Произведение «Как помирить буквы. Глава12»
Тип: Произведение
Раздел: Для детей
Тематика: Сказки
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 563 +1
Дата:
«урок-5»

Как помирить буквы. Глава12

Теперь Таня и Ваня занимались всё время чтением слов, оставленных звуковичками и знаками. Через несколько дней они могли свободно читать односложные слова типа: мак, рак, дом, дым, кот, рот.

Таня первая предложила брату не только читать, но и самим составлять слова. Это так понравилось Ване, что он придумал игру «Найди предмет». В ней один из участников составлял слово, а другой должен найти предмет, который оно означало.

Вот Таня побежала в сторону леса, Ваня с трудом догнал сестру:
– Ты куда?
– К реке.
– Зачем?
– Ты же составил слово «рак», а раки живут в речке.
– Точно, – почесал затылок мальчик. – Как-то я не подумал об этом.

Дети подбежали к берегу небольшой речушке, что протекала у леса.
– Интересно, раки живут у берега или в глубине? – спросила Таня.
– Раки прячутся в норах или под корягами,– раздался весёлый голос.
Дети повернулись и увидели молодого парня в фиолетовом комбинезоне.
– Вы решили наловить раков на обед? – поинтересовался незнакомец.
– Нет, мы играем, – пояснил Ваня. – Я составил слово, Таня прочла его и стала искать предмет, который это слово обозначает.
– Ты составил слово «рак», – догадался незнакомец.
– Ага, – кивнул мальчик. – Я забыл, что раки живут в воде, а Таня не забыла. Вот мы и прибежали сюда.
– Не боитесь заблудиться? – спросил молодой человек.
– Не-ет, – замотал головой мальчик, а сестра тревожно огляделась.
– Ваня, ты знаешь, как нам вернуться домой?
– Я…я, – мальчик умоляюще посмотрел на незнакомца.

Тот звонко рассмеялся:
– Нельзя убегать от дома, если не разведал дорогу назад. Хорошо, что меня встретили. Я как раз в гости иду к принцессам. Вы их ученики?
Дети кивнули, с интересом разглядывая нового знакомого.
– Я магистр Дон Согласный, а вы Таня с Ваней, так?!
Дети шагали рядом с молодым человеком и рассказывали о своей жизни.
– Значит, вы научились читать односложные слова с твёрдыми согласными? – спросил магистр Дон.

Дети переглянулись, Таня смущённо пролепетала:
– Односложные слова те, в которых один слог, да?!
– Да, эти слова называются ещё словами с закрытым слогом, потому что на конце стоит согласный.
– Точно! – обрадовался Ваня. – «Мак» начинается с согласного и заканчивается им, а гласный один в середине слова.
– Теперь вам пора читать открытые слоги.
– Какие?
– Это те, где слог оканчивается на гласный звук. Например, со - мы, ко-ты.
Дети задумчиво молчали, переваривая услышанное. Наконец, Таня тихо произнесла:
– Сом- сомы, кот-коты. Звучит почти одинаково, только в первом слове один слог,  а во втором – два.
– Конечно! – согласился магистр, – Все слова читать нужно по слогам. Для начинающих нужны специальные книги, где есть такое разделение. Я принёс несколько.

Он протянул детям маленькие книжечки с яркими обложками. Брат с сестрой остановились и начали перелистывать страницы.
– Смотрите, что я нашёл! – закричал Ваня, показывая страницу, где весело шелестели листья на деревьях и порхали птицы.
– Картинка как живая.
Не успел он произнести последнее слово, как птицы вспорхнули со страницы и закружились над головами детей, распевая весёлую мелодию
– Ничего себе! – в два голоса воскликнули дети.
– Не балуйте! – пригрозил магистр, и птицы заняли свои места в книге.
– На этой страницы  написаны не только слова, – задумчиво произнесла Таня. Это… это…. Вспомнила, здесь записано предложение. Мы учили его схему, обозначая каждое слово линией, а теперь предложение написано словами. Сейчас прочту.

Она положила пальчик на страницу книги, которую держал брат, и зашевелила губами:
– Рома у сос- ны. На су-ку ку-ку -ш-ка. На суку кукушка. Это птица, которая поёт так интересно: ку-ку! Ку-ку!
– Ну, ты даёшь, сестрёнка! – восхитился Ваня. – Я так не смогу.
– Сможешь! – убеждённо произнёс магистр. – Попробуй!

Таня показала мальчику страницу, где играли малыши. Ваня нахмурил лоб и зашептал:
– Он Саша. Это про мальчика. О - на Лу- ша.  Это про девочку.
– Дальше не могу: г..г…г…р…ра.
– Тут написано трёхсложное слово. Что дети делают на картинке? – спросил магистр.
– Играют! – хором воскликнули дети.
– Правильно! Сегодня это новая тема.

