Произведение «Как помирить буквы. Глава 21»
Тип: Произведение
Раздел: Для детей
Тематика: Сказки
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 654 +2
Дата:
«урок 15»

Как помирить буквы. Глава 21

В этот день дети никуда не попали, хотя очень просили показать очередной сюрприз. Взрослые отправили их по комнатам, ведь день оказался слишком насыщенным. Ваня пытался увлечь беседой сестру, через минуту оказавшись в её комнате. Таня не поддерживала разговор, зевая постоянно. Пришлось мальчику тоже отправиться спать.

Во сне брат с сестрой вновь переживали появление пушистого друга. Много друзей не бывает! Такую истину усвоили дети раз и навсегда. А ведь раньше они не считали нужным  заводить дружбу с одноклассниками, считая их выскочками и зазнайками. А так ли было на самом деле?

Проснувшись рано утром, Таня побежала в комнату брата. Двери в лесном домике не запирались, поэтому она беспрепятственно вошла в комнату мальчика, предвари-тельно постучав.
– Так и знала, что ещё спишь, – затормошила она брата, но он не просыпался. Девочка пощекотала пятку, не спрятанную под одеяло:
– Вставай, лежебока! А то сюрприз проспишь!
Ваня открыл глаза и сел на кровати:
– Сюрприз? Какой?
– Не знаю, но нам обещали показать что-то интересное.
– А мне сон приснился про Пушка и  Бобика. Они так хорошо играли…
– Знаю, знаю, – перебила его Таня. – А рядом были мама и папа.
– Ты тоже это видела?!
– Конечно! Мы же близнецы, нам часто снятся одинаковые сны. Забыл что ли?
– А ты сейчас не плачешь при упоминании родителей, привыкла здесь? – поинтересовался мальчик.
– Здесь хорошо, – вздохнула девочка, – но по маме с папой я очень скучаю. Только я поняла, что нужно многому научиться, чтобы заслужить их прощение. Разве не так?
– Ты права. Мы так провинились перед ними. Как они могли терпеть нас, таких злых и упрямых?!
–Ты встаёшь?! – Таня отвернулась, вытирая непрошеные слёзы. – Жду тебя в столовой.

И вот уже небольшой отряд отправляется за новыми приключениями.  Впереди шагает еловый лев. Он идёт важно и степенно, иногда оборачиваясь, чтобы проверить все ли на месте. А на его спине сидит бельчонок Рыжик, крепко держась за гриву.

По обеим сторонам от Шишкуна бегут Бобик и Пушок. Они тоже чувствуют важность момента, ведь им доверили охранять  детей.

Ваня и Таня шагают, взявшись за руки. Дети успевают посмотреть по сторонам, отмечая новые картины страны Грамматики.

Через несколько минут вся процессия выходит на окраину города. Здесь стоит аккуратный домик с ажурным забором, сквозь который видны маленький садик и клумбы с цветами. У калитки стоят принцессы Уста и Письма.
– Как  долго вы шли! – сказала Письма.
– А мы рассматривали местность, – объяснил Ваня.
– Очень красиво вокруг! – добавила Таня.

Звери устроились в сторонке, слушая разговор, но не принимали в нём участие. Они понимали, что весь поход был затеян для детей с какой-то определённой целью.
– Сейчас перед вами первый этап путешествия, – сообщила Уста.  – Заходите в дом.

Дети медленно вошли во двор и поднялись по ступенькам крылечка.
Принцессы провели их в большой зал, где за столом сидели знаки и маленькие незнакомки в красивых шляпках.
– Здравствуйте! – в два голоса сказали дети, с недоумением глядя на знаков.
Твёрдый знак встал:
– Разрешите представить наших лучших друзей, – он кивнул малюткам, те дружно встали, поклонились детям:
– Запятая,  – сказала незнакомка в синей шляпке.
– Точка, – сказала незнакомка в красной шляпке. – Присаживайтесь, ребята!

Дети несмело присели на стулья, оставив кресла для принцесс.
– Рассказ будет долгим, – сообщила Точка, – поэтому мы приготовим чай и сладости.
– А вы начинайте повествование, – обратилась Запятая к знакам.
Хозяйки покинули помещение, появившись через несколько минут с подносами. Они делали всё так тихо, что рассказ не прерывался ни на минуту.

– Однажды буквы поссорились. В стране Грамматике начались печальные дни, ведь без букв невозможно написать и прочесть ни одного слова, – начал Мягкий знак.
– Фея Грамматики Буквида отправила буквы в город Забвения.
– Ах! – воскликнули дети и притихли.
– Да, да! Именно в город Забвения! – сказала принцесса Уста. – Сюда попадают разные персонажи сказок, которые не хотят выполнять свою работу или становятся опасными для окружающих.

Дети опустили головы, их щёки покрылись стыдливым румянцем.
– К сожалению, и вы, ребята, стали представлять опасность для близких. Вы капризничали, грубили родителям и учителям, дразнили одноклассников, обижали домашних животных. Ваши родственники хватались за голову, не зная, как перевоспитать вас, – продолжила Уста. – Вот и пришлось вас отправить в город Забвения. Здесь никого не заставляют учиться. Можно целыми днями играть и бездельничать.
– Но такая жизнь не понравилась братьям-знакам. Захотели они помирить буквы и вернуть им память о прошлой жизни. Как это сделать, они не знали, пока не нашли домик Точки и Запятой, – рассказала Письма. – Думаете, легко вернуть утраченную память? – обратилась она к детям.
– Трудно, очень трудно, – сказал Ваня.
– Трудно и больно, – прошептала Таня.
– Буквы не знают боли, но хорошо понимают чувства людей, ведь рассказывают об этом на страницах книг. Память вернулась к знакам, когда они увидели вот эту картину, – Письма кивнула на стену, где располагалась большая картина.

Дети повернулись и  стали внимательно рассматривать необычное изображение.
– Конечно, – сказал Мягкий знак, – как нам было не узнать Фею, её помощников  и замок, где мы работали.
– После того, как к знакам вернулась память, они вместе с Точкой и Запятой стали думать, как помочь буквам и придумали, но это второй этап путешествия, – сказала Уста. – А пока, вы ведь поняли, что не зря познакомились с новыми жителями нашей страны? – И продолжила, увидев утвердительные кивки детей.
– Посмотрим, что вы знаете о знаках препинания*.
– В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак! – закричал Ваня.
– А зачем нужны эти знаки? – Уста лукаво посмотрела на детей.
– Точка отделяет  одно предложение от другого,– сказал Ваня, поглядывая на сестру.
– Ведь каждое предложение о чём-то разном рассказывает, – пояснила Таня.
– Правильно! – одобрительно посмотрела принцесса на детей. –  Предложение выражает определённую мысль. Когда эта мысль заканчивается, то предложение отделяется от другого предложения знаком препинания. Часто это бывает точка, но может быть и запятая. Вот послушайте маленький рассказ.

Уста перевела взгляд с детей на других гостей, затем на хозяев и начала рассказ:
– Наступила ночь, на небе показались звёзды. Месяц выглянул из-за тучки, подул свежий ветерок. Сколько здесь предложений?
– Пауз было четыре, – задумчиво произнесла Таня.
– Значит, и предложений четыре! – заявил Ваня.
– Если поставите точки, то будет четыре предложения, – согласно кивнула Уста.
– А если поставить кое-где запятые, то будет всего два предложения, – пояснила Письма.
– Как это? – хором спросили дети.
– Как вы считали, говорите! – потребовала Уста.
– Наступила ночь – первое предложение, – сказал Ваня. – На небе показались звёзды – второе предложение.
– Месяц выглянул из-за тучки – третье предложение, – сказала Таня. – Подул свежий ветерок– четвёртое предложение.
– Правильно, – одобрительно посмотрела на ребят Письма. – А теперь посчитайте, сколько предложений в этом рассказе.

На стене вместо картины появился экран, где буквами был записан рассказ Усты. Только знаки препинания были расставлены не так, как сказали дети. Он выглядел вот так: «Наступила ночь, на небе показались звёзды. Месяц выглянул из-за тучки, подул свежий ветерок».
– Ничего себе! – воскликнул Ваня. – Теперь только два предложения.
– Да два, но они называются сложными, потому что состоят из двух простых предложений, – объяснила Письма.
– Вот, оказывается, для чего нужна запятая! – воскликнул мальчик.
– Не только для этого, – рассмеялись принцессы.
– Запятая ставится при перечислении предметов, сказала Уста и добавила, видя непонимающий взгляд детей:
– Какого цвета цветы вы знаете?
– Красные, синие…
– Белые, голубые…
– Розовые, фиолетовые…
– Жёлтые, оранжевые…
– Стоп, стоп! – замахали руками принцессы.
– Составьте предложение о цветах, используя эти  слова.
– На полянке выросли красные, розовые, жёлтые, голубые цветы, – сказала Таня.
– Сколько здесь слов? – повернулась Уста к мальчику.
– Восемь, – уверенно сказал он.
– Молодец, Ваня! А ты слышал, как красиво произнесла Таня это предложение?
– Красиво? – нахмурил брови мальчик. – А! Понял: она делала паузы между словами.
– Это и есть перечисление, – сказала Уста весело. – В данном предложении перечисляются цвета.

Дети развеселились и стали сочинять предложения о разноцветных шарах, затем о мебели, о посуде, где присутствовало перечисление.
– Вижу, вы поняли, где ставится запятая. Об остальных случаях узнаете на уроках русского языка, – остановила их сочинительства Письма. – А с какой целью нужно ставить в конце предложения вопросительный или восклицательный знак?

Дети переглянулись и посмотрели на экран. Там появились Вопросительный и Восклицательный знаки. Первый – весёлый и улыбающийся, второй– грустный и понурый.
– Восклицательный знак ставится, когда мы громко кричим или радуемся, – закричал Ваня.
– Вопросительный знак ставится, когда мы о чём-то спрашиваем, – тихо добавила Таня.
– Правильно! – обрадовалась Письма.
– Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией и тогда ставится разный знак, – сказала Уста.– Вот послушайте, как я произношу.

И она начала произносить предложение, выделяя голосом интонацией своё отношение к нему.
– Привет.
– Привет?
– Привет!
– Поняли! Поняли! – воскликнули дети и, перебивая друг друга, закричали:
– В первом предложении ставим точку.
– Во втором вопросительный знак.
– В третьем восклицательный знак.
– Умнички! – воскликнули принцессы.
– Молодцы! – сказали Мягкий и Твёрдый знаки.
– Грамотеи! – подмигнули с экрана Вопросительный и Восклицательный знаки.

– А теперь продолжим рассказ о приключениях букв в городе Забвения, – сказала Письма. – На чём мы остановились?
– Вы сказали, что к знакам вернулась память, они вместе с Точкой и Запятой стали думать, как помочь буквам и придумали, – выпалил Ваня. – Что же они придумали?
– А придумали они вот что, – хитро улыбнулась принцесса.

__________________
Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
Реклама
Реклама