Произведение «Как помирить буквы. Глава 9»
Тип: Произведение
Раздел: Для детей
Тематика: Сказки
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 582 +2
Дата:
«урок 4»

Как помирить буквы. Глава 9

– Как хорошо мы вчера играли, – сказал Ваня, едва открыв глаза.
– Да, ты прав, – ответила Таня потягиваясь.
– А мне сегодня приснился удивительный сон.
– Какой?
– Мы с тобой оказались в каком-то красивом месте. Очень похоже оно на домик в лесу, где живут принцессы, но это другой дом. Он лучше, роднее.
– И мы были одни? – спросила Таня, сев на кровать и свесив ноги.
– Нет, там были… были…
– Мама и папа, – еле слышно подсказала сестра.
– Точно, там были наши родители. Ой, а кто это?
– Не знаю, но я тоже часто вижу во сне их. Они такие добрые и родные. Давай спросим у принцесс?
– Давай! – согласился брат.

После завтрака в столовой интерната дети вышли на улицу. Присев на скамейку в саду Школы памяти, они начали вспоминать прошедший урок.
– Я запомнила все гласные звуки, – сказала Таня.
– И я не забыл, – откликнулся Ваня. – Только мне кажется этого мало для чтения.
– Конечно, ведь для чтения нужно знать буквы, – послышался голос Письмы.

Принцессы стояли рядом и ласково смотрели на детей.
– Доброе утро! – хором воскликнули дети!
– Доброе утро! – сказала Уста. – Хорошо спасли?
– Хорошо, хорошо! – воскликнул Ваня. – Мне такой замечательный сон приснился.
– Что за сон? – поинтересовалась Письма.
– Мне снился загородный дом, где играем мы с Таней, а рядом наши родители.
Принцессы переглянулись, ожидая продолжения.
– Кто такие родители? Я не помню, – спросил мальчик.
– Родители от слова «род», – пояснила Уста. – Это близкие люди, которые заботятся о своих детях, воспитывают их.
– Как наши воспитатели? – поинтересовалась Таня, внимательно слушавшая разговор.
– Да, как воспитатели. Родители и дети – это  семья,  – пояснила Письма. – Каждая семья живёт в отдельном доме или квартире.
– А почему мы живём не с папой и мамой, а здесь? – тихо спросил Ваня.

Тут появились звуковички, стали садиться на голову, одежду детей.
– Ой, щекотно, – закричал мальчик вскакивая. Он устремился в заросли цветущей сирени, спрятался. Таня побежала за ним.
– Что им ответить? – печально спросила Уста.
– Пока ничего, – ответила Письма. – Будем ждать, когда память вернётся окончательно.
Принцессы с нежностью наблюдали за играми детей, а спустя время одновременно хлопнули в ладоши. Звуковички тут же устремились к ним. Вслед за ними прибежали и дети.

– Пора на урок! – сказала Письма строго.
Таня взяла брата за руки и вприпрыжку поскакала к лавочке.
Здесь уже летали знакомые звуковички. Но только принцессы подошли, как они замерли, пристроившись на листьях соседнего дерева.
– Как хочется быстрее научиться читать, – шепнула сестра брату. – Я вчера видела у принцесс в домике столько книг. Обложки такие красивые. Жаль, я не смогла их рассмотреть.
– Когда это ты успела? – удивился Ваня. – Мы же вместе были.
– Ты убежал после обеда, а я посуду на кухню относила. Там дверь открыта была в одну комнату, вот я и заглянула.
– Дети, о чём вы так таинственно шепчетесь? – спросила Письма.
– Я сказала, что видела у вас в домике много книг, так хочется их прочесть, – Таня покраснела и опустила голову.

Письма подошла к детям, положила руку на плечо девочке.
– Очень хорошо, что ты хочешь научиться читать. Книги помогают узнать окружающий мир. Не смущайся. Мы рады, что ты видела книги. Эта комната называется библиотека. В ней собрано много книг. Кто много читает, тот много знает.
– Скорее бы научиться читать! – воскликнул Ваня. – Тогда я  прочту все книги о путешествиях.
– Ты любишь путешествия?! – одновременно воскликнули принцессы.
– Да, когда я вырасту, то посмотрю многие страны, – мальчик замолк, удивлённо посмотрел на принцесс, потом на сестру.– А что такое страны?
Принцессы переглянулись, Уста сказала:
– И об этом написано в книгах.
– Тогда давайте, пожалуйста, быстрее учиться читать! – попросил Ваня.
– Ой, смотрите, какая необычная бабочка появилась, – прервала разговор Таня и побежала вслед за необычным насекомым.
– Ваня, иди скорее сюда, – позвала девочка брата. Когда он подбежал, она показала на растение:
– Этот цветок называется мак, я знаю.
– Конечно, мак, из него появится много маковых зёрнышек, когда он поспеет, – подтвердил Ваня.
– Подождём, когда он отцветёт, соберём семена, и у нас будет маковая поляна, – мечтательно вздохнула девочка.
– Это не только красивый цветок, но  волшебный, – сказала Письма, быстро подойдя к детям
– Правда?! – в два голоса закричали дети.
– Слова мак начинается на какой звук? – спросила Письма, она тоже оказалась возле цветка.
– М-м-мак! – запела Таня, за ней и Ваня.
– Какой необычный звук, он так трудно произносится, – сказал Ваня, а Таня добавила:
– Ему что-то мешает: губы закрылись. Трудно произносить.
– Какие вы стали  умные-разумные, – засмеялась Уста.

А Письма сообщила:
– Такие звуки называются согласные*. Согласный звук образуется при прохождении выдыхаемым воздухом  полости рта. Звук  преодолевает препятствия, создаваемые языком, губами, зубами, небом. Все согласные звуки состоят из шума, который создается при этом.  В некоторых согласных звуках,  кроме шума,  участвует голос, который создается колебанием голосовых связок**.
– Есть и песенка про них:
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь».
– Как красиво и точно! – захлопали в ладоши брат с сестрой и начали подпрыгивать, декламирую понравившиеся строки.
– Ой, смотри, Ваня, бабочка с цветка подружилась со звуковиком (а),  – девочка протянула ладошку, на которую тут же сели крылатые создания.
– Дети, познакомьтесь с новым звуковичком, – сказала Уста. – Он называется (м).
– Согласный звук (м), – серьёзно произнёс Ваня.
– Правильно, а теперь смотрите, как они составляют слоги и слова.
Звуковичок (а) пристроился на лепесток цветка, а звуковичок (м) медленно полетел к нему, звеня крылышками:
– М-м-м.
А когда он подлетел к цветку, запел другой звуковичок:
– А-а-а!
– Попробуйте и вы, – предложила Письма,
Дети запели:
– М-а!
– Вот и слог! – воскликнула Письма. – Дружит гласная с согласной, составляют вместе слог***.
– Ура! Ура! Ура! – заплясали дети, а бабочки стали перелетать на разные места.

Вот звуковичок (а) сел на ладошку девочки, а потом полетел к другу, оглядываясь назад, как бы приглашая за собой. Он летел и пел, а Таня бежала за ним повторяя:
– А-а-а, – потом остановилась у мака:
– М-м-м!
– Я поняла, – обрадовалась девочка, – получилось: ам!
– Ам! Ма! – кричал Ваня, внимательно следя за звуковичками, перелетающими с одной его ладошки на другую.
–  У меня получилось целое слово «ум», – обрадовалась Таня, когда на её руку сели звуковички (у) и (м).
– И у меня слово, вот «а-а-ам»! – громко сказал Ваня.
– А у меня два слога, – закричала девочка, еле удерживая порхающих бабочек, –
Ма-ма.
Таня повторила слоги, а потом заплакала:
– Хочу к маме!

_____________________
*Согласные являются также звуками, при произнесении кото-рых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и, преодолевая препятствие (см. место и способ образования согласных), изменяет своё направление.
** http://tutrus.com/fonetika/soglasnye
***http://propedagog.ru/gramatika/43-slog
Реклама
Реклама