Дети посмотрели на нового знакомого с изумлением, забыв все слова. А он рассмеялся:
– Мы почти пришли. Чей там домик?
Ваня схватил сестру за руку и бросился бежать. Когда они подбежали к дому, то на веранде увидели принцесс, которые поили чаем ещё одного незнакомца. Он был как две капли воды похож на магистра Дона. Только костюм его имел зелёный цвет.

Дети остановились, с изумлением разглядывая гостя.
– А ты уже здесь, дорогой брат! – сказал подоспевший Дон.
– А ты где бродишь? – спросил гость в зелёном костюме.
– Ты воспользовался магией, а я решил прогуляться. На берегу встретил вот этих пострелят.
Дон оглядел притихших ребят.
– Познакомьтесь, дети. Это магистр Дин Согласный.
– Здравствуете! – послышался нестройный хор.
– Чего приуныли? – рассмеялись магистры.
– Вы так похожи, – негромко произнёс Ваня.
– Да, мы похожи, потому что у нас много общего, – сказал магистр Дин. – Уста и Письма рассказали нам о ваших успехах. Молодцы!
– Я тоже могу рассказать об этих ребятах нечто интересное, – заявил магистр Дон.

Видя недоумевающие взгляды брата и принцесс, продолжил:
– Только что они научились читать двусложные слова.
– Неужели?! – в два голоса воскликнули принцессы.
Дети смущённо кивнули. Появилось пушистое облако, на котором стояли буквы, взявшись за руки.
– Об-ла-ко про-плы-ло, – прочла Таня.
Девочка повернулась к собравшимся.
– Оказывается, зная буквы, можно прочесть самые длинные слова.
Принцессы захлопали в ладоши, а Ваня сказал:
– Таня такая смышлёная, мне за ней трудно угнаться, но я попробую.
Мальчик поднял глаза и начал читать:
– Тут  Са-ша, а там И-ра.  Им хо-ро-шо. Шар… Не могу дальше прочесть.
– Вот я и пришёл, чтобы вы смогли прочесть слова с мягкими согласными, – заявил магистр Дин.
– Какими? – спросил Ваня, посмотрев на сестру.
– Без меня вам не обойтись! – раздался звонкий голос.
К беседке быстро шагал ещё один молодой человек.
– А вот и третий брат! – сказала Письма, Уста добавила:
– Теперь все в сборе, можно урок начинать.
– Только после того, как дети пообедают, – сказал вновь прибывший.
Пока принцессы кормили детей, братья что-то оживлённо обсуждали на скамейке у входа в дом.

Когда принцессы подвели брата с сестрой к магистрам, встал молодой человек в красном комбинезоне.
– Я не представился: магистр Гласик Аука.
– Как-как?! – переспросил Ваня, а Таня радостно засмеялась.
– Прошу в кабинет, – невозмутимо произнёс Гласик, хотя в глазах его бегали смешинки.
Он вытянул правую руку, сделав круговые движения. Тут же в беседке появились парты и доска на ножках.

Дети уселись за первую парту, а магистры встали  у доски.
– Смотрите внимательно, дети, – произнёс магистр Динь.
Тут появились звуковички, окружив молодых людей плотным кольцом, так, что виднелась только голова в радужном окне.
– Я понял, понял! – закричал Ваня. – Вы командуете разными звуками.
– Точно, какой ты внимательный Ваня! – сказала Таня весело. – Магистр Гласик командует гласными звуками, магистры Дон и Динь – согласными.
– Да-а-а, – протянул мальчик задумчиво. – Только почему-то над одним кружатся звуковички синего цвета, а над другим – зелёного. Ага! Это они распределились по цвету, ведь у магистров такие же костюмы, что и у них крылышки.
– Нет, Ваня, крылышки у всех звуковичков одинаковые, – возразила Таня. – Но что-то у них есть синего или зелёного цвета… Как это называется? А, вспомнила: у них тела разного цвета.
– Правильно, дети! Подтвердил магистр Гласик. –  Мы командуем один гласными, другие согласными. Но мы командуем не только звуками, но и буквами.

Тут магистры дружно переглянулись и сказали хором:
– Подождите, позовём позже.
– Это буквы хотят к нам сюда, – пояснил магистр Дон. – Им не терпится начать читать все-все слова с вами.
– Все-все?! – переспросили дети.
– Абсолютно все! – подтвердил магистр Гласик.
– Скорее бы! – воскликнула Таня. –  Очень хочется прочесть все книги в библиотеке принцесс.
Реклама
Реклама