более, что слово в предисловии, само по себе осторожно давало посыл к прочтению этой миниатюры.
Мне жаль, что все так произошло, Олег.
Но я правду написала в резюме: "если чувствую, что человек со мной ни на одной волне, сразу прекращаю с ним общение." Это только нервотрепка и для него и для меня. А зачем?
Знаешь, есть шикарный афоризм: "В спорах рождается истина". Это, наверно, так.
Но еще более шикарно, на мой взгляд, его продолжение,придуманное неким острословом: "Иногда споры становятся такими ожесточенным, что истина умирает, истекая кровью."
Я окровавленной истины не хочу, но и делать то, что мне не по душе, вот нутром чувствую - пусть правильнее, элегантнее, но не то, не то, - тоже не хочу. Это уже будет не то.
     09:57 21.03.2016 (1)
Я за тебя!
     10:25 21.03.2016
Реклама