_______________________________________________________________________________________
Художника или писателя делает критика и реклама.
Верно ли это утверждение?
Отчасти, это действительно так. Об этом писал еще Э.Хемингуэй.
То есть имя писателю или поэту создают литературные критики и менеджеры, но если он хотя бы
раз поддастся на их лесть и обещания, то больше он никогда уже не будет писать хорошо и правдиво.
Именно таким образом чаще всего и убивают писателя, а сиюминутный коммерческий или иной какой успех,
– это слишком мизерная плата за так и не появившиеся на свет хорошие и долговечные произведения.
Здесь нет временных рамок, настоящее искусство вечно. Даже если писатель или художник зарабатывает своим
трудом достаточно много денег, то в могилу он их с собой все равно не заберет. А успех, как приходит, так и уходит.
Придет время, когда над такими «признанными мастерами кисти и резца», как Церетели или Глазунов будут
смеяться, смеются уже и сейчас, но большинство пока все же верит в их мастерство и исключительность.
И исключительность тоже может быть разной.
Проблема еще и в том, что людей знающих и понимающих литературу и искусство всегда очень мало,
они – это точно такие же гении, как и сами творцы прекрасного. А в мире чистогана и как бы узаконенного
нарциссизма, и вся рать критиков, литературоведов и менеджеров от искусства сориентирована на этот
сиюминутный коммерческий успех.Казалось бы, только законченный идиот будет ежедневно смотреть
по ТВ «мыльные оперы», и, тем не менее, идиотов почему-то меньше не становится, а им на смену приходят
другие идиоты, и другие времена.
Такое искусство недолговечно, это как автомобиль, взятый на прокат, – покатался и забыл.
Есть такая поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Покупая всякую дрянь,
мы бесцельно расходуем деньги, потребляя продукцию литературного, кино- или художественного рынка
низкого качества, мы разбазариваем еще и свою душу.
Примерно тоже происходит и с художником, и по прошествии нескольких лет, едва ли кто-нибудь и вспомнит,
какой замечательный мастер слова, кисти или музыкальных фиоритур мог из него получится.
Помни, взыскательный художник, – работая на массового потребителя, на широкую публику, ты неизбежно
будешь вынужден потакать и ее дурному вкусу. Тоже касается и дизайна, и вообще всего.
Но именно так и происходит. Литературная критика и реклама, жадные до славы искусствоведы убивают
художника. Они снова и снова требуют от него чего-то чуждого его восприятию мира, или: «Пусть будет
в вашей манере, я прошу и даже настаиваю на этом, но так, чтобы это нравилось публике!
Остальное уже наше дело…»
Что касается Мастерства, то теория и техника стихосложения или, скажем, ваяния и зодчества имеют весьма
отдаленное отношение к собственно мастерству. Учебники по стихосложению гении еще в юности читают
не как учебники, но открывают окно в окружающий их и прекрасный мир, как девушка с замиранием сердца
читает душещипательный роман.
Все досужие разговоры о титанических усилиях в работе, о постепенном восхождении к Вершине, –
это только хорошее успокоительное средство для тех, кто эту вершину никогда не покорит. Они не идут ни в какое
сравнение с минутами несравненной радости от видения окружающего мира и пребывания в этом внезапно
открывшемся мастеру, и прекрасном мире. Это и называется Вдохновением, все остальное ерунда. Гению сама
Природа говорит, что он – гений, и ему совсем не обязательно об этом еще и рассказывать.
Остальные сами себе это придумывают, пытаясь сравнивать себя с другими, но ориентируется они, как правило,
на далеко не лучшие образцы. И еще, сейчас каждый сможет написать «как Пушкин», но только Александр Пушкин
смог это сделатьдва века назад. Пушкин стал Поэтом в шестнадцать лет…
Мастеру не нужны прижизненные издания с «золотым обрезом» или даже какой-нибудь литературный портал.
Единственная его цель, – это работа, творчество. А сделать что-то очень хорошее можно в любых условиях, даже,
казалось бь, и в невыносимых. Ненависть и друзей, и врагов, это как огонь и вода, именно они и закаляют сталь.
Похвалы радуют, преждевременные лавры развращают. Но есть такой уровень мастерства, когда даже разговоры
о нем становятся бессмысленны.
.
| Помогли сайту Реклама Праздники